На сайте
house-md.net.ru прошел конкурс переводов.
Для перевода были выбраны главы книги "Стивен Фрай в Америке"
(Оформление, обороты и пунктуация почти сохранены)
Оклахома (перевод HappyPanda )
Ключевые факты:
Сокращение: Ок
Прозвище: Штат торопыг
Столица: Оклахома Сити
Цветок: Роза Оклахомы
Дерево: Церцис Канадский
Птица: Ножницехвостая мухоловка
Вальс: Ветер Оклахомы
Лозунг: Labor omnia vincit (Труд всё побеждает).1
Известные жители и уроженцы: Джеронимо, Дениэл Патрик Монахан, Вили Пост, Белль Стар, Претти Бой Флойд, Т. Бун Пинкерс, Сэм "Волмарт" Вэлтон, Линн Риггс, Ральф Эллисон, Джон Берриман, Джин Аутри, Лон Чайни младший, Уилл Роджерс, Джоан Кроуфорд, Ван Хефлин, Вера Майлс, Дэйл Робертсон, Уолтер Кронкайт, Ден "смеющийся" Роуэн, Блейк Эдвардс, Тони Эдвардс, Дженнифер Джонс, Тони Рендал, Джеймс Гарнер, Чак Норм, Гери Бьюзи, Дженн Триплхорн, Рон Ховард, Бред Питт, Вуди Гэтери, Чет Бейкер, Джей. Джей. Кейл, Эдди Кокрайн, Роджер Миллер, Том Пэкстон, Гарт Брукс
(Geronimo, Daniel Patrick Moynihan, Wiley Post, Belle Starr, Pretty Boy Floyd, T. Boone Pickens, Sam 'Walmart' Walton, Lynn Riggs, Ralph Ellison. John Berryman, Gene Autry, Lon Chaney Jr.,Will Rogers, Joan Crawford, Van Heflin, Vera Miles, Dale Robertson, Walter Cronkite,
Dan laugh-In' Rowan, Blake Edwards, Jennifer Jones, Tony Randall. James Garner, Chuck Norm, Gary Busey, Jeanne Tripplehorn, Ron Howard, Brad Pitt, Woody Guthrie, Chet Baker, J.J. Cale, Eddie Cochran, Roger Miller, Tom Paxton, Garth Brooks)
Оклахома
«Когда началось само родео, всё что мне осталось это сдерживать плач радости и восхищения».
После Оклахомы к сорока восьми соединённым или «соседствующим» штатам, присоединились только Нью-мехико и Аризона. Гор Видал, дед слепца Томаса Прайора Гора был сенатором основателем когда в 1907-м году наконец был получен статус штата. До тех пор это была территория для пожизненно перемещённых американских индейцев, которые были вышвырнуты с их потомственных земель в южных штатах. Их вынужденное путешествие вошло в историю индейцев как "Тропа плача". БОльшую сельскохозяйственную ценность она приобрела во второй половине девятнадцатого века, однако, племена вновь были изгнаны первыми колонистами, нахлынувшими с известным Освоением Земель, первопроходцами, первыми трудягами фермерами. Они нарушали все правила и нарезали себе земли вперёд всяких властей и разрешений, что дало им имя «торопыги», это и стало прозвищем штата. Вышвырнув индейцев, поселенцы, однако, позаимствовали их название этой земли Окла Хума, что по злой иронии переводится как «Земля красного человека». Природа взыскала жестокую плату с белых поселенцев, в начале 1930х, когда засуха, сильные ветры и плохое сельское хозяйство сложились в одно бедствие и создали печально известную Пустошь.2 Тысячи и тысячи разорённых фермеров снялись с мест и направились в Калифорнию. Том Йод персонаж «Гроздьев гнева» Джона Стейнбека являл этот тип угнетённого Оки.3 В экранизации романа снятой Джоном Фордом, Генри Фонда сказал знаменитую речь, которая с тех пор стала своего рода фанфарами для обывателя:
«Я буду повсюду во тьме - Я буду везде. Куда бы вы не глянули -повсюду борьба, так голодные смогут поесть, Я буду там. Где бы коп не избивал парня, Я буду там. Я стану воплем парней, когда они обезумят. Я стану смехом детей, когда они захотят есть и они познают ужин, а когда люди насытятся, они воспрянут, и будут жить в построенных ими домах - И там я тоже буду.»
