Берлин. Часть вторая

Oct 21, 2011 13:15

Сегодня - не менее нетривиальное место, ветряная электростанция.

Дядька, который рассказывал нам о ветряке, попросил не называть его имени и не фотографировать его, чтобы лишний раз не привлекать внимание хедхантеров конкурентов. Это уже первый занятный факт - в Германии существует конкуренция между конторами, которые производят энергию из ветра.

Компания называется Umweltplan, они владеют двумя десятками ветряков по всей Германии (всего их там - больших и маленьких - 320 тысяч), в том числе и единственным на территории Берлина. Утверждается, что его мощности достаточно примерно на 4 тысячи человек.

Оказывается, главной проблемой, с которой пришлось столкнуться при строительстве ветряка, - это преодолеть сопротивление экологического ведомства. Когда-то давно эти ребята посчитали, что строительство ветряков сильно изменяет ландшафты и разрешили их возведение только на 2% площади страны. А недалеко от места возведения именно этого ветряка их специалисты обнаружили то ли гнёзда, то ли места пролёта редкого красного коршуна. Строительство естественно было приостановлено до тех пор, пока не было представлено достаточных доказательств, что объект не помешает ни птицам, ни (уж заодно) летучим мышам, ни хомякам вокруг. Один раз защитники природы даже засели с биноклями в засаде с кем-то вроде судебных приставов и весь день ждали, не прилетит ли коршун. На счастье строителей ветряка, птичка в тот день выбрала другой маршрут. Представитель компании предположил, что если бы экологи нашли хомяков, то заставили бы строителей рыть им новые норы в километре от ветряка.

Справедливо подумать, уж не зажравшиеся ли это столичные немецкие борцы за природу восстали против ветряков? Нет. Не проще ни в других регионах ни с другими технологиями. Вблизи моря надо охранять права рыб. С отвращением смотрят даже на солнечные батареи или биогазовые установки, расположенные на бывших полях. А вот если на месте старых свалок или военных аэродромов - другое дело. Если такие предприятия вырабатывают излишки энергии и передают их в общую сеть, то получают субсидию - примерно 9 центов за каждый киловатт-час.

Помимо этого, пришлось договориться с местной общиной о компенсации за уже выкупленную (!) землю - деньгами или посадкой деревьев. Также владелец ветряка должен иметь в банке депозит на 120 тысяч евро на случай внезапной необходимости демонтажа и утилизации агрегата. Причём деньги эти не должны быть размещены под проценты (интересно, прокатило бы наше сбербанковское 0.05% годовых?), чтобы исключить коммерческий интерес. Также заранее надо представить модель, как проектируемое сооружение будет выглядеть на местности.



Долго ли коротко ли, строительство подошло к концу. Пять лет вместо обычных двух строился ветряк. Ещё часть времени ушла на укрепление грунта, так как оказалось, что в разрешённом месте грунт оказался недостаточно прочным для фундамента такого тяжёлого сооружения. И вот уже четвёртый год ветряк поставляет энергию.



Всё строительство обошлось в 3 миллиона евро, причём большая часть этой суммы была взята в кредит под какие-то смешные по нашим меркам даже для целевых кредитов проценты. В эту сумму входит и техническое обслуживание ветряка на 20 лет, в течение которых гарантируется работа в течение 97% ветреного времени. При существующих темпах эксплуатации окупится ветряк через 12 лет.
Конструкция получилась здоровая: башня высотой почти 140 метров и сами лопасти длиной 40 метров.

В момент, когда мы находились снаружи, ветряк совершал 15 оборотов в минуту (прикиньте, какая линейная скорость на концах лопастей, да :)).



Кстати, крутиться ветряк начинает при скорости ветра 3 м/с, а останавливается - при 25 м/с, причём лопасти при таком сильном ветре сворачиваются в трубочку как-то защищены от разрушения.

А изнутри держится башня на таких вот тросах.



Внутри башни можно посмотреть фильм о строительстве ветряка. Там достаточно шумно, но представитель компании предложил даже остановить ветряк на несколько минут, чтобы было более удобно разговаривать, хотя и обмолвился, что в прекрасную ветреную погоду, стоявшую в тот день, делать это не очень хочется. Не предложил он и прокатиться наверх в одноместном лифте.



Но, судя по фильму, где-то на высоте ста сорока метров развевается немецкий флаг.


техника, поездки, картинка

Previous post Next post
Up