Последние месяцы много читала педагогической литературы ХХ века, Макаренко того же, и имею сказать следующее: ниже приведены некоторые истины-цитаты, которые для себя считаю непреложными и не только не утратившими современность в ХХI веке, а приобретшие совершенно иной, глубинный смысл в нашем обществе глобального потребления. В обществе, где думающие люди все чаше задаются вопросом: как воспитать порядочного человека? Не успешную единицу, не лидера, и прочее, а именно - Человека.
Все чаще слышатся от родителей школьника слова: "Я его вырастил, привёл, а вы воспитвайте. Мне некогда - я зарабатываю деньги". Ну что ж, в результате мы имеем то, что имеем: с современными детьми в школе педагоги не справляются, им на помощь приходят социальные педагоги, психологи и даже дефектологи. Не хочу никаких громких слов, просто надеюсь, что кто-то прочитает цитаты, которые я привожу ниже, и... Да просто - прочитайте.
1. Воспитательный процесс - процесс постоянно длящийся,
и отдельные детали его разрешаются в
общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать
и искусственно поддерживать. Общий тон,
дорогие родители, создается вашей собственной жизнью
и вашим собственным поведением.
2. Я исповедую бесконечную … уверенность в неограниченном могуществе воспитательной работы… Я не знаю ни одного случая, когда бы полноценный характер возник без здоровой воспитательной обстановки, или, наоборот, когда характер исковерканный получился бы, несмотря на правильную воспитательную работу.
3. Научить человека быть счастливым - нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.
4. Если мало способностей, то требовать отличную учёбу не только бесполезно, но и преступно. Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это может привести к трагическим последствиям.
5. Словесное воспитание без сопровождающей гимнастики поведения есть самое преступное вредительство.
6. Культура любовного переживания невозможна без тормозов, организованных в детстве.
7. Воспитывая бережное отношение к растениям и животным, мы прежде всего прививаем и развиваем красивые нравственные качества у наших детей. И, конечно, воспитывать надо не только словами, но и на деле, своим личным примером, своей непримиримостью к малейшему проявлению жестокости.
Мы, взрослые, всегда должны помнить, что мы в ответе за будущее наших детей и хотим видеть их счастливыми. А счастлив только тот человек, который всей своей жизнью приносит счастье и радость окружающим.