Не случайность, что во времена пыльных бурь Линн Ригс написал пьесу «Зеленеют сирени» обращающуюся ко временам незадолго до образования штата в 1906-м, когда территория Оклахомы выглядела как сельскохозяйственный рай. В 1943-м Роджерс и Хаммерштайн превратили пьесу в Бродвейский мюзикл, хит - «Оклахома!» Минуло всего три года с фильма Джона Форда, Оклахома, должно быть, чувствовала себя штатом, подвергшимся самым суровым испытаниям тех времён.
Но не только опустынивание, депрессия и фатум доставались Оки. Нефть сделала Тулсу одним из богатейших городов страны, с 1920-х и по наши дни это один из самых процветающих штатов Америки.
Спасение
Однако нельзя сказать, что там совсем нет бедноты. Этим утром я в центре Оклахома Сити, в здании Армии Спасения. Каждую неделю они кормят бездомных обедами, приготовленными самыми приветливыми и добродушными поварами, что вы кода либо надеялись встретить. Сегодня Страстная Пятница, и кажется, будто снаружи выстраивается особенно большая очередь. Я разговариваю с капитаном Венсом Мёрфи, офицером Армии Спасения. Они и в самом деле подражают военным с их рангами и иерархией. Темно-малиновые эполеты на белоснежной рубашке обозначают его звание так же ясно, как и серебряная горжетка на лейб-гвардейце. Испытывая отвращение к религии и большинству религиозных организаций, я всегда проявлял мягкость к Армии Спасения. Они столь решительно не сексуальны, столь дружелюбно беззлобны, безгранично прелестны в своей доброте. Они лишь продолжают кормить и одевать бедных, совершенно ничего не ожидая взамен. Единственный намёк на проповедь ограничивается довольно безнадежным, но добродушным моментом, когда один из офицеров толкует библию в то время как «клиенты» едят. Кажется никто не обращает на него внимания, несколько бездомных женщин подбадривающе кивают головами, офицер достаёт гитару и поёт. Ужасное исполнение «Удивительной Грейс» вполне очевидная, но малая плата что бы отблагодарить за то, что выглядит как действительно превосходная, горячая пища в холодный мартовский день. Я говорю с Терри, одним из бездомных и его приятелем, чьё имя я никогда не пойму. Им нравиться это место. Они уважают отсутствие докучливости и религиозности. Компаньон Терри заканчивает со своей едой и встаёт из за стола, чтобы помочь «Армейским» работникам кухни собрать стулья. Так он выражает свою благодарность. Проповедник Армии Спасения (так они раньше назывались, а сейчас уступили место мании двадцать первого века - пиарщикам) что здесь для помощи нам в съёмках - милая и забавная юная блондинка по имени Хайди. Она выглядит так, будто самая естественная вещь в мире это танцы живота. В ней нет и намёка на восточную кровь, но каждую неделю она профессионально исполняет танцы живота в ресторанах и ночных клубах вокруг Оклахома Сити. Никто в съёмочной группе не был готов к такому повороту. Мы договорились, что встретимся и снимем её этим вечером. Но сначала нас ждал один из величайших американских институтов: Родео.
Родео
Центрально Оклахомская Юниорская Ассоциация Родео, COJRA, проводит свои встречи несколько раз за сезон на Мемориальной арене имени Тайлера Блаунта в Гатери, Оклахома. И это, пожалуй, самый сочный кусок американского пирога, что мне доводилось пробовать. Вид маленьких детей слоняющихся окрест в ковбойских шляпах и сапогах вызывает умиление, но когда началось само родео, всё что мне осталось это сдерживать плач радости и восхищения.
