Трудовые будни юного фермера

Feb 02, 2016 10:43

С самого первого приезда в Малый Карамыш на ферму летом лет в 10, я попала в настоящий трудовой лагерь. А что вы хотите - ферма это не дача, там пахать надо. Как в настоящей деревне - дети не для того, чтобы ими умиляться, а для того, чтобы в меру сил помогать по хозяйству. И без соплей.



Сестры туда уже ездили раньше, старшая с подругами уже были большие, уже многое могли делать сами, им даже уже трактора давали водить, а мы с Анькой и Катькой (дочкой отчима) были мелкие, поэтому начали с малого - в первое мое лето в Малом мы собирали колорадского жука и его личинок с картофельного огорода рядом с домом. По 1 коп за штуку.





Снимали прямо руками. Клали в банку с керосином, тщательно подсчитвая "улов".

Еще нам доверяли мыть подойники (ведра, в которые доят коров) и фляги, в которые молоко сливали во время дойки и относили на кухню для сепарации. Ну и всякое по мелочи: посуду мыть в тазике, сепаратор, поливать огород, мыть полы, иногда относить еду пастуху в обед, ходить за хлебом на другой конец деревни (об этом я уже писала).

Однажды нам поручили разобрать отчимовский гараж, вернее, "верстак" и всякие ящики на нем и разложить все болты-гайки-гроверы-шурупы и прочую мелочевку по ящикам. Навести порядок в общем. Сначала, когда мы оценили масштабы бедствия, мы сильно возмутились и очень расстроились. Но, как говорит Свизард: глаза боятся, а руки-крюки - принялись за дело, и втянулись! Мы с упоением разбирали все это многочисленное добро, раскладывали по кучкам и ящичкам, отделяли гроверы на 8 от гроверов на 10, ключи разнообразные и всякие другие полезные штуки. Еще долго я на глаз могла определить размер гайки или ключа:)

Это Аня, я и наш двоюродный брат Дима. Как раз перебираем гайки:)




За первое лето нам заплатили по 5 р. Огромные деньги! Я купила аж два мороженых! На свои!

Дальше больше. Мы росли, становились сильнее и умнее, и работы прибавлялось. Уже годам к 13 мы делали практически все, что было под силу подросткам женского пола, разве что трактора не чинили (хотя разбортировать колесо Беларуси я помогала как-то:), не косили, не собирали копны и стога (но утаптывали).

Обычно мы вставали часов в 7-8 утра: мама с отчимом нас жалели, и на утреннюю дойку в 5-6 утра обычно не поднимали, кроме каких-то редких вынужденных случаев. К 7-8 утра дойка заканчивалась, молоко сепарировали, и наступало время завтрака, кормления работников (периодически у нас работало 1-5 наемных рабочих), мытья посуды, подойников и всего такого. Это уже было на нас.

Потом, в зависимости от сезона, мы работали до обеда на огородах или в поле. Потом - обеденная дойка, в которой мы уже активно участвовали. Потом обед, какие-то еще дела, тоже в зависимости от сезона, или, если не сенокос, то можно было пойти купаться на речку. Потом вечером снова дойка, помывка, ужин и спать.

Одно из самых ненавистных дел было - полоть картошку. У нас в разные годы было разное количество огородов, коров, полей и другой живности, поэтому работы то прибавлялось, то убавлялось, но смысл не менялся: картофан надо было окучивать и полоть. В самый жуткий год у нас было три огромных огорода длиной примерно метров по 100 и шириной метров по 50 каждый. А у отчима периодически менялись представления о том, как надо ухаживать за картошкой: один год он полол ее трактором (это было счастье!), потом вдруг ему взбрело в голову, что это плохо, и надо руками.



Сначала мы пололи и окучивали эти километры картофана тяпками. В жару под 30 (стандартная температура летом в Малом и без дождей), на солнцепеке, полдня. Потом его переклинило, что тяпками мы портим картофан - и нас заставляли полоть и окучивать его руками. Соответственно, либо согнувшись в три погибели, либо на корточках, либо на коленях стоять на твердых комках сухой земли... Как вспомню, так вздрогну!



Это какой-то девайс для картошки, возможно, окучивалка или пропалывалка, или все вместе.







