Про фильм "Курск"

Feb 08, 2019 00:31

Вчера случайно репостнула чужой блог, но не заметила. Сегодня удалила его. А вообще, как я уже сказала, хочу немного оживить свой жж.

Вот и повод - у нас прошел кинофестиваль, который традиционно проводится в конце января и заканчивается в начале февраля. В Фейсбуке я немного писала об этом, а сюда тоже запощу пару отчетов, но более расширенных. Последний фильм, который я посмотрела на фестивале, был "Курск.

В прошлую субботу утром в холле отеля ожидала гостью на экскурсию. Это была ВИП-персона, очень важная чиновница из России. Зачем-то ее поселили в отель Pigalle, дорогой современный отель, обставленный как старинный. Безвкусица, короче, все в английских обоях под старину и вазах с огромными букетами под голландскую живопись, но искусственными.

Вот сную туда-сюда по крошечному холлу - и нос к носу столкнулась с Томасом Винтербергом, знаменитым датским режиссером. Не узнать его невозможно: он похож на вихрастого подростка, выглядит лет на 20 моложе, чем положено по возрасту, заявленному в Википедии. Трудно поверить, что этот ясноглазый парень создал такие глубокие неожиданные фильмы, и был номинирован на Оскара.
В общем, в том что я его узнала, ничего особенного нет: я его уже видела за день до этого на показе фильма "Охота", фото оттуда. И вообще я пересмотрела кучу интервью с ним.


Я ему сказала: «Вы Томас Винтерберг, я вас узнала. Спасибо вам за ваши фильмы. «Торжество» я смотрела раз 20 и «Охоту» люблю». А он говорит: «А «Курск?» Тут лифт подошел и он уехал.

Ну, думаю, ладно, посмотрю. Изначально это не входило в планы: концепция заранее не отвечала, да и нервы не те. К тому ж я из военно-морской семьи.

Нет, это мягко написано. Я просто не рассматривала даже идею идти на это кино. Во-первых, "как они смеют своими грязными лапами"... Во-вторых, ведь все наврут или недопоймут. В-третьих, как можно идти на фильм, в котором заранее знаешь, что все погибнут. Тут полно спойлеров, но как-то я сомневаюсь, что кто-то из немногих моих читателей пойдет смотреть этот фильм.

С другой стороны, если кто и может правдиво и ярко показать душевное состояние всех участников трагедии, раздумывала я, то только этот режиссер. Долго боролась с собой. Купила билет на последний показ фильма. Его трижды показали за время гетеборгского кинофестиваля, в общем, для этого Винтерберг и приехал: представлять "Курск". Он много писал об этом фильме, как важно было ему показать не локальность, а глобальность трагедии. Как у каждого в кино своя правда и он как режиссер понимает каждого своего героя, но сочувствует подводникам. Ну, короче, правильные, хорошие слова он говорил.



Я тщательно подготовилась: положила в сумку 4 носовых платка, потом подумала, что возможно, мало и отодрала кусок от старого пододеяльника. Нацедила в 100-милилитровую фляжечку виски и вложила ее в варежку, на всякий случай. Чтоб, когда достаешь из сумочки, казалось, что это варежка. В общем, это и было лучшее во всем мероприятии.

В фильме тоже были хорошие и убедительные моменты, например, Колин Ферт в роли британского адмирала. Какой же это органичный, пластичный актер: смотришь на него и понимаешь, что вот это, собственно, и есть кино. Лучшие кадры фильма: Колин Ферт в кителе с погонами на фоне бескрайних просторов моря. И в его взгляде все: вся трагедия и весь гуманизм. Если б они ограничились только этим, был бы классный фильм.

Ну нет, хорош и Макс фон Сюдов, то есть хорошо, что вообще удалось этому гениальному актеру найти применение в фильме. Как раз незадолго до этого Макса фон Сюдов вспоминал на творческой встрече Мадс Миккельсен и говорил, что мечтал бы сыграть с этим самым выдающимся актером шведского кино: древний, мощный, заполняющий собой весь кадр. Только не смотрится он в роли русского адмирала, старого, как Библия, но принимающего самые важные решения. Наоборот, сам его образ как бы говорит, что от России тут только слово «Курск». И от трагедии Курска только название. Все остальное - большая развесистая клюква почище «Красной жары», не очень удачно снятый фильм-катастрофа.

