Честно говоря, «Хрустальный» Маловичко настолько меня шокировал до глубины души (
https://fuflopisatel.livejournal.com/844074.html), что от Kion в целом и вообще от отечественной кинопродукции я зарёкся ожидать чего то хорошего. Синопсис сериала «Немцы» звучит так же как звучит синопсис любого фильма и сериала, снятого креаклами на спонсорские деньги, где креаклы рассказывают про то какие они хорошие, и как им тяжело жить в Этой Стране среди быдла, воров, мусоров и просто ублюдков. И проблема даже не в том, что нельзя про это снимать. Ради Бога, снимаете если получается хорошо. В конце-концов вы же эти деньги берёте не у Минкульта что бы громко Ахеджакнуть (слово обозначает высшую форму обличительного порыва либерально настроенного человека, в отношении окружающей действительности), а других коммерчески успешных спонсоров. Да и на самом деле, люди меня читающие и знающие, в курсе что я вообще мрачный и желчный уебан, который любит славянские (и не только) страдания. Поэтому против чернухи ничего не имею. Если только то что вы снимаете и делаете, сделано хорошо и качественно. И если показанный вами ад имеет под собой какую то основу кроме ненависти и вечного нытья. Но подавляющее большинство отечественных креаклов, потомков советских интеллигентов, а теперь уже и просто блатные дети своих не менее блатных родителей, в принципе не способны произвести на свет божий ничего акромя очередных рассказав о себе прекрасных в поганой стране среди быдла... В общем, как и в случае с «Психом», я от «Немцев» не ждал ничего хорошего. Но в данном случае, синопсис вас обманывает. Синопсис звучит и читается как типичная история про героя - коий ака Навальный, активно и со смаком борется против гнусной власти. И все малолетние революционеры побежали смотреть! И радикально настроенные граждане тоже.
Так вот, сериал он вообще не про то... нет, вообще и про это тоже. Но обо всём по порядку. Поверьте, тут есть что обсудить. И сериал этого обсуждения достоин.
Начнём с того, что сериал это экранизация одноимённого романа Александра Терехова. Сам роман я не читал, но интерес к творчеству автора он безусловно вызвал. Так что это уже плюс, если в книге всё хотя бы на половине так же как в сериале. По ходу всего повествования ощущается крепкая литературная основа. И это заслуга и сценариста-режиссёра Стаса Иванова.
Почему «Немцы»? Ну во первых, потому что главный герой Антон Эбергард (Евгений Коряковский), немец, как и его дочь. Немцев в сериале вообще много. И помимо собственно прямого намёка на цензуру, важность немецкого населения Гвардейской области, прибывших сюда ещё при царях. И намёк на оккупацию и узурпацию власти, и на много чего ещё. Название вообще довольно иронично, что становится понятно особенно по итогу просмотра.