Выкапывание картошки было значительно более легки занятием. Правда однажды отчим пошел копать вместе с нами (мы, кажется, все там были со старшей сестрой и даже с мамой), и почему-то решил запретить нам петь во время работы, видите ли, мы отвлекались. Пришлось поскандалить, благо к тому моменту мне было уже лет 16, и я его не особо боялась - настает же предел старху в какой-то момент. А характер у отчима весьма вспыльчивый был, и вообще он в гневе был страшен (сейчас явно помягчел)... Тем более, что, надо отдать ему должное, он, кажется, ни разу не поднял на нас руку, не порол, хотя мы вытворяли иногда такое, что ожидать могли самой жестокой расправы - и поделом:) Но о наших выходках расскажу в другой раз:)

Зато когда наступал сенокос - авральная пора для всех - за картошкой уже не надо было следить. А сенокос мне нравился! Мы обычно граблями собирали скошенное трактором сено в валки (длинные "колбаски"). На эту часть работы мы обычно ездили одни девчонками. Можно было петь, болтать, загорать. Запахи вокруг! Встаешь на выверенном расстоянии от полосы скошенного сена, размеренным движением выбрасываешь одной рукой грабли вперед, чтобы точно за полосу попали, потом двумя легко сгребаешь на себя в валок, шаг вправо - и снова, и снова, вверх-вниз по полю, а поля того гектары! Но почти не устаешь, потому что движения четкие и выверенные и не тратишь лишней энергии. Но все равно потом весь потный и в пыли-крошке от сена, приятно уставший и довольный в речку ух!..




Потом через какое-то время, валки надо было переворачивать, чтобы сено все хорошо просохло и не загнило в стоге/на сеновале. Потом наступало время уборки. Всей толпой с мужиками и отчимом выезжали на поле: мы собирали из валков маленькие "копежки" (несколько вил сена складывали в небольшую кучку), а мужики закидывали их в телегу или кузов грузовика. Потом сено отвозили на ферму и там либо складывали огромный стог, который мы сверху утаптывали, либо выгружали сено в крытый сеновал, когда он уже/еще был.

Конечно, мы периодически помогали маме готовить. Например, чистили ведрами картошку. Или однажды отчим выменял на молоко два ведра карасей. Карасей, Карл! По 7-10 см в длину. Два ведра! И мы их чистили. А потом ели. Обожаю карасей! Вкуснейшая рыбина! Но насколько вкусная, настолько мелкая и костлявая! Пока вытащишь все кости, не успеваешь почувствовать вкус рыбы. Не говоря уж о том, чтоб наесться.

Несколько раз нас отправляли пасти коров. Надо сказать, очень тяжелая работа, несмотря на то, что как бы ничего не делаешь. Но именно из-за этого - целый день просто медленно бредешь за коровами в одну сторону, потом обратно. Или два раза, если есть дневная дойка (где-то в августе ее отменяют, т.к. молока у коров становится уже меньше). Очень медитативная работа: иди себе да слепней-оводов отгоняй - вот уж настоящая напасть! Еще комары, но они к июлю где-то заканчиваются почти.



Однажды отчим решил завести свиней. Построили для них отдельные вольеры на ферме. Сначала было, кажется, пять свинюг 3 или 4 свиноматки и 1 или 2 борова, не помню уже точно. И тут встал вопрос - как их кормить. Сначала нас послали косить для них серпом траву. Вернее, толстенные высоченные травины с широкими листьями типа лопухов, не знаю, как называется. Такая у нас росла в больших количествах там. Однако выяснилось, что большую охапку этой ботвы свинья сжирает 5 минут! Т.е. нужно круглосуточно косить траву - а уже после 5 минут такого труда умираешь, натираешь мозоли и все отваливается.

Какое-то время их как-то еще кормили в загонах, но потом свиньи размножились, и стало их не 5, а 25. Надо сказать, что поросята - это очень весело! Это маленькие, упругие, визжащие бочонки! Очень смешно:) Но в вольерах небольших им было тесно, и тогда мы предложили свиней... пасти!



А вот это наши убегают!:)




Это было очень весело! Свиньи, вырвавшись на свободу, впали в ужас - хвосты торчком и понеслись, только уши машут в пыли! Понеслись, конечно, не туда, куда мы собирались их отогнать - они же не коровы, не знают, что такое пастись. Мы толпой за ними:) В итоге как-то занали в заброшенный яблоневый сад, где еще под деревьями сохранилась зеленая трава (год был очень сухой, трава вся выгорела, леса горели...), а с яблонь мы стрясали яблоки. Так мы несколько дней кочевали от одного яблоневого сада к другому (в деревне их было несколько на месте чьих-то бывших дворов), стараясь не пускать в чужие огороды.

