Leave a comment

fruleinwolf September 21 2022, 17:03:09 UTC

Вы правы, Виолинка.

-==-

В наше время скрипка - дура!

Стратокастер - молодец!

Т. Шаов

Я не интересовалась скрипкой. Потому что у меня есть гитара. Она сопровождала меня, начиная с моего внутриутробного периода - маменька специально для меня играла. А я там, внутриутробно, слушала. Маменька меня таким способом укрощала, когда я там буйствовала и била ее ногой под печень… Ну и после рождения тоже. Я была не подарок, крикливая и вредная, плохо кушала и все такое, а гитара действовала на меня умиротворяющее и маменька была просто счастлива, что у нее в руках есть такое против меня средство… Я играю теперь на семи- , шести-, пяти- и четырехструнках. Четыре - это укулеле и бас. Две крайности, самая большая и самая маленькая. Причем бас у меня безладовый, немного похоже на скрипку. Я имела много хлопот из-за отсутствия ладов, но Малюта на меня рычал (это руководитель нашего дружного ансамбля) и я приспособилась и теперь мне это нравится. А пятиструнка это, по сути, тоже укулеле, только струн - пять! Настроены ми-си-соль-ре-соль, сиречь пятая струна отпущена на один тон! И мне это нравится…

А скрипка… ее как бы и вовсе не существовало. Параллельное пространство. Скрипка не лезла ко мне, а я не лезла к скрипке. И все было чудненько.

Мне не нравилось пространство, в котором существовала она. Там были бесконечные гаммы, сольфеджио, упражнения всякие дурацкие - там мучали маленьких детей. И она, скрипка, была там чем-то вроде испанского сапога. Мне очень нравился пример одного пианинщика - его поначалу хотели истязать на скрипке, но он просто разбил ее об рояль. Вдребезги и сразу - с одного удара. Только гриф в руке остался. И от него отстали. И он начал учиться на фано… Но мне и фано не особенно нравилось. Совсем другое дело - гитара. Я знала, конечно, что они близкие родственники - гитара и фано. Мне говорили, что гитара это то же самое фано, только маленькое, можно таскать на себе. Ну и пусть. Я научилась играть на фано собачий вальс и мне этого хватало. А все остальное - на гитаре.

Reply

jviolinka September 21 2022, 22:37:56 UTC

Так,скрипку мне не обижать!)) Я с ней всю жизню

Reply

fruleinwolf September 23 2022, 18:31:37 UTC

Виолинка, я вам ответила на этот пост, но почему-то не вижу своего ответа. Вы его получили? (Чтоб вы не думали, что я проигнорила.)

Reply

jviolinka September 23 2022, 21:13:15 UTC

Неа, не вижу! Я, если чо, не думаю плохого. Может, вы заняты сильно

Reply

fruleinwolf September 24 2022, 18:57:12 UTC

Ой, нет, Виолинка, я к вам со всей симпатией. Вы музыкант, скрипач. Вам респект... Значит, мой ответ глюканулся. Я там написала, что я очень хорошо отношусь к скрипке и я не отвечаю за Тимура Шаова. Впрочем, он тоже лоялен к скрипке, а его высказывание - стёб!

Еще я там рассказывала про свою скрипку. Вот этот глюканутый текст.

-==-

А момент, когда я, наконец, заметила скрипку, я помню очень хорошо. Это было сто лет назад, в Ессентуках, я еще совсем мелкая была. Конец осени или даже начало зимы. У них там, в одном санатории в это время происходит фестиваль бардовской песни. Папа специально поехал и меня взял. И вот, фестиваль начался с того, что на сцену вышла женщина со скрипкой, ей было лет 27, плотного телосложения… включилась минусовка, она ждала, потом подняла скрипку к плечу и понесла к струнам смычок. Это был Шторм Вивальди. Вещь известная, ее уже сыграла Ванесса Мэй и ее исполнение произвело на меня впечатление; я еще удивлялась - надо же, всю жизнь положить на скрипку… И вот этот Шторм в клубе санатория, в зале мест на 500, под минусовку - я отключилась от окружающего и слышала только скрипку. Женщина классно играла. Ни малейшего напряжения, полное отсутствие страха сделать ошибку - в такой трудной и быстрой вещи. Я еще никогда не испытывала такого восторга. Вот это музыка…

И играла она спокойно. Она не прыгала по сцене как Ванесса. Она стояла на одном месте и только играла.

