"Смерть и Девушка" 1994

Sep 06, 2024 19:40

Конец 80ых, неназванная Южноамериканская страна (тут вариантов много, это и Чили, и Аргентина) - первые дни демократического правления нового президента, создаётся чрезвычайная комиссия по расследованию преступлений против собственного народа совершаемые властями прошлой хунты. И возглавить их бывший оппозиционер а ныне крайне законопослушный и страдающий избытком идеализма новый генеральный прокурор (Стюарт Уилсон). Причин для этого у него много, одна из которых, брак с любовью всей его жизни Паулиной (Сигурни Уивер) женщины сколько прекрасной - столь же и жизнью искалеченной, прошедшей через застенки тайной полиции и получившая там травмы которые физически ещё залечить можно, а вот морально... Живущие в глухом уединении, где то на скалистом океаническом побережье, они однажды волей случая встречают своего соседа с которым раньше то и не общались никогда - милейшим дядькой, местным врачом и семьянином (Бэн Кингсли). Узнав о чьём присутствии - Паулина начинает себя вести крайне странно (точнее как абсолютно сошедшая с ума), параноить, прятаться, пытаться сбежать из дома и так далее (причём явно уже не в первый раз). А потом возвращается домой, где мужчины разумеется офигев от происходящего - уже успели основательно накидаться, размышляя о том что женщины сумасшедшие, бьёт соседа по башке и берёт его в плен под дуло пистолета. Думаю учитывая контекст, вы уже догадались по какой причине.

Я уже как то писал, что европейское кино не ставит своей целью морализаторствовать или осуждать кого либо. Как правило оно просто показывает процесс чего либо, а если в истории мораль и есть, то подаётся она не в лоб, и часто бывает пространной. Полански на таких историях собаку съел, он вообще наверное режиссёр самых широких (в хорошем смысле) взглядов, которые ставит неудобные вопросы, но в отличии от того же Фон Триера - делает это с человеческих позиций, по всей видимости мизантропом не являясь, а как раз наоборот. На самом деле, практически все фильмы Романа, они про человечность, в той или иной степени. Тут проблема лежит в другой плоскости - то что иногда это скорее какие то сопельки напоминает, а не агитацию за общечеловеческий гуманизм.

Ну вот просто даже если задуматься над основной идеей. Что есть вещи, чудовищные вещи которые простить нельзя, и есть монстры которые их творят. И всегда можно сказать, что люди такие какими мир позволяет им быть. Что всегда можно спустить с поводка собственного монстра, что всегда можно пытаться быть меньшим злом когда у тебя нет выхода но сломаться в процессе. Что нельзя опускаться до уровня зла и карать его за былые преступления с той же жестокостью... этот боян Роман и в "Пианист" пытался пропихнуть, и получилось если честно - очень плохо. Здесь это работает, потому что в фильме всё как бы в реальности, но как бы и нет. А вот если бы время и место действия была не неназванная некая южноамериканская страна конца 20 века, а Польша или Франция 40ых? А вместо "доброго доктора" из застенок тайной полиции местного бананового диктатора, был бы смотритель "лагеря смерти"? Проканали бы такие же агитации за гуманизм со стороны сценаристов и режиссёра? Можно было бы сказать херню вроде "не опускаться до их уровня!". Что-то меня не убеждает если честно.

Нет, фильм, если что, прекрасен. Это насквозь камерная работа всего трёх актёров, которые говорят и проживают последствия, без прикрас и "стачивания углов", по настоящему чудовищных, кошмарных событий. Во всёх подробностях рассказывая, кого, за что, и как. И ведут себя при этом как нормальные люди, которые столкнувшись с тьмой - попросту не знают что с этим делать и как быть. Особенно если это задело лично тебя, твоих родных и близких. Очень сильно кино, очень сильное и очень грустное.

Про актёрские работы говорить излишне - потому что камерное разговорное кино, самый сложный жанр, а Роман один из лучших в мире режиссёров которые такое умеют. Но Сигурни Уивер... я не знаю, у меня нет слов. То что Сигурни потрясающая актриса и просто огонь-баба, все знают, и я это мнение разделяю.
Но в этом фильме на неё смотреть просто жутко. Насколько Паулина - восхитительная и страстная женщина, настолько же она абсолютно, фатально, сломана, и это выглядит так что реально сердце щемит. Гримёрам, больным ублюдкам (это я любя) отдельный респект - когда показывают голое искалеченное тело, многонедельных пыток... передёргивает просто. Моё почтение.

7.5 из 10. Сильное кино, весьма. Но тяжёлое.

рыализм, за жизнь, Полански, детективное, типа рецензии.

Previous post Next post
Up