Где именно Гвардейская область находится, не уточняется, но по всем признакам это та самая экологически и социально не сильно благополучная, но очень даже индустриальная и экономически прущая буром вперёд Западная Сибирь. Индустриальный миллионник Гвардейск, столица края, что стало быть всесоюзная и кладовая и кузница, становой хребет экономики страны. Стагнации нет, но особо процветания тоже незаметное. Заводы открываются, экологии швах, денег много но идут куда то не туда. Нравы местной элитки знакомы в общем то всем, кто живёт в России последние лет 40, особенно в регионах Урала и Сибири. Никакой особой жести и беспредела в области нет. Совершенно обычное и медленно гниющие болотце, где кучка уродов особо не борзея, но медленно кушают всё что можно скушать, и разве что друг-друга по сытости пока не трогают. Это болотце пытается из-за всех сил расплескать местная медийная звезда, и главный внесистемный оппозиционер и либеральный рупор области, Антон Эбергард. Шатает с очень переменным успехом. Антон имеет вес и голос, он действительно очень талантливо владеет словом. Он популярный блогер, успешный колумнист, не очень продаваемый но всё же издаваемый писатель. Он действительно верит в то что говорит и честен моментами просто до омерзения. Проблема в том, что Антон умудряясь быть иногда редкостной обаяшкой (даром что харизма у мужика лютая), который действительно может жечь глаголом сердца людей, а так же обладателем не хилых таких яиц пятого размера. По жизни является на редкость душным хуйлом, мизантропом, циником и эгоистом. Который не сколько страдает, сколько наслаждается своим существом. Через это общение со всеми людьми в его жизни, давно уже превратилось в какой то дурной фарс. Коллеги от него устали, дочь ни в хер не ставит, жена вообще откровенно презирает. Единственные кто ещё держаться Антона, это его лучший друг мент, да нынешняя девушка которая искренне любит своего ебанашку. В общем, когда Антон начинает очень «профессионально» (без вменяемой доказательной базы, основывая материал на домыслах и слухах) опускать в своём блоге ведущего политика региона Хассо (Виталий Коваленко), глава новостного агентства не без удовольствия выбрасывает того на улицу. Уязвлённый в лучших чувствах и оказавшись на грани натурально полного денежного банкротства, Антон решается пойти на работу пиарщиком и пропагандистом... к самому Хассо. Олигарх местный, даром что мужик хитрый и умный, сразу раскусывает что тут что-то не то. Но после «проверки на доверие» вводит журналюгу в своё окружение, даром что по мерзости он остальным не уступает, а может даже их превосходит, а по уму так точно по круче многих. Разумеется у нашего матёрого гонзо-журналиста есть какой то план, и он его придерживается. И план тут не только в том что бы очень хорошо разбогатеть. План в том что бы показать народу «истину», но проблема в том, что власть и деньги развращают. И нужно умудриться каким то образом сохранить в себе хрупкие остатки человечности и не превратится в законченную тварь. Но моральный крах это ещё не все проблемы. Ведь накануне выборы, и Ворошиловск - вотчина Хассо, огромный индустриальный центр (читай Новокузнецк) становится точкой соприкосновения интересов очень большого количества группировок как региональной так и федеральной власти. И борьба эта ожидает быть крайне жёсткой. А тут ещё и серийный убийца объявился...
Дальше будет изрядная пачка спойлеров. Ибо детальный анализ без этого невозможен.
Начнём с того, что в сериале нет ни одного проходного актёра и не одной проходной роли. Все на своём месте, все отыгрывают отлично, иной раз наблюдать заслуженных сериальных актёров в новом и интересом амплуа любопытно и тем приятнее что они отлично справляются с этим. Вообще с этим в последнее время в отечественных сериалах всё стало как то очень неплохо.
Но с Коряковского и его работы я просто охренел. Мужик до этого снимающейся на вторых ролях в телесериалах (хотя он вроде как ещё и режиссёр), в неплохих ролях, внезапно продемонстрировал в уже достаточно солидном возрасте, метаморфозу уровня Брайана Крэнстона. Потому что его персонаж и его игра прекрасны, и даже для российского кино, уже не бедного на всяческих фриков и эксперименты - Эбергард это что-то из ряда вон.
Антон действительно когда то давно видимо, фанатично верил в перемены, и эта вера делала его очень правым в собственных глазах, вытесняя все недостатки. Как бы оттеняя тот факт, что как человек Антоша то ещё говно. Однако слом был болезненным, разочарование в мире и особенно в себе, было колоссальными. Он всё ещё очень весёлый, упёртый, и очень злой, и даже всё ещё немного идеалист. Это тот самый человек, читая чьи статьи или смотря чьи видео, вы в восторге от него и обожаете его. За его юмор, за его смелость, за честность и умение безапелляционно говорить факты в лицом все подряд, не боясь никого и ничего. Но в реальной жизни, вы бы не хотели быть рядом с таким человеком. Потому что этот бешеный, отбитый на всю голову мудак, легко превратит вашу жизнь, как и жизнь всех своих родных и близких в тотальный ад. Но через всё это юродство, тотальное неуважение к чужому мнению и обозначения себя пупом земли проглядывает истинная суть Антона. Он абсолютно, беспардонно честен. Будучи сам человеком мерзким, он легко видит вокруг такую же грязь, умей он врать он бы достиг колоссальных высот среди этих мразей. И в общем то это этим он и начинает заниматься, до какого то определённого момента. Но проблема в том, что он тот кто всегда в лицо тебе скажет кто ты и что-ты. Причём в свойственной ему манере, красиво и со вкусом, так что вы захотите засмеяться, прежде чем пустить ему пулю в лоб. В конечном итоге именно черта и вела его всю жизнь туда где он оказался в последствии.