Мероприятие открыто для любого мальчишки или девчонки, кто не бывал в браке, и в возрасте 18 лет и моложе. Существует пять дивизионов, согласно возрасту: 14-18, 10-13, 7-9, 6 и младше, и 4 и младше. Когда вы увидели трёхлетнего ребёнка в стетсоне пытающегося заарканить бычка или оседлать овцу, считайте вы всё видели.
Началось родео (а я пробыл в Америке достаточно долго чтобы не быть этим удивлённым) с исполнения национального гимна. Шляпы сняты и прижаты к сердцам, молодой человек объезжает вкруг арены неся звёздно - полосатый флаг. К собственному сильному раздражению я глубоко и непозволительно взволнован. Я утешаю себя мыслью, что был бы также эмоционально взбудоражен Болгарским национальным гимном, исполненном на типично болгарском мероприятии. И конечно я не одурачу никого, кроме себя воображая это.
Мы начали с «обдирания козы» 4х летками и младше. Как ободрать козу? Что же, для начала кто-то из присматривающих взрослых должен её украсить, иными словами прикрепить к ней ленточку. По удару гонга ребёнок выбегает, ловит козу, зажимает её между ног, отцепляет ленточку и бежит назад. Побеждает лучший результат по времени. Соль комедии заключена во фразе «зажать козу между ног» несмотря на то что дети, в общем понимают правила игры, коза не понимает, и проходит масса беготни и множество падений прежде чем удастся её ободрать. Поскольку каждый раз это одна и та же коза, действо с каждым разом становиться всё насыщеннее, раздражение козы нарастает, и она очень яростно стремиться свалить.
Для группы 6 и младше усложнённый вариант:
«Обдирание козы с лошади». Что, по сути, тоже самое, но уже верхом. Это незначительное дополнение для коз, но теперь ещё и лошади не понимают, чего от них хотят. Меж тем это усиливает комедийность, и теперь я раскраснелся, мои глаза мокры и я охрип от смеха.
Далее следуют: объездка баранов, вязка коз и выездка. Объездка баранов не столь тревожуща как звучит. Дикая лошадь или мустанг будет слишком серьёзно для карапузов едва научившихся ходить, даже здесь в индивидуалистской, либеральной и чертовски беззаботной стране ковбоев, а потому самые юные категории седлают баранов. Чем дольше они останутся верхом, не будучи сброшенными, тем лучше. Они могут надеть защитную униформу, но она не для этих бравых, маленьких ковбоев и ковбоек. Глядя на их решительность и серьёзность приходишь в восхищение.
Село солнце, взошла луна, и старшие дети показывают свои навыки, которые на столько же лучше на сколь и менее привлекательны.
Вы не можете посетить такое событие и не задуматься над превратностями жизни, рождения и судьбы.
В Америке миллионы городских детей и детей из гетто, рождённых для банд и наркотиков, для оружия, преступности и насилия. А есть и вот эти дети, выросшие в деревне, рождённые для обдирания козлов, выездки баранов, лассо и верховой езды. Эти два типа детей видимо никогда не встретятся за всю свою жизнь. Будут ли они уважать друг друга, изучать друг друга или просто задумаются друг о друге? Вероятнее всего нет. Дети, евшие сегодня в зале Армии Спасения видимо никогда в жизни не видели толком лошадь, кроме разве что конной полиции.
Животик
Увидят ли дети по эту сторону жизни танцы живота, это уже совсем другой вопрос. Из Гатери в своеобразное родео человеческой плоти в ресторане «Шишкабоб», Оклахома Сити. Наша старая подруга Хайди танцует с девушкой, которая днём служит сержантом в Военно-воздушных Силах Соединённых Штатов. Я воткнул доллар туда, куда ещё мог смотреть без смущения и направился в койку.
_________________
Примечания переводчика:
1: Ср.- Терпение и труд всё перетрут.