Она взяла финальное соль (это я уже потом узнала, что то было соль), поклонилась и ушла. И после этого Шторма весь бардфестиваль казался мне пресным. Все эти наши бесконечные вариации на тему трех аккордов…

И этот случай был единственным. Не произошло у меня пока второго такого.

И я заметила скрипку.

Но мысли взяться за скрипку у меня не возникло. Хорошо бы, конечно, но это слишком сложно. Да и зачем, если у меня есть гитара? Это тоже классный инструмент…

2.

Ситуация изменилась в тот день, когда папа принес домой скрипку. Это был ужас. Он подобрал ее на помойке. Она торчала фюзеляжем вверх из мусорного бака, и папа ее оттуда достал. Спас. Она была разбита. От верхней деки осталось несколько щепок, гриф вырван вместе с клецом, да еще и переломан посередине, головка расплющена как от удара полупудовой кувалдой. Все это висело на спутанных струнах, да еще и было вымазано какой-то дрянью. То ли каша, то ли соус…

- Я ее помою, - сказал папа. - Ничего, все отчистится, под новым лаком не будет никаких следов. Я ее восстановлю. Это же надо - угодить в мусорный бак. А ведь она мастеровая… Это мореный орех. Нетипичный материал для скрипки. Орех держали в уксусе, смешанном с железными опилками…

Скрипка была черной. Потому что мореный орех имеет черный цвет. Мастер, который

Reply

jviolinka September 24 2022, 22:37:08 UTC

Я ж тоже с юмором ответила, стёб понимаю❤️ Тем более таких товарищей наблюдала). Было забавно, что к моему педагогу в школе пришла девочка учится через год после моего выпуска, полная моя тезка. И там дитё что только с инструментом не делало, даже с горки на ней каталась. Моя педагог уговаривала родителей не мучать девочку, но они считали иначе...
Текст хороший, про папу трогательно очень

Reply

fruleinwolf September 25 2022, 17:19:19 UTC

Ой, мой папенька совершенно уникальный человек! Он меня обожает, все мне прощает и ваще идет у меня на поводу! Он хотел сына, канеш. Придумали имя - Сашка. Но родилась Дашка. Ничо, папенька сразу же с этим согласился. Он увидел, что я рыжая и ему это понравилось.

Даю продолжение чо дальше было.

-==-

Скрипка была черной. Потому что мореный орех имеет черный цвет. Мастер, который ее сделал, вряд ли был профессионалом. Может, потом стал, а может, и не стал. Никаких этикеток, никаких подписей. Это типично для начинающих - стесняются. И материал - не было у него волнистого клена, но был мореный орех, вот он его и взял. Этот клен - его еще попробуй найди! Скрипка была полноразмерной, 4\4, и даже чуть больше. Но не альт, не альт… Кому она принадлежала? Что с ней случилось?.. Этого я не узнаю никогда. Там была какая-то драма или даже трагедия, потому что скрипки просто так в мусорные баки не попадают! Вы видели хотя бы одну?.. Пришел бы мусоровоз, контейнер бы в него высыпали - и все. Если бы не мой папа.

И он скрипку восстановил. У него есть друзья и в том числе один плотник. Вот он к плотнику со скрипкой и отправился. И месяца два он к нему ходил как на работу - они чинили скрипку. Реанимировали.

Потом папа принес скрипку домой.

