Бабуля

Aug 07, 2014 10:07

Этот год у меня проходит под флагом ностальгии по молодости:) Наверное, старею. Или еще что. Но тем не менее, во имя удовлетворения этой ностальгии, которая особенно прибила меня почему-то во время созерцания горной речки в национальном парке King's Canyon в США, мы со Свизардом даже съездили в деревню Малый Карамыш, что в Саратовской области, где мы вместе с сестрами провели не одно веселое юное лето... Еще я просмотрела старые аналоговые фотки (до 2004-5 гг.), оборжалась, обрыдалась и в порыве отсканировала несколько штук, которые и хочу тут постепенно публиковать. Вообще, я собиралась написать серию постов про ностальгию, еще когда мы вернулись из Саратова после июньских праздников, но сразу по возвращении я засела за онлайн-игру "Герои"... Ну вы понимаете. Благо, сегодня у них технические работы:)

Но начну я не про деревню, не про Саратов и не про буйную молодость, а вспомню свою бабулю, мамину маму, с которой я прожила около 20 лет и которая скончалась в этот день 4 года назад.




Соколова Валентина Ивановна, 15.11.1922-07.08.2010



(Вот у gulya111 получается писать очень трогательные, интересные и забавные заметки о прадедах, и вообще это ее записи, помимо моей собственной ностальгии, вдохновили меня на излияния (не факт, правда, что меня хватит надолго с этими постами)... Ну да неважно. Напишу, как напишется.)

Но немного предыстории, правда, довольно туманной для меня до сих пор.

Мама моя родилась в Москве (бабушка коренная москвичка), но переехала в Саратов, когда вышла замуж за папу, который родом оттуда. Я, как и мои сестры, родилась в Саратове. Когда мне было 2 года, появилась моя младшая сестра Аня (еще у нас есть старшая сестра Маша, она старше меня на 5 лет), мама разводилась с отцом и выходила замуж за отчима, семья переезжала в деревню, кто-то, кажется, болел, в общем, было много забот, и мама попросила бабушку взять меня в Москву на пару месяцев, пока они там обустроятся.

Но через пару месяцев бабушка меня обратно не отдала, как и через год, два, три и т.д., а потом я уже и сама не хотела никуда от нее уезжать: еще бы, не надо ни с кем делиться вкусняшками и мыть полы:)

Был, правда, момент, когда в середине 3-го класса я поехала в Саратов на зимние каникулы, и меня там ввели в заблуждение, оставили и отдали в школу во 2-й класс, ибо там английский-фиглийский и вообще гимназия. В общем, прожила я в Саратове полтора года (школу терпеть не могла, но зато было круто лазить по гаражам во дворе, стройкам, чердакам и заброшенным домам и играть со старшими девчонками, подругами Маши, в казаки-разбойники:), а потом вернулась на летние каникулы в Москву и осенью пошла в 5-й класс уже в Москве. Мне-то, кстати, казалось, что это меня, наконец, послушали и сделали, как я хотела, т.е. вернули в Москву к бабуле. Но оказалось, что мама меня вернула на лето, а потом хотела забрать обратно в Саратов, но бабуля быстренько подсуетилась со школой, да и дедушка упросил маму меня не забирать... С тех пор я тут:) И в общей сложности я прожила с бабушкой почти 22 года...

Мама моей бабушки, Анна, была, вроде бы, из купеческой семьи. Папа была талантливым, но со сложным характером да еще выпивал, а мама рано умерла, и бабушка моя, совсем еще молодая девушка, заботилась об отце и своих двух братьях, судьба которых нам известна очень смутно: один то ли умер в детстве от скарлатины, то ли еще от чего, второй пропал неизвестно когда и где... Странно, но бабушка о них практически не рассказывала и не пыталась найти никаких следов. Поэтому дядя Олег, ее сын, брат моей мамы, иногда сомневается даже в их существовании...