2: Через четверть века история повторилась в Советском Союзе, "Освоение Целины". С 1954 по 1960 год в степях Дальнего Востока, Сибири, Урала, Поволжья и Казахстана - был распахан тончайший плодородный слой земли, большую часть его сдуло ветрами (известные «Чёрные ветры» дули по всей средней полосе несколько лет), а оставшиеся крохи были истощены бездарной агрономией в течение нескольких лет. Сейчас полностью изменена экосистема этих земель, уничтожены сотни видов растений и насекомых, а сами земли не пригодны для какого либо агропользования на площади в миллионы гектар по территории нескольких государств.
3: Здесь и далее по тексту автор использует слово Okie - игра слов, от аббревиатуры названия штата - Ok, что на русский язык также можно перевести как - Окейцы или Хорошисты.
НЕБРАСКА (перевод
sidnik)
Сокращение: NE
Прозвище штата: "Штат кукурузников"
Столица: Линкольн
Цветок-символ: Золотарник
Дерево-символ: Трехгранный тополь
Птица-символ: Луговой западно-американский трупиал
Танец штата: Кадриль
Девиз: "Равенство перед законом"
Знаменитые выходцы и жители штата:
Джеральд форд (38th President), Бешеный Конь,
Уильям Дженнингс Брайан, Дик Чейни,
Малколм Икс, Гудзон «Гора Рашмор» Борглум,
Л. Рон «Нелепый мошенник» Хаббард,
Уоррен Баффет, Гарольд Ллойд, Фред Астор,
Дэррил Ф. Занук, Гордон МакРэй. Генри Фонда,
Роберт Тэйлор, Марлон Брандо, Дороти МакГуайр,
Клифф Монтгомери, Сэнди Дэннис, Уорд Бонд,
Джеймс Коберн, Дэвид Янссен, Ник Нолти,
Хилари Суонк, Дик Каветт, Джонни Карсон,
Рут Эттинг, Макс Баэр. Энди Роддик.
НЕБРАСКА
«Я все же сломался и купил шляпу, наподобие тех, что носили ковбои на Диком Западе. Ни один британец не может надеть ее и не выглядеть неприличным полным кретином»
Километры и километры покрытых травой равнин между Небраской и Южной Дакотой устилают путь до места моего назначения, городка Гранд-Айленд. Эту местность называют песчаными холмами из-за причудливого волнообразного покрова изумрудно-серой травы, переливающегося подобно волнам на море. Небраска - это штат фермеров. Он появился благодаря великому захвату земель в середине 19 века, когда федеральное правительство бесплатно предоставляло земли всем, что может ее захватить и управлять. Коренные жители штата выращивали кукурузы и разводили скот, в общем, жили обычной размеренной жизнью обитателей Великой Равнины. Но все изменилось, когда железная дорога "Юнион Пасифик" проложила свой путь через Гранд-Айленд , закрепив за этим местечком славу роскоши и разврата. Славные деньки железной дороги ушли в прошлое, но Гранд-Айленд по-прежнему процветал, благодаря тому, что прямо через него проходила одна из самых больших федеральных автодорог Америки.
Дороги большие и маленькие
У меня заняло немало времени, чтобы узнать, как устроена система американских дорог. Если Вы смотрели такое же множество американских фильмов и программ, что и я, то Вы знакомы с такими понятиями как федеральная межштатовая дорога, шоссе, платная автострада и тому подобное. Но что все эти понятия обозначают и как все это функционирует вместе? Позвольте мне привести некоторые выкладки с сайта Федерального управления шоссейных дорог Америки.
Протяженность Федеральной системы шоссейных дорог США составляет 160 000 миль. В ее состав входят следующие подсистемы.
Главные артерии - шоссе, проходящие через городскую и сельскую местность, обеспечивающие доступ к главным портам, аэропортам общественному и любому другому транспорту.
Стратегическая сеть автомобильных дорог, сокращенно СТРЭХНЕТ - сеть автодорог стратегически важных для обеспечения безопасности страны. По их средствам производится доступ к средствам защиты, как в повседневное время, так в чрезвычайных ситуациях.
Главные узловые соединения стратегической сети автодорог. Эти узлы обеспечивают доступ военных единиц к сетке автодорог стратегического назначения.