Они не могли восстановить ее по рецепту Страдивари. Даже не замахивались. Восстановили как смогли. Дека была скорее гитарная, чем скрипичная, гитарную проще сделать, но приспособленная под скрипичную подставку; они там с плотником посоветовались и решили, что подставка, авось, не проломит деку. Прикинули по законам сопромата… Подставку сделали тоже нетипичную, потому что типичную - это возни много (родная подставка осталась в мусорном баке, надо полагать). Просто чтоб струны держала. Деку сделали из ели, хорошей, выдержанной, у плотника был запас, а подставку из клена. Гриф новый сделали, потому что старый восстановлению уже не подлежал. С завернутой головкой, да? Еще чего! А колки они поставили от гитары. Держать струны они будут? Будут. Чего же вам еще?!!

Следов соуса на скрипке, конечно же, не было уже. Ее почистили и покрыли лаком. Каким? Секретным, да? Уй! Па-а-аркетным лаком покрыли. Потому что папа по дороге к приятелю заглянул в хозмаг и купил банку паркетного лака.

И после всего они поставили на скрипку струны - гитарные. Потому что они у них были. Первые четыре струны. Нейлоновые. И настроили по гитарному: ми-си-соль-ре.

- Вот,- сказал папа. - Я не знаю, можно на ней играть или нет, но в кабинете на стене она висеть может. Это лучше, чем в мусорном баке.

Я взяла скрипку и щипнула струны - вялые. Они тупо скопировали строй с гитары папиного приятеля. С мензурой 650.

- Какая тут мензура?- спросила я.

- Пес ее знает. От фонаря. Скрипичная как бы мензура,- сказал папа.- Она же все равно без ладов.

Я взяла линейку и измерила - 350.

- Подтянуть надо,- сказала я. - Примерно чтобы как на моей уке было.

- Давай!

Я подтянула струны и звук получился вполне ничего.

- Лучше, чем у скрипки,- сказала я.- Я как-то попробовала в щипке скрипку нашего директора, у него дорогая скрипка, мастеровая. Так вот: она звучала хуже самой плохой гитары. Директор сказал, что это ни о чем не говорит, потому что она звучит под смычком.

- Странно,- сказал папа.- Ведь они играют пиццикато. Скрипка должна иметь звук и в щипке тоже.

Короче, на стену папиного кабинета черная скрипка не попала, потому что я утащила ее к себе. Папа был только рад и не оказал

Reply

fruleinwolf September 25 2022, 17:19:34 UTC

ни малейшего сопротивления… И играла на ней как на укулеле, медиатором. Но было крайне неудобно из-за безладового грифа. И как смычкари с ним управляются?

Через неделю папа купил смычок, причем укороченный, 3\4. Других в магазине не оказалось. А канифоль у нас и так была - для пайки. Для смычка она тоже годится.

Я стала водить по струнам смычком. Звука не было совсем. Тогда я натерла смычок канифолем и звук появился. Мне понравилось. Но звук был мерзким. Словами не передать, слышать надо. Это был скрип, переходящий в скрежет и визг. Я же неправильно держала в руке смычок. И по струнам его вела неправильно. И скрипку держала у плеча неправильно, она у меня вываливалась из рук.

Reply

jviolinka September 25 2022, 17:48:25 UTC

А дальше что было?

Reply

fruleinwolf September 25 2022, 17:58:11 UTC

Ой, дальше была каторга! Наобум, как ночью по тайге! Дашка шла вперед как слон! Нет! Как мамонт! Это страшнее!

-==-

И скрипку держала у плеча неправильно, она у меня вываливалась из рук.

Невероятно сложный инструмент! Начинать надо в дошкольном возрасте. И первые два года учиться только правильному ведению смычка.

Я поставила скрипку вертикально, как виолончель, только с упором не в пол, а в колени. Стало легче…

Я игралась со скрипкой дня три, а потом ее забросила. Иногда только возьму в руки, пильну по струнам смычком… и снова заброшу.

- Че, Дашка, остыла? - спросил папа.

- Ты понимаешь, пап, играть хочется! Но инструмент невероятно сложный. Если бы хотя бы в руках держался! Мостик нужен. Подбородник нужен. Но я что-то сомневаюсь, что они помогут. Ну немыслимо… Может, к куртке ее пришить? Или скотчем приклеить.

- А ты попробуй напролом,- сказал папа.

