Наиболее ярким эпизодом Крымской (Восточной) войны на Азовском море стал бой 22 мая (3 июня) 1855 года, в ходе которого таганрогский гарнизон пытался защитить склады с провиантом от истребления англо-французским десантом. Несмотря на то, что итоги этого столкновения позволяют его причислить к списку военно-морских побед неприятеля, в отечественной исторической литературе оно было не только объявлено образцом выдающегося героизма, но и до сих пор преподносится как победа русских войск, отбивших нападение агрессоров и заставивших противника ретироваться.
«Отражение англичан от города Таганрога». Гравюра из коллекции Национального музея армии (The NAM).
Сам российский император Александр II высоко оценил действия защитников города. Всего две недели спустя, 5 (17) июня была объявлена особая монаршая благодарность: «Государь Император, за распорядительность и мужественное отражение неприятеля при нападении онаго, 22-го минувшего Мая, на Таганрог, объявляет Монаршее благоволение: Походному атаману Донских казачьих полков 1-го отряда береговой линии Азовскаго моря, генерал-лейтенанту Краснову 1-му, Таганрогскому военному губернатору и Управляющему Гражданскою частию Таганрогского градоначальства, Свиты Его Императорского Величества генерал-майору графу Толстому 2-му; Подполковникам: командирам Донских казачьих полков: Учебнаго - Митрофанову и №68-го - Краснянскому, Таганрогскому полицмейстеру, состоящему по кавалерии Борзенко, командиру Таганрогского внутреннего гарнизоннаго полубаталиона, состоящему по армии майору Чернову 2-му, отставному подполковнику
Македонскому, чиновнику особых поручений при Таганрогском военном губернаторе, Коллежскому асессору барону Пфейлицер-фон-Франку, а также всем господам Штаб и Обер-Офицерам, в деле этом участвовавшим».
По окончании Крымской войны, 26 августа (7 сентября) 1856 года, в Священный день коронования Его Величества Александра II, Екатеринославской, Херсонской, Таврической губерниям и Бессарабской области были пожалованы «благоволительные грамоты», присланные российским министерством внутренних дел в управление Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора графа А.Г. Строганова. При этом занимавший пост министра действительный тайный советник С.С. Ланской направил, с Высочайшего соизволения, засвидетельствованную копию с этой грамоты для города Таганрога, «совершившего отдельные подвиги мужественным отражением нападавшего на него неприятеля».
Приведем полный текст этого документа:
Высочайшая грамота, данная
Всем сословиям Екатеринославской губернии.
Божьей Милостью, Мы, Александр Второй, Император и Самодержец Всероссийский и проч.
Нашим любезно-верным подданным всех сословий Екатеринославской губернии.
В пределах вашего края, на берегах реки, видевшей первую славу России и заветной Русскому сердцу, еще недавно вольные сыны порогов, как передовой оплот Христианства против варваров, с рыцарской отвагой посвящали жизнь свою на защиту Православия и Русской народности. При громе недавней упорной брани в вас ожил дух увлечения, который в былое время одушевлял ваших предков: вы бодро стали на страже Христовой, и неутомимо несли все, что выпало вам в удел в это печальное время военной грозы. Юные поселенцы инаго племени, как и коренные дети России, одинаково участвовали в смягчении суровой участи Наших воинов: движение огромной рати чрез ваш край было ускоряемо и облегчаемо вами по мере ваших сил и способов. Ваши домы, веси и грады обратились в приюты страждущих от ран и язв оружия: без зова со стороны властей вы сами стремились подать руку помощи нуждающимся братьям - защитникам вашим. Вы лишали себя необходимого, чтоб только быть полезными для общаго отечества, а когда враждебная нога ступила на берег ваш, мирные граждане Таганрога, не уступая старым воинам в доблести и решимости, мгновенно ополчились, и, с помощью Божьею, мужественно отразили неприятеля. Вы увековечили деяниями сими имя ваше в воспоминании целой России: Всевышний да наградит вас за ваше самопожертвование, за ваше терпение, за ваше мужество. Сознавая великость ваших жертв и подвигов, Мы воздаем вам, на память веков и потомства, сердечную Нашу признательность за доблестныя деяния, совершенныя вами в минуты бранной тревоги. Дана в Москве, 26-го Августа 1856 г.