Терминальные соединения - дороги, соединяющие главные контейнеро-терминальные средства (грузово-снабженческие - прим. переводчика) с остальными звеньями федеральной дорожной системы.
Межштатовая система дорог Эйзенхауэра. Я совершенно без понятия, что обозначают описанные выше пункты. И я не хочу знать, что такое контейнеро-терминальные средства даже если мне в руки попадется их определения, я не стану это читать. Вот что для нас действительно важно знать, так это что Главная Федеральная дорожная система включает в себя отдельную сетку дорог, названную межштатной системой дорог Эйзенхауэра, являющуюся эквивалентом британской магистральной системы автодорог, только большей, намного большей в размерах.
Система дорог Эйзенхауэра
Вы возможно таите надежду, что я не буду вдаваться в дальнейшие подробности, но как сказали мне по горячей линии, подождите минуточку, это до опьянения интересно. В конечном счете, это относится к самому большому общественному проекту такого рода в истории.
В 50-х годах администрацией президента Эйзенхауэра был принят бюджет, который обозначил начало программы по созданию обширной дорожной системы, связывающей все районы страны. Воевавшие в Европе американцы находились под сильным впечатлением немецких автобанов, но американская автомобильная промышленность, погрязшая в раздорах, не могла безболезненно для страны осуществить такой грандиозный проект. В нынешних ценах стоимость всего проекта составляла около полу-триллиона долларов. Пятьсот миллиардов! Не маленькая сумма, не правда ли? Но без такой громадной дорожной системы из 46 тысяч миль высококачественных федеральных дорог, пролегающих с север на юг и с запада на восток, Америка не стала бы той страной, которую мы знаем сегодня. Как один из тех, кто проехался, кажется по всем американским дорогам, я могу подтвердить их изумительное качество. Здесь на удивление мало конусов, площадок реконструкции и обратного потока машин. И хотя многие из них пролегают на фоне совершенно скучного, ничем не примечательного, однообразного сельского пейзажа, некоторые участки, идущие через захватывающего вида горы, леса, озера, ущелья и долины, по красоте вполне могут сравниться с европейскими. Обычно федеральные трассы - двух- или трехполосные дороги, однако в городах количество полос колеблется от четырех до шести с ограничением скорости в пределах от 55 до 75 миль в час в зависимости от штата.
Система дорожной нумерации довольно проста и не требует долгих объяснений. Четными номерами обозначены трассы, ведущие с востока на запад, нечетными - с севера на юг. Отсюда соответственно и названия дорог: монументальная трасса 95, простирающаяся по восточному побережью от штата Мэн к Флориде или самое первое шоссе, построенное в Америке, трасса 70 от Юты до Мэриленда.
Но вернемся в Небраску. На смену поднявшей экономику Гранд-Айленда железной дороги, пришла трасса 80, одна из самых больших трансконтинентальных дорог и вторая по длине после трассы 90 от Бостона до Сиэтла.
Трасса 80 пролегает от центра Сан-Франциско до пригорода Нью-Йорка местечка Тинек, что в Нью-Джерси. Или наоборот? А есть разница?
С запада на восток она проходит через Окленд, Беркли, Сакраменто, Рино, Солт Лек Сити, Шайенн, Линкольн, Омаху, Де-Мойн, Чикаго, Саут-Бенд и Кливленд, затем на границе Пенсильвании и Нью-Джерси ее путь пролегает через красивейший заповедник "Делавэрское ущелье". Также она заглядывает и в Гранд-Айленд. Превосходная дорога на всем ее протяжении, о чем можно было даже не упоминать, с вереницей заправок, закусочных и мотелей, заключенных одной общей вывеской «Заправка, еда и ночлег». Издевательство над моей фигурой Трехсотмильное путешествие по автостраде заставляет терпеливо относиться к бесконечным остановкам, чтобы заправиться, перекусить вяленого мяса, конфет Риис с арахисовым маслом, глотнуть газировки или выпить бутылочку, обладающего сверхъестественной бодрящей способностью, энергетического напитка по цене дрожи, тряски и маниакальной опьянения за рулем.
