"Пианист" 2002

May 09, 2022 20:43

Классика кино, которая вызывает у меня противоречивые чувства. С одной стороны, Полански молодец, и очень точно передал одну из самых тёмных страниц истории Европы, причём передал то как он это умеет. С множеством мелких и крайне неприятных деталей, и при этом объёмно и фактурно. Одно только за это фильм стоит похвалить и сказать что он хорош.

А ещё это классическое европейское кино, беспристрастное, которое не осуждает своего героя, а просто следует за ним показывая то откуда он ушёл и куда в конечном итоге придёт, стараясь вывести какую то нехитрую мораль. Или же, опять же, по старой традиции, никакой морали не вывести а просто показать что жизнь она вот такая. Тем более, что такое событие как холокост, само по себе не предполагает в конце истории какого то благополучного финала. Победа в войне и освобождение лагерей, конечно триумф сил добра над силами зла. Но событие своим масштабом и катастрофичностью оставило на теле истории такой тяжёлый отпечаток, что пережив всё это многие десятилетиями пытались оправиться от этого, многие до конца жизни так и не смогли. Да и в целом, моральная травма еврейского народа показательна их сегодняшним поведением в ряде вопросов (например их конфликт с арабами и то как они себя в нём ведут). Шесть миллионов трупов на выходе, какой тут к чёрту "хороший финал"? Так что история польских евреев, трагедия от начала и до самого конца. Так как подавляющее большинство их, в конечном итоге из Европы и уехали, отказавшись там оставаться. Так что какая тут к чёртовой матери мораль? Что нацизм это плохо?

И вот тут у меня с фильмом начинаются проблемы. Потому что схема "наблюдения за трагедией" не работает, если ты понимаешь что кроме сочувствия к еврейскому народу и горького плача по их трагедии, в фильме нет в общем то ничего. Автобиография Владислава Шпильмана отталкивает, откровенно. Потому что это история не сколько трагедии еврейского народа, это история рефлексирующего еврейского интеллигента, который по сути своей, уж простите, полнейшее ничтожество. Маленький скучный человечек всю жизнь трясся от любого шороха и играл на пианино. Пока поляки строили укрепления и собирались оборонять Варшаву, он играл на пианино. Когда евреям лепили на рукав жёлтую звезду и уравнивали в правах со скотиной, он играл на пианино. Когда нацисты ходили по домам, и уничтожали по очереди семьи, пока остальные умирали с голоду продавая за гроши последнее что у них есть, а самые отчаянные уходили в подполье, он играл на пианино. Когда его семью посадили в поезд и увезли в концлагерь, он поплакал, полежал апатично, работал как и все "везунчики" чернорабочим, был бит и резан. А потом, воспользовавшись милосердием и добротой польского населения, ныкался по подсобкам и сараям, пока евреи и поляки вели против нацистов подпольную борьбу. А он лежал на диванчике и грустил, смотря в окошко как остатки его народа в Варшаве, захлёбываются в отчаянном и безнадёжном восстании. И так он, потеряв свою семью, всех кого знал и и любил, и свой народ, просидел всю войну у сердобольных варшавян, пока собственно город не освободили. И после войны он продолжил играть на пианино. А это ублюдское чмо, смотря на трупы соплеменников сваленных на улице, ещё задаёт вопрос "за что они умерли?".

То есть, Роман конечно как бы намекает - что эстетствую педрилы жеманные интеллигенты, довели Европу до полного цугундера не раз и не два. И что во многом именно они и виноваты в том, что в Европе это и происходит... или я в душе не знаю, что хотел Роман сказать и показать, и имел ли он ввиду именно это. Но факт остаётся фактом, немецкий офицер (Томас Кречман) отдавший голодному и полумёртвому еврею своё пальто, вызывает гораздо больше сочувствия и уважения чем этот вот "интеллигент". Который воплощает в себе все самые худшие стереотипы о европейских евреях какие вообще существовали в природе, особенно у нацистов. Тем временем как где то в это же самое время, случилось восстание в Собиборе, где доведённые до отчаяния узники, под руководством офицера РККА Александра Ароновича Печёрского, дали нацистам просраться и устроили единственный успешный массовый побег из концлагеря за всю войну. То есть понятно, что это иллюстрация наглядная, и Шпильман был совсем не уникален в том что делал. Но... никакого уважения и даже сочувствия личность не вызывает. Опять же, это мой взгляд. Возможно он может показаться кому то жестоким и глубоко неправильным. Но как то так.

Как срез эпохи и демонстрация ужасов холокоста и истории Варшавского гетто, фильм вполне себе убедительное историческое полотно. Как история человека, который всеми силами пытался оправдаться за своё малодушие и трусость, уже гораздо хуже. Нет Шпильман, о мёртвых хорошо или... но в моих глазах ты своё прощение не заслужил. Трусы подчас гораздо хуже тех, кто охотно и со вкусом совершает зверства. Тот самый случай.

Итог. А хрен его знает если честно.

историческое, Полански, типа рецензии.

Previous post Next post
Up