May 16, 2024 07:10
Лето 2016 года, в Москве обретается, празднуя выход своей пока что первой и единственной книги, уже состоявшийся писатель Рябинин (Антон Шагин) - написавший какую то гламурную муру с романтическим уклоном про жителей Патриарших (совершенно беззлобный оммаж в сторону Александра Цыпкина). Достаточно типичный прилизанный московский интеллигент своего поколения, лет 40, образованный, разумеется либерал до мозга костей. Поэтому когда узнаёт от родителей, один из которых слёг в больницу с сердечным приступом - что его брат с которым он давно уже рассорился, поехал воевать на Донбасс, где благополучно пропал без вести, у него конечно моментально куча вопросов в духе "на хрена?!", "какое ему дело?!" и "он совсем дурак что ли?!". Тем не менее, мужик Рябинин нормальный, и не став посылать в зону АТО своего отца до выяснения, брата в место его последней дислокации поехал искать самостоятельно. Ожидаемо попав под самый каток всего происходящего. Что разумеется, сильно поменяет его взгляды на жизнь.
Замечу что Александра Проханова я не читал (может однажды исправлюсь), но именно как человек он мне очень симпатичен. Я конечно не разделяю его убеждений, но это тот человек левых взглядов, про которого я бы точно смог смело сказать что-то в духе "я не разделяю ваших убеждений, но готов умереть за ваше право их высказывать". Человек он как минимум неглупый (уж точно гораздо умнее меня), в жизни повидавший очень многое и сделавший для своей страны тоже очень немало, а самое главное - своих убеждений он придерживался всегда как и положено человеку с принципами. Но вот именно что быть знакомым с его творчеством - не было такого. Поэтому фильм мне было интересно посмотреть даже не из-за тематики (потому что события после 2014 года, у нас и до СВО не трогали вообще никак, и сейчас не желают даже двадцатиметровой палкой) а именно потому что мне было интересно посмотреть что он написал.
В целом увиденным я доволен, потому что история получилась простая, грустная но и жизнеутверждающая. Потому что по моему это первый фильм про весь этот конфликт - где автору было не плевать на то что он делает. И на фоне совершенно мудацких "Солнцепёка" и "Лучшие в Аду" - слеттерпанка и оружейного порно, снятого непонятно для кого с целью пропихнуть рекламу банды наёмников в каждый утюг. И абсолютно беззубые телемыльные поделия вроде "Десять Дней До Весны" - снятые совершенно очевидно до СВО (потому что если после - то это совсем плохо).
Здесь же у нас, крепкая военная драма - которая собственно показывает насколько этот конфликт по своей сути грязный, и насколько тому же ополчению реально было тяжело и насколько разноцветным оно было. О том как собирали добровольцев и вооружали их чем попало, и честно говоря не особо рассчитывали выстоять. 2016 год, когда ополчения это реально были гражданские под руководством немногих воевавших офицеров и иногда правоохранителей - у которых не было практически ничего, кроме голого энтузиазма и желания отстоять родную землю. И про то что любая война, особенно затяжная и идущая "не по правилам", всегда притягивает к себе стервятников - и радует что эту тему в фильме хоть и не развили должным образом. Но тему того, сколько за восемь лет конфликта на Донбассе, орудовало откровенной швали - нам придётся ещё поднимать и осмысливать долго. Но вообще это очень смело: когда нам показывают персонажа, бывшего уголовника и хоть и бесстрашную, но насквозь отмороженную мразь, который своей внешностью, манерой красиво говорить и повадками, совершенно очевидный оммаж в сторону Захарушки Прилепина - это не может не доставлять, учитывая декларируемые чуть ли не каждую секунду своей жизни Захарушкой, думаю включая моменты эякуляции и дефекации, то какой он сука коммунист-имперец. Уж не намекает ли Александр Андреевич в своей мудрости - что Захарушка наш, редиска?