Вторая сюжетная линия про дочь Эбергарда (Анна Завтур) Эрну, и она тоже на удивление хороша. Молодёжная линия в силу возраста большинства авторов, одна из самых хреновых в отечественных сериалах в принципе, особенно для взрослой аудитории. «Немцы» здесь снова удивляют тем, как эта тема подана и то насколько она убедительна. Трагедия девочки во многом является отображением ярчайшего примера, откуда берутся малолетние дебилы и почему это плохо. Выращенная в семье двух конченных эгоистов (тот самый случай, когда отец куда меньший мудак чем мать), унаследовав от отца незаурядный ум и яркую выраженную течь крыши, дитё одолеваемое ветром в голове и сексуальными позывами мечется от революционной деятельности в шайке таких же малолетних дебилов, к желанию пользоваться своей породистой красотой по прямому назначению. Попутно сношая мозги несчастному влюблённому уже в неё лет десять другу задроту и вообще всем окружающим её людям.
При этом нельзя сказать что у девки с головой всё совсем плохо, она как и все малолетние дебилы, искренне желает всего самого лучшего и что бы никто не ушёл обиженным. Но в силу отсутствия минимального жизненного опыта, изрядного количества дури в башке, юношеского максимализма и просто банального думания пилоткой, ситуация с каждый разом становится лишь гаже. Что усугубляется тем, что малолетка вообще не понимают в какую жопу она влезает. Анна отыграла отлично, от отечественных актрис с такой то внешностью увы уже стало моветоном ждать вменяемой актёрской игры за некоторым исключением. Но образ малолетней дуры, которая сама не знает чего хочет, и история её взросления в разумную девушку которая в жизни поняла что-то важное, это почти недосягаемый для современного российского кино уровень. С взрослением мужских персонажей у нас ещё как то что-то есть, а вот с историей женских персонажей в схожих обстоятельствах, у нас традиционно всё плохо. А здесь внезапно всё выполнено на ять, вызывая диапазон эмоций от «наорать и выдать пенделя» до «обнять и никому не отдавать». Достижение я считаю.
ЧСХ, именно через историю Эрны и других малолетних дебилов, ещё и подаётся тема харрасмента. Не так как это подаётся в отечественном телемыльном говне написанного пидорами, с шуточками и прибауточками мол «баб надо иметь, иметь и ещё раз иметь, как завещал великий чукча». И не так как это подаётся сегодня на западе, где одолеваемые животной похотью белые гетеросексуальные твари, облизываются и заваливают на стол невинных божьих одуванчиков.
Нет, всё показанное очень жизненно. Без прикрас, но и без преувеличений. Просто мерзкое и гнусное с точки зрения нормального человека, уебанство, как оно по сути и есть. С целым вагоном взаимных обид, боли и таким количеством поломанных жизней в последствии, что у любого нормального человека вызовет лютую неприязнь к самой концепции «отношений на работе», вплоть до желания стучать в комитет нравственности. Настолько всё в результате вышло кошмарно.
То ли смеяться то ли плакать тут можно лишь над тем, что жертвами циничного поимения стали оба Эбергарда, в самом что ни на есть прямом смысле (к счастью для Антона, в гетеросексуальном).