Бабушка рассказывала, что у нее часто не было 10 копеек на трамвай, и она ходила пешком довольно далеко от дома до работы (жили они где-то в Черкизове) и летом, и зимой. А тогда еще не было женских сапог, особенно зимних, и она ходила в каких-то тонких летних туфельках.

Потом по неизвестной причине и вообще непонятно как (вроде бы, сбегая от третирований отца, она уехала к подруге матери) бабуля оказалась в Ленинграде перед самой блокадой. И выжила там все 872 дня. Рассказывала, как им выдавали на человека четверть куска хлеба (если взять обычную черную буханку-кирпич, отрезать от нее ломоть около 1 см толщиной и его поделить на 4 части, то получится как раз дневная норма на среднего жителя Питера), при том, что хлеб со временем становился все хуже, муки в него клали все меньше... В какой-то момент ей и другим людям, с которыми она там жила, пришлось есть столярный клей. Ей повезло, то ли клей оказался старый или плохой, то ли ее организм настолько сильный, но она выжила после такой пищи, а некоторые умерли - кишки склеились или что-то в этом роде... Она рассказывала про бомбежки и воздушную тревогу, и как они к ним привыкли довольно быстро. И как они ждали "черную смерть" - так немцы будто бы называли нашу морскую пехоту, которая носила черную форму: они должны были прийти и освободить город. И как она ехала в кузове одного из грузовиков по "дороге жизни" через Ладогу, и как на ее глазах несколько машин ушли под воду...




Из Ленинграда бабулю эвакуировали в Саратов, где она работала бухгалтером в военной части. Из приличной одежды у нее была одна блузка и одна юбка, которые она стирала и гладила каждый день.

На работе она познакомилась со своим будущим мужем, отцом моей мамы, моим дедушкой, Стельмахом Митрофаном Федоровичем. Он ушел на фронт добровольцем, но вскоре был контужен, почти потерял один глаз, и его на фронт больше не пустили, а оставили в тылу. Он был физик, ученый, в будущем один из основателей лазерной промышленности и медицины в СССР, основатель НИИ "Полюс", в котором до сих пор делаются крутейшие оптические приборы, например, для комплексов "Искандер", и много всего еще, но о дедушке я уже как-то немного писала, и напишу еще отдельно.




Они поженились, жили в Саратове, там у них родился сын Олег, мой дядя. Причем родился ровно во время самого первого и настоящего Парада Победы - 24 июня 1945 года - которым командовал Рокоссовский, а принимал Жуков. Бабушка рассказывала, будто бы они с дедушкой не могли определиться с именем для первенца и в итоге написали несколько вариантов на бумажках, сложили в шапку и вытянули фант с именем... Африкан:)) Но назвали в итоге почему-то все же Олегом:)

После войны они переехали в Москву, жили, как полагалось, в комуналках, в каких-то военных городках типа бараки. Потом только с продвижением дедушки по карьерной лестнице условия жизни понемногу улучшались. Через 9 лет после Олега родилась моя мама, Галя.






Это мама с братом году в 1971-м.




Мама у меня была (и есть) очень красивая! Маша обещала найти и отсканировать ее фотографии, покажу потом. Она занималась в школе Юнг, ходила на яхте по Черному морю и даже в Европу...

А это дядя Олег с дедушкой в бухте Радости, 1972 г.




В общем, жила семья как многие обычные советские семьи. Дедушка много работал, основал институт, был его директором, ездил в командировки и брал с собой бабушку иногда. Он был очень честным и порядочным человеком, старался не пользоваться никакими положенными ему по статусу благами, поэтому никаикх особых излишеств в доме не было. Денег хватало, конечно, т.к. зарплата у дедушки была приличная, но не всегда было, что на эти деньги купить, т.к. ни он, ни бабушка не позволяли себе пользоваться входом "для своих" во всякие магазины и мясные отделы. Бабушка, как все, стояла в очередях за продуктами, обувью, одеждой, билетами в театр. Они много с дедушкой ходили по выставкам и театрам, оба были очень образованны, интеллигенты, хорошо знали литературу, живопись, музыку, историю... Был случай, когда они заняли ночную очередь за билетами в театр, и вот стоит там генерал, директор одного из ведущих НИИ страны, а жена его ему в банке стеклянной картошечку вареную с котлеткой принесла подкрепиться:)