Поручение доставить засвидетельствованную копию грамоты в Таганрог было возложено на статского советника графа А.К. Сиверса, состоявшего при министерстве внутренних дел в звании камер-юнкера. Он прибыл в город 27 октября (8 ноября), и на следующий день в 10:30 утра был приглашен на квартиру председателя коммерческого суда Алексея Богдановича Броневского. Последний исполнял обязанности градоначальника вплоть до прибытия в Таганрог контр-адмирала М.А. Лаврова и лично отличился летом пятьдесят пятого, сражаясь в рядах защитников города, несмотря на 70-летний возраст.
Для принятия Высочайше пожалованной грамоты в зале собрались дворяне, купечество, чиновники и другие сословия. Граф Александр Сиверс поприветствовал таганрогское общество и поздравил всех присутствовавших с Высочайшим вниманием к подвигу Таганрога при отражении нападения англо-французов в 1855 году. Официальный документ был вручен статскому советнику Алексею Броневскому, после чего он вместе с представителем министерства внутренних дел и в сопровождении всей городской знати вынес грамоту к народу, который «огласил воздух радостными криками «Ура». Здесь же были собраны войска под начальством командующего резервной дивизией Отдельного Кавказского корпуса генерал-майора П.А. Румянцова - они отдали честь под барабанный бой и музыку.
Успенский собор в г. Таганроге. Почтовая открытка из личной коллекции автора.
Так как пожалованная грамота составляла драгоценное достояние всех городских сословий, было решено передать ее на хранение в соборный храм. Торжественное шествие в сопровождении войск двинулось к Успенскому собору. Парадом командовал случайно прибывший в город генерал-лейтенант И.И. Краснов, отвечавший в годы Крымской войны за оборону берегов Азовского моря. В рядах войск было много других участников обороны Таганрога пятьдесят пятого года, в том числе таганрогский гарнизонный полубатальон и ополченский отряд добровольцев-«охотников» под командованием отставного капитана 1-го ранга А.Л. Зигури.
По прибытии процессии к храму, грамота была внесена вовнутрь и положена на специально устроенный аналой. После литургии, управляющий градоначальством А.Б. Броневской зачитал приветствие Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора графа А.Г. Строганова, а потом и сам текст документа «при глубоком молчаливом слушании» заполнившего храм народа. Затем отслужили благодарственный молебен о здравии императора Александра II, после чего засвидетельствованная копия грамоты была вручена Благочинному таганрогских церквей протоиерею Иоанну Себову для хранения в храме «на вечные времена».
В заключение таганрогское духовенство устроило крестный ход с обнесением Грамоты вокруг Успенского собора, а нижним военным чинам было выдано по стакану водки и по булке. Как свидетельствуют источники, кутеж удался на славу: половина милиционеров-ополченцев попáдали пьяными на Рыбном базаре.
Высший свет был сначала приглашен на завтрак к городскому голове купцу 1-й гильдии Ивану Евстратьевичу Кобылину (двухэтажное здание напротив гостиницы «Бристоль», которое сейчас
теснит «Евро-Квартал»), а затем на роскошный обед с провозглашением тостов за здравие императора Александра II и всей царской семьи.
В 1857 году таганрогский градоначальник контр-адмирал Лавров подарил таганрогскому Собору Успения Божьей Матери специально изготовленный футляр для хранения Высочайше дарованной копии грамоты. Тогда же в этот храм были переданы на хранение сигнальные флаги и знамя, «взятые с 11 на 12 июля 1855 года донскими казаками 10-го полка с
севшей на мель на Кривой косе близ Таганрога на Азовском море английской канонерской паровой лодки «Джаспер», повредившей этот собор 9-го июля 1855 года».
Копия грамоты и все перечисленные выше боевые реликвии были безвозвратно утрачены в 30-е годы XX-го столетия.