Я взяла скрипку и смычок и сбацала «В траве сидел кузнечик». Внахрап. Напролом. Получилось дико, но можно было узнать, что это кузнечик. Папа засмеялся.

Потом он снова пошел к своему приятелю, со скрипкой. Кстати, приятеля зовут Юра. Имя настоящее. Он не просто плотник. Он плотник с широким кругом интересов. И с папой они приятели давно, и запросто могут обратиться один к другому если что… И они изобрели для меня мостик особой системы. С крюком. Этот крюк ложился за спину и доставал аж до лопатки. А с другой стороны мостика был упор, и он упирался в грудь примерно на уровне сердца, только левее. И этот мостик удерживал скрипку! Причем надежно! Я только слегка прижимала ее подбородком! Этого было достаточно! И я гордо расхаживала по дому как настоящий скрипач - руки свободны, делай что хочешь, а скрипка будто приклеена у плеча!

- А подбородник?

- Перебьешься. Пес его знает, как он делается.

Теперь забросить скрипку я не могла. Потому что на меня возложены надежды и ожидания. Я обязана хоть что-нибудь сыграть. Никто никаких указаний мне не давал. Я сама понимала. И я выбрала - что именно. Из своего гитарного репертуара. Есть у меня там Менуэт Боккерини, вещь известная, но несложная. Я играла ее иногда на укулеле. С закрытыми глазами, лежа в своем кресле перед компом и зад

Reply

fruleinwolf September 25 2022, 18:00:25 UTC

перед компом и задрав на стену ноги. Че там играть-то? Я на уке Чардаш Монти бодаю, что мне этот Минувет?.. Вот его - на скрипке.

И началась война. Куда тут поставить палец? Нетемперированный гриф! На моем безладовом басу ладов нет, но пропилы все-таки есть! Накладка грифа светлая, из акации, а пропилы заполнены эпоксидкой с примесью сажи - они черные и очень заметны. Вот я и ориентируюсь по ним. Имею точку зацепки. А здесь?

Вот что было дуре попросить папеньку сделать на грифе пропилы!

Соль - с нее начинается менуэт. Потом идет форшлаг на ля… Где тут эта чертова соль?

Я билась как муха об стекло. Но я не кричала, что ща пойду и утаплюся. Я знала, что я пробьюсь. Не первая у меня ситуация такая.

Скрипичного звука у меня не было. Чистого и прекрасного. Был визг, вой и скрежет. Плевать! Я нарочно скрежетала смычком. Нате! Скрипичный звук иногда только случайно сквозь этот ужас прорывался. Ага. Значит, он тут все-таки есть. Я потом пойму от чего он зависит, и как вести смычок так, чтобы струна не скрежетала, а пела.

Причем вой переливчатый какой-то.

Ведешь смычок по одному и тому же месту на струне, ведешь единообразно, а скрипка звучит то так, то эдак. В чем дело? Особенно это касается четвертой струны. Она у меня все старается закричать по ослиному. Она же гитарная, обмотка на ней круглая, а на скрипичной струне обмотка плоская. В этом, вероятно, и причина. Но я терплю, другой струны у меня нет… Но потом что-то происходит и струна звучит нормально. Все струны звучат нормально. Даже четвертая. В чем дело? Воланд тут ни при чем, в скрипку ко мне он не залазит, у него других дел полно…

И - я сделала разметку грифа. Это варварство и дикость. Но инструмент, спасенный из мусорного бака, мне это простит. Значит, для начала мне нужно точно определить где тут ля. На гитаре это пятый лад. Очень важно, от пятого лада строится настройка всех остальных струн. Папа с Юрой сделали накладку из палисандра, не как-нибудь, не поскупились. И у меня рука поначалу не поднималась делать на этом палисандре какие-то отметки. Но я дождалась, когда терпение у меня лопнет, и после этого рука прекрасно поднялась. С шилом. Я сделала шилом накол на месте пятого лада под первой струной, и в этот накол внесла на кончике иголки Штрих - это белый корректор для исправления опечаток. Получилась прекрасная белая точка! Вот ля! Вот, вот, вот! Б-ля!