Бабуля в основном занималась домом, семьей. Периодически работала. Выучила английский язык уже в зрелом возрасте. Вкусно готовила. Была аккуратна до педантичности. Много требовала от себя и от других, чтобы все было только по высшему разряду. Этому весьма сложно было соответствовать:) Прекрасно шила. Однажды принесла в мастерскую тогда еще начинающего модельера Славы Зайцева то ли пальто, то ли костюм собственного производства, хотела, чтобы его как-то исправили или перешили, но ей сказали, что он так превосходно сшит, что они не смогут ничего улучшить, только если испортить:) Сшитые ей вещи действительно отличались от покупных исключительно в лучшую сторону. Я в детстве и подростковом возрасте много носила вещей, сшитых бабушкой. Во-первых, денег у нас после смерти дедушки в 1993 году (мне было 11 лет) было очень мало, только бабушкина повышенная пенсия, а во-вторых, таких вещей не было ни у кого: потрясающие шерстяные костюмы, юбки, блузки... У нее было хорошее чувство юмора. Превосходное чувство красоты и стиля, безупречный вкус...

Дети выросли и обзавелись своими семьями. Олег женился, стал жить отдельно, в работе пошел по дедушкиным стопам, но не стал работать в его институте, а ушел в другой, Институт общей физики им. А.М. Прохорова (ИОФАН), где и работает до сих пор. Мама тоже технарь, училась в Плехановке, потом вышла замуж за сына директора саратовского завода "Тантал", с которым (директором и заводом) дедушка сотрудничал по работе, и уехала в Саратов, где сдала самостоятельно физику за 3 курса, поступила в Саратовский университет на физфак, преподавала физику в колледже, а потом полностью посвятила себе семье и детям.

Бабушка с дедушкой остались жить вдвоем. Какой-то срок, 1-2 года, кажется, у них жила Маша. Она из этого времени вспоминает только ужасные способы народного лечения под кодовым названием "снимет как рукой", которые на ней опробовала бабушка. Один из самых садистских, по Машиным воспоминаниям, - закапывание в нос свекольного сока от насморка (см. комментарии от Маши, свекольный сок был самым легким средством:). Уж не знаю, так ли это страшно на самом деле, или в сок добавляли перец чили или уксус, или все вместе, но могу подтвердить, что бабуля любила народные средства, и мне от нее их тоже досталось:)

У бабушки с дедушкой к пожилому возрасту несколько испортились отношения, они часто не разговаривали друг с другом или ругались. Маленькая я была для них "нейтральной территорией", на которой они могли общаться. В том числе поэтому дедушка не отдал меня обратно в Саратов во второй раз... Ну я была мелкая, не понимала многих вещей, меня-то они очень любили, и я их очень любила.

Дедушка умер в 1993-м, и мы остались с бабушкой вдвоем. Не скажу, что это были самые счастливые и простые годы моей жизни, особенно, начиная лет с 13... Бабушка обладала весьма сильным и тяжелым характером, воспитанным и закаленные в ее собственном тяжелом детстве и юности. Она была властной, категоричной, перфекционистичной, мнительной и в полной мере обладала всеми "ядовитыми" качествами, присущими Скорпионам. Но тут нашла ее коса на камень в виде меня:) Однако я не буду вдаваться в детали наших довольно сложных отношений, потому что получившийся в итоге ее воспитания результат, т.е. я нынешняя, меня по большей части устраивает. А кого не устраивает - не мои проблемы:)



1999г.

Так что сегодня я хочу вспомнить свою бабулю и сказать ей СПАСИБО за ее заботу и любовь, которую она выражала и проявляла как могла. Прости меня, бабуль, за все. Я помню тебя!

память, даты, семья

Previous post Next post
Up