1839 год - открытие регулярного пароходного сообщения по Азовскому морю

Mar 19, 2020 06:11





Картинка просто для иллюстрации.

Пароходное сообщение между российскими портами Черного и Азовского морей было впервые установлено в 1835 году. Для этой цели были задействованы два парохода - построенный в Англии «Петр Великий» и «Наследник». При этом второй совершал только редкие рейсы между Керчью и Таганрогом. Как показал опыт, несмотря на малую осадку (2,5-3,5 метров), заход обоих судов в Таганрогский порт был достаточно затруднительным, поэтому они были вынуждены оставаться на открытом рейде в 5-8 км от гавани, а пассажиров и грузы к ним приходилось доставлять лодками.

Поэтому в 1837 году по ходатайству князя М. С. Воронцова в Одессе был заложен плоскодонный пароход с небольшой осадкой, предназначенный специально для плавания по Азовскому морю. Корабль получил название «Митридат», имел деревянный корпус длиной 41,1 и шириной 6,6 метров. Осадка пароходика составляла всего 1,37 м, поэтому он мог подходить прямо к новой Таганрогской пристани, чтобы принимать оттуда пассажиров и товары прямо с берега. Вот, что о нем сообщала российская пресса: «Построенный в Одессе пароход «Митридат», на котором окончательно установлены котел, сделанный в Одессе-же, и совершенно переделанная здесь по новейшим образцам паровая машина, отправлен был для испытания в Николаев…По отзыву инженер-механиков и других лиц, сопровождавших пароход в оба пути, оказывается, что паровая машина его действует весьма хорошо, и цель, для которой он построен вполне достигнута. Пароход этот, назначенный для содержания сношений между Керчью и Таганрогом, вместителен, имеет большие магазины для склада под палубой товаров, опрятные каюты: мужскую и особо дамскую, с постелями, диванами и всеми возможными для пассажиров выгодами…».

В апреле 1839 года, после окончания испытаний, «Митридат» отправился в свой первый рейс из Одессы через Ялту в Керчь, а затем в Таганрог. С этого момента между Керчью и Таганрогом установилось регулярное пароходное сообщение. Пароход «Митридат» приходил из Таганрога в Керчь таким образом, чтобы каждые две недели получалась стыковка с рейсом «Петра Великого» из Крыма. Вот, что об этом сообщали «Санкт-Петербургские ведомости» от 13 (25) апреля 1839 года: «Этому пароходу («Митридату») назначено приходить из Таганрога в Керчь всегда ко времени прибытия туда парохода «Петр Великий», чтобы передавать ему пассажиров и товары, и принимать привозимые пароходом «Петр Великий», для доставления в Таганрог. Посему и пароход «Митридат» будет ходить по два раза в месяц из Керчи в Таганрог и обратно».



Оба судна предлагали путешественникам всегда готовый стол, опрятные и чистые диваны и постели для отдыха, а также прислугу. Пассажирам 1-го класса предоставлялась постель в каюте 1-го разряда, лучшая кают-компания и шканцы. В распоряжении пассажиров 2-го класса была каюта 2-го разряда, где находились диваны и постели. Пассажиры 3-го класса размещались на свободных местах на баке парохода, то есть на палубе от трубы до носа судна, и не имели права находиться на шканцах. Как свидетельствуют документы, цены билетов на 1 поездку из Таганрога в Керчь или обратно на борту «Митридата» были довольно высокими: с одного пассажира 1-го класса брали 25 рублей, 2-го класса - 15 рублей, 3-го класса - 5 рублей. Перевозка товаров стоила от 30 до 100 коп. за 1 пуд., кареты, коляски и т.п. экипажа - 50 рублей; кабриолета или дрожек - 25 руб.; за перевозку лошади надо было заплатить 25 руб, 1 собаки - 5 рублей.

Адмирал М. П. Лазарев, характеризуя качество пароходов «Наследник» и «Митридат», писал в 1841 г. князю А. С. Меншикову, что эти пароходы «частью по ветхости корпусов и неблагонадежности машин, частью по малосилию, дурной и безобразной конструкции, решительно нельзя признать способными для успешного и безопасного плавания». «Митридат» плавал совсем недолго. Достоверно известно, что уже к 1 января 1845 г. он стоял на приколе в Практической гавани Одессы… 

kertch, taganrog

Previous post Next post
Up