Потом я сделала еще несколько белых точек, которые мне были край как нужны. Без них - никак.

Папа, когда эти точки увидел, сделал круглые глаза. Он хотел мне сказать, что я варвар.

- Пап,- сказала я,- или я сделаю точки, или она будет висеть у тебя на стене как безжизненный экспонат.

- А разве я что-то сказал?- сказал папа.- Я культурно придержал свое мнение при себе.

И вот, по этим точкам я, наконец, нормально настроила все четыре струны: ми-си-соль-ре. По гитарному. У скрипки другой строй, но если я его применю, то я сойду с ума вообще. У меня и так голова пухнет, отстаньте!

Reply

jviolinka September 25 2022, 18:30:45 UTC

Героизм, чо....может и хорошо, что вы постигали науку таким образом, делая собственные выводы.

Reply

fruleinwolf September 25 2022, 18:35:38 UTC

А у меня другого варианта не было!

И мне это нравилось! Сражение со скрипкой.

-==-

И я сыграла щипком первые такты Шутки Баха - я ведь играю ее на уке; первым тактом Шутки я проверяю на уке строй. Там элементарно. И у меня получилось!

Класс!

А теперь смычком!

Получился скрежет, визг и вой. Кроме того, стоило мне только поднести скрипку к плечу, как я перестала видеть свои отметки.

Утаплюся!

Но я продолжала играть. Опыт непременно накопится. У меня так было уже много раз.

А как держать этот чертов смычок правильно?

Спросить было не у кого, и я полезла на Ютуб.

И на Ютубе я, межпрочим, нашла вот это:

https://youtu.be/e2w9Z7k4Sdk

Абалдеть. Просто абалдеть. И не встать.

Один хват смычка чего стоит. Так держат дубину. Но он играет. Чардаш Монти, млин! И ведь неплохо играет.

А положение скрипки? У него там упор какой-то, что ли? Почему он так ее держит? Он видел как держат скрипку скрипачи. Или он с необитаемого острова? Так почему же он держит ее не как они?

Мне тоже неудобно было держать скрипку у плеча. Устают руки. И подбородку неудобно - хочется расслабиться. И придерживать скрипку левой рукой. Но иногда руку нужно перенести и гриф отпустить - и скрипка выпадает. Если руку перенести на себя - то еще ладно. Но если от себя - то рука уходит вместе со скрипкой! Может, таки держать ее вертикально? Я пробовала, вроде легче. Но ведь все держат у плеча! Значит, и мне так нужно.

Я усовершенствовала свой крюк - купила в хозмаге поролоновые губки для мытья посуды и пришила их к крюку. Дырки шилом в крюке просверлила и пришила. Стало легче. А иногда я упирала гриф головкой в стол - и тогда скрипка держалась у плеча уже совсем хорошо. Мне бы хоть как… Я пришила еще одну губку, прямо поверх той, что раньше - помогло. Получился как бы мягкий зажим. Я покрутила-повертела скрипку у плеча и нашла устойчивое положение. Может, оно и не совсем правильно, но скрипка уже из рук не вываливается.

Я присматривалась как держат смычок скрипачи. Я стала замечать то, чего раньше не видела. Оказывается, они ведут волос по струне не плоскостью, а краем! Да-да, краем! Я тоже так попробовала - звук вроде стал чище. А каким краем? Дальним или ближним? Мне удобнее было ближним, но они вели дальним! В чем тут причина? Я не знала, я просто подражала - тоже вела дальним краем. Как обезьяна. Еще оказалось, что смычок должен двигаться параллельно подставке. Я стала следить за этим - звук сделался стабил

Reply

fruleinwolf September 25 2022, 18:41:14 UTC
jviolinka September 25 2022, 18:56:57 UTC

https://youtu.be/ckJ_Z7-c7dw
Мой любимый скрипач, Жиль Апап. Это старая запись, у него на Ютубе их много. Цыганку Равеля играет здорово. И ещё мне нравится ролик, где он с детишками французскими занимается, объясняет им основы мастерства

Reply

fruleinwolf September 25 2022, 18:58:42 UTC

Leave a comment

Up