Если же идти к глобальному., то это наверное один из лучших фильмов показывающих коррупцию изнутри. Показывает именно с точки зрения не технологии, этого то хватает. Нет, с точки зрения именно психологии. С точки зрения людей которые на самом верху вовлечены в весь этот тошнотворный гадюшник. Безусловно это сериал российский, и он про Россию. Но тематика очень уж универсальна, наивно было бы полагать что в высших эшелонах власти по всему миру, хотя бы даже на региональном уровне, где то дела обстоят по другому. Рука руку моет всегда и при любой власти. Тут вопрос безусловно лишь в уровне контроля. При том что в сериале не сказать, что жёстко сгущают краски. Тотальной коррупции и полного ахтунга не показывается. Просто это тот уровень, и те деньги, когда закон работать попросту перестаёт.
И ведь самое хорошее с точки зрения драмы, но кошмарное с точки зрения реальной жизни - заключается в том что однозначных подонков подавляющее меньшинство. И у большинства есть какие то свои резоны и оправдания. Не у всех, есть просто жадные подонки, есть конченные твари. Как и везде, вот что самое кошмарное. В ЖКХ, на почте, в МВД, в юстиции, в медицине, везде одно и тоже. Большинство нормальных людей не могут по другому работать в изначально порочной системе, потому что по другому работать попросту невозможно.
Тот же Хасо, вы думаете он злодей? А вот авторы со мной оказывается солидарны, и справедливо полагают что подавляющее большинство коррупционеров, глубоко несчастные люди. Продукты своей эпохи и выбранной стези, который в какой то момент поддались искушению, получив возможность присоединится к другим, тем кто шепчет на ухо «у колодца то и не напиться». А через 10-15 лет, обнаруживают что это жизнь похожая на ад. Что люди тебя бояться, твоя голова всегда на мушке, дружбы нет, любви тоже. И кругом только гнойные мрази, которым от тебя только и нужно что бы ты им что-то дал, а иначе они тебе воткнут нож в спину.
И такого вот, жизненного и порой очень по настоящему жуткого, его кругом полно. Авторы не сгущают краски, они просто показывают как есть. И это в какой то момент начинает касаться всех. Продажные и честные менты, обычные тупые подростки, журналисты мучающееся вопросами моральной этики и простые люди. Все рано или поздно с головой оказываются вовлечены в этот нескончаемый круговорот ненастья. И остаётся только надеется что тебя он не заденет, потому что ты песчинка.
Но концовка... концовка как для меня неоднозначна. Потому что хочется верить что плохие вещи случаются только с плохими людьми. И в свою очередь показанное не является избыточным методом борьбы со всем злом что есть в стране, да и в мире. Я не люблю такого вот чернушного и излишнего сгущения красок. Но замечу лишь то, что последняя серия уделывает первые три фильма Быкова одной левой. Успевая за один час хронометража, показать и рассказать всё про современную Российскую боль и повестку на уровне, до которого Быков сумел добраться только лишь в фильме «Завод».
Авторам свойственен фатализм. И потом мы не будем забывать, что если бы главный герой не был такой несносной и неуправляемой скотиной... но это уже история другого рода. А здесь история именно такая. Про двух немцев, странных, несносных, рождённых не в то время и вероятно не на той планете. Двух людей, что оказались слишком странными что бы жить, но слишком редкими что бы сдохнуть. Аминь.
Итог:
9 из 10. Это безусловно эпик вин. Мрачно, хлёстко, злобно, реалистично, правдиво, и на самом деле тяжело. Мощная драма, недурной детектив. Но что важнее, своеобразная история своеобразных людей, и своеобразный в мрачных тонах портрет уходящей эпохи «стабильности». Но с преимущественно негативной коннотации. Но это жизнь, к сожалению. Но почему у фильма такой незаслуженно низкий рейтинг понятно...хотя не понятно, идите на хер. 7 баллов? Серьёзно? На шесть десятых балла меньше чем у сраного «Медиатора»? Посмотрите и поставьте балл выше. Но просто что бы вы поняли, это кино может здорово по вам ударить.