Но есть водители, для которых моя пустая болтовня не имеет никакого значения. Я, конечно же, говорю про дальнобойщиков.
Для этих, вошедших в легенды персонажей, появилась целая индустрия стоянок для большегрузов. Лишь изредка бывая в таких местах, как обычный водитель, я могу высказать свое впечатление только сегодня… Да и то, если доберусь до Гранд-Айленда вовремя. Мой путь, лежащий южнее обеих Дакот, пролегает по умиротворенному шоссе через городки Валентайн и Брокен Боу. Но меня больше волнует, успею ли я добраться до стоянки дальнобойщиков пока не село солнце.
Некоторые стоянки чуть больше обычной закусочной с большим передним двором для парковки грузовиков, они практически ничем не отличаются от британских придорожных кафе, кроме больших площадей для парковки. Здесь есть магазины, душ, мойки грузовиков, множество мелких магазинчиков, торгующих едой и громадная территория, размеченная для парковки в шевронном стиле. Можно спокойно снять комнату в мотеле, но большинство шоферов предпочитают спать в кабинах своих грузовиков. Ходит много разговоров о мифической фигуре Лот Лизард, проститутке, специализирующуюся на дальнобойщиках, однако реальность ее существования отвергается всеми.
Моя первая остановка - это магазин, который, кажется, продает все на свете: серебряные эмблемы для капота грузовика; зеркала, как в кабинете у стоматолога для проверки днища; кучу энергетических напитков и любого вида одежду. Пообещав себе не быть таким засранцем, Я все же сломался и купил шляпу. Не широкополую шляпу «Стетсона» с высокой тульей и шнурком, который завязывается под подбородком, а одну, наподобие тех, что носили ковбои на Диком Западе. Ни один британец не может надеть ее и не выглядеть, без всякого преувеличения неприличным полным кретином. Ну да ладно. Еще я решил пополнить мою коллекцию магнитов на холодильники со всех штатов Америки. К концу моей поездки я соберу их все. Ну а теперь время пойди подыскать на чем бы уехать.
Европейские джаггернауты (многоосные тяжелые грузовики - прим. переводчика) не имеют ничего общего в оснастке со своими американскими собратьями. Гордость американских большегрузов в их покраске, вертикальной каминного типа выхлопной трубе и больших размерах само собой. И вот я стою, надеясь договорится с кем-нибудь из шоферов подбросить меня. Солнце садится и минут через десять с автострады сюда начнут сворачивать грузовики.
Наконец я встретил Брюса, спускавшегося из огромной пурпурного цвета кабины своего грузовика. Он согласился подбросить меня следующим утром. Брюс ехал в Пенсильванию.
«Я буду ждать ровно в восемь», - сказал он по пути к главному зданию.
«Буду вовремя», - заверил я его.
Но кто-то в нашей команде проспал, и мы опоздали на 20 минут. Брюс уже завел двигатель и был готов отправиться в путь. Он типичный американец и тому чересчур любезен, чтобы орать на нас, но могу сказать, он немного порассуждал о профессионализме нашей, не пришедшей в оговоренное время на встречу, съемочной группы.
Итак, мы отправились на восток по трассе 80 под лучами восходящего зимнего солнца.
Брюс идеальный образец человека совершенно неподходящего для интервью: из него не выжать ни единого лишнего слова и ни капли эмоций.
Он едет из Северной Каролины неизвестно куда, потому что ему нравится чувствовать свою свободу и быть главным, да и просто нравится водить. Я спрашивал его о многом: о статусе вечного скитальца, его идеалах и взглядах на мир, осознании себя и громадных просторах американских дорог. Брюс отвечал чуть более распространено, чем просто «Ну я не знаю» на мои, как сейчас кажется, абсолютно претенциозные и вычурные вопросы.
Он - обычный дальнобойщик, он водит грузовики. Иногда его поездки довольно далеки, но он не любит опаздывать. Ему нравится то, чем он занимается. Он шофер, ни философ, ни поэт или композитор. Он просто любит водить. Вот и все. Это нельзя не уважать.