Вообще относительно красного флага и рефлексии (со стороны ополченцев в первую очередь) в сторону советского прошлого - понятно что Проханов как человек своей эпохи и убеждений, не мог не ввернуть про великое советское наследие и противодействие именно просоветских убеждений нацизму в Украине. С какой бы лично я иронией к этому не относился - но это всё таки тоже факт. Для жителей Донбасса когда они встали защищать свою землю - именно социалистическая идеология стала главной. Очевидно потому, что Донбасс (как и вся современная Украина в прочем) была построена собственно советской властью. Для них советский, как и для киевской хунты, равно русский и ассоциация с Россией тут очевидно. Поэтому понятен в фильме пафос, в котором люди с подчёркнуто советскими убеждениями (на самом деле нормальные русские люди) - под красным флагом, воюют с убеждёнными нацистами, которые в общем то и пришли на Донбасс убивать людей, за то что те не захотели жить в стране где нацистские преступники признаются "отцами нации".
Последнее особенно важным мне кажется. Фильм показывают правду про ВСУ, которую "Вагнеровцы" в своих высерах откровенно затирали (видимо надеялись потом в свою банду бывших нацистов понабрать, чем они хуже массовых убийц и раслителей детей?) - показывая вместо войны страйкбольный матч. А всякая телемыльная хрень вроде опять же "Десять дней до весны" - показывало ВСУшников такими нормальными, немного заблуждающемся русскими людьми, которым просто не повезло. Как то упорно игнорируя жизнь - в котором Украина это с 91го года, бандитское государство с жёстким делением на сорта людей. Где западэнцы считают жителей регионов по Днепру, недочеловеками и жидами, жители регионов по Днепру считают западэнцев отмороженными и любящими инцест со своими сёстрами дикарями. Но всех жителей Юго-Востока и особенно востока страны (и всех людей, живущих по всей стране в целом, думающих как жители Донбасса) - с самого начала людьми не считали вообще не те, не другие. Это крайне неприятный, но факт. ВСУшники шли на Донбасс убивать местное население - своих же собственных сограждан. Не по причине того, что они русские или украинцы, потому что этнически разделить одних от других в современной Украине невозможно в принципе. А просто потому что обитателей восточных областей они за людей никогда особо то и не считали. И фильм отлично это показывает. Шли убивать своих сограждан, без сомнений, без колебаний. С отмороженной звериной жестокостью, свойственную тупорылому хуторскому быдлу едва умеющим читать - которых в детстве не пороли и не объясняли что такое хорошо и что такое плохо, да под руководством "белой кости" из насквозь скурвившейся "офицерства" и прочего политически активного класса. Как это в общем то всегда и бывает в обществе где побеждают бандиты (а "побеждали" они там долго, со времён Брежнева вонять начало), а потом начинают строить с какого то момента (и очень большой подачи спонсоров) нацизм в отдельно взятой стране. Без соплей, без рук заламываний, без типично повесточных пустых и картонных нарративов. В фильме просто жизнь - они пришли убивать, потому что местные с точки зрения ВСУшников должны были принять Бандеру или сдохнуть (или принять Бандеру и всё равно сдохнуть). Местным такое очевидно не понравилось и они взялись за оружие, как бы поступили любые нормальные люди.
Режиссёру и со сценаристу Илье Казанкову спасибо хотя бы за то что он умудрился всё это, не растеряв не разу не в художественной ценности, запихнуть в полуторачасовой фильм. В нынешние сериальные времена, умение рассказывать связную историю меньше чем, в лучшем случае, за четыре часа - становиться напрочь утерянным искусством. Здесь же, за полтора часа, нам наглядно, пусть и в рамках боя в окрестностях одного населённого пункта сельского типа - показывают собственно с чего эта война началась, за что воевало ополчение, с кем и чем они воевали, и как подобно способно поменять мировоззрение человека который вообще бесконечно от всего этого далёк и не понимает мира в котором живёт. Проблема в том что в нынешнюю эпоху рассуждать обо всём это может уже каждый. А вот снять хороший фильм на эту тему, даже после 28 февраля, всё ещё сложно. Снимать кино на сложные темы в принципе в нынешние времена нигде не любят, не только в России, но у нас особенно. То что тенденция потихоньку меняется, ну просто потому что банально нельзя быть жить в мире и быть от него оторванным - не может не радовать. Но такого честного фильма о Донбассе, я честно говоря не ожидал.
7.5 из 10.
рыализм,
историческое,
злободневное,
за жизнь,
милитари,
типа рецензии.