Один из таких заброшенных садов-оазисов находился недалеко от нашей фермы. И свиньи оттуда особо никуда не уходили, потому что там трава и яблоки, а вокруг только сухая выжженная степь. Между фермой и садом стоял в тот год огромный трактор "Кировец", чье колесо было тогда высотой с меня (да и сейчас не сильно меньше).

Типа такого:



Не знаю, что он там делал, вроде, он был не наш, и мы им не пользовались. Но стоял и стоял, и ладно.

И вот мы его облюбовали в качестве наблюдательного поста, с которого "пасли" своих свиней.

Как-то так. Но трактор был другой:)




Благо у нас был удивительный помощник - боевая такса Лариска!

Типа такой:



Вот она на руках у Тани, Машиной подруги.




Это было совершенно потрясающее животное! До встречи с ней я такс не любила, они мне казались уродливыми и злыми (может, из-за мультика про крокодила Гену?:)... Но Лариска была офигенная! Умная, обаятельная, дружелюбная, хотя сильно доброй или ласковой со всеми ее не назовешь, при этом была настоящей охотничьей собакой - ходила и на лису, и на барсука! К сожалению, с одной из охот она не вернулась...

Так вот она быстро освоила пастушью работу и вовсю гоняла наших свиней, собирая в кучу и помогая нам управляться с этим чуднЫм стадом:)

Чем дело кончилось со свиньями, я не помню. Скорее всего, всех продали на мясо и признали эту затею бесперспективной, т.ч. на следующий год их, вроде, уже не заводили.

Еще мы, конечно, чистили коровник. Ничего особо страшного или неприятного в этом, кстати, нет:) И запах навоза вполне нормальный:) Почистил все, посыпал опилками - и вообще красота.

Самое же мое любимое занятие было - доить! Не поверите - это просто кайф! Теплые коровы, запахи навоза и молока, мерное пережевывание над ухом... Поставил скамейку, подойник (свой, именной, удобный именно твоим коленям!), кастрюльку с горячей водой и баночку с маслом. Сел, намочил тряпку, вымыл вымя, вытер, помассировал, слегка смазал соски маслом, установил подойник между коленями - и пошел доить. Сначала два задних соска, потом два передних. Высший пилотаж - чтобы на молоке образовалась толстая густая пена и не осела бы до конца дойки. Но это не только от тебя зависит, но и от коровы: бывают легкие, тугие, когда руки сводит, долгие, когда полчаса по капле выдавливаешь, спокойные и брыкучие, под которыми не всегда и сидеть-то можно было, а приходилось сидеть на корточках, левой рукой "мониторить" копыто и при первом же намеке быть готовым отпрыгнуть, желательно, с ведром и молоком, а там уже как пойдет - получить копытом не самое приятное. А еще потом на ногу голую наступит - то еще удовольствие. И не спихнешь еще долго...

Но, естественно, мои самые любимый коровы были самыми нравными:) Ангара, Анфиска, и потом Алиса - когда я доросла и мне позволили доить эту самую тугую, молочную и харАктерную корову, предводительницу стада...

Это мне лет 11-12 и я дою, кажется, Анфиску. Симпатичная молодая рыжая пятнистая коровка с мохнатыми ушами... Очень строптивая:)




Бывало, коровы ранили вымя обо что-то или у них случался мастит (у человеческих женщин такое тоже бывает), тогда доиться им было больно, но необходимо - и вот сидишь под ней час на полусогнутых, сдаиваешь потихоньку на пол, чувствуешь, как ей становится легче и она все меньше брыкается...

А иногда перед сном мы ходили посидеть к коровам. Гладили их, давали немного сена, сидели на них, когда они лежали - аккуратно, на самых спокойных, конечно...

А так, как мы тут с Анькой, конечно, делать нельзя:)

Это, кажется, год 1996-й...



А это - 2014-й.



Однажды я решила выпендриться и подоить вечером всех 15 коров одна! У меня на это ушло часа полтора-два и все силы, но я сделала это:) Была очень горда собой - и до сих пор горжусь:)

Что интересно, доить оказалось невозможно разучиться, как ездить на велосипеде. Когда мы приехали в 2014-м в Малый и я, спустя 15 лет, дорвалась, наконец, до дойки, я не могла вспомнить процесс со всей этой подмывкой-массажем-маслом, но руки сами все вспомнили, и качество работы не упало - на следующий день отчим сказал, что с утра все было в порядке: если не додоишь, то это видно потом!






Вот даже небольшое видео:

image Click to view



Так как-то...

жизнь, память, детство, животные, Малый Карамыш

Previous post Next post
Up