Придумано и воплощено немало интересных ходов, усугубляющих или раскрывающих трагедию, но большинство из них не трогает, разит пошлостью, потому что выдумать страшнее, чем то что случилось, вряд ли получится.
А несоответствие деталей раздражает так, что уже и хорошего не видишь.

Как начали с квартиры подводников, которой не было и быть не могло, ни планировки, ни обстановки, так дальше и потянулось.

Весь фильм, кроме завязки и эпилога - это борьба отсека за выживание. Сколько придумано ситуаций: туда поднырнуть, вскрыть, закрыть, найти, там то открыть люк, то задраить, то запустить патроны с кислородом, то остановить течь. Трюки, вода, огонь, пожар, взрыв, заныривания, анекдоты, философские беседы: опять то, чего не было и не могло быть или было, но не так. Сценарий писал сценарист "Спасения рядового Райана", вот он и лепил задачи и трудности, какие только мог, обреченным подводникам. Как будто бы жизнь не была самым жутким, невероятным испытанием.

Еще до ухода подлодки происходит свадьба, а как без нее, отличный шаблон для такого фильма. На ней, естественно, присутствует весь экипаж с женами. Ну и в один момент вдруг гости начинают складно орать: «Горка, горка!» Только когда считать начали, стало ясно, что имелось ввиду «Горько». Похоже, но не то. И так весь фильм: похоже, но не то.

А перед свадьбой эпизод в начале: офицерская невеста отказывается играть свадьбу, если жених не обеспечит ящик водки и ящик шампанского. А офицеры бедны и зарплаты не получали уже много месяцев. Было так в 2000 году? Я не помню. В начале-середине 90-х - да. И вот офицеры закладывают командирские часы за шампанское!

Может ли русский офицер пропить часы? Да! Может ли русский офицер заложить часы за ящик шампанского! Да, может! Но будет ли русский офицер кичиться этим на свадьбе друга и упрекать его молодую жену?

С часами вообще-то как раз было неплохо. Это всегда выигрышно для фильма, если есть какой-то предмет, история которого сквозит в сюжете. Предмет это как бы левый и к самому действию не имеет практически отношения, с другой стороны - цепляет и запоминается. Ну, как шлем в "Джентльменах удачи" или бриллиантовое колье в "Титанике." А тут - часы. Они в первом эпизоде: мальчик ныряет и смотрит на часы на отцовской руке под водой. Командирские часы подводника - водонепроницаемые. Потом эти часы закладывают за вино. Потом, оказывается, они очень пригодились бы командиру на подлодке во время крушения, но их нет. И наконец, после похорон ушлый мичман, взявший их в залог, возвращает часы мальчику, сыну героя. Выходит, даже неплохо, что мичман оказался такой жабой и не давал шампанское без залога - хоть что-то сохранилось на память.

Вернул он их пацану не просто так, а в как бы в благодарность за поступок в церкви во время поминок. Русский адмирал фон Сюдов проходит мимо выстроенных в шеренгу осиротевших детей подводников и каждому подает руку - ну чисто Гитлер, есть такая документальная лента с подобным эпизодом. Сын главного героя руку не подает. Это очень круто. Но в фильме не трогает. Может потому, что весь фильм мальчика зовут не Миша, а Мися.
А Олега зовут не Олéг, а Óлег. И много такого. Режиссер сказал, что нарочно не консультировался насчет деталей, чтобы выглядело не локально, а глобально. Вряд ли это фильм улучшило.

Вот Маттиас Шонартс в главной роли фильм улучшил. Хороший актер, он на Путина похож, только высокий. А значит, может играть русский характер. И он хорошо, честно играет, не локально, а глобально. Только зря он пишет длинное и занудное письмо сыну. Те реальные записки с "Курска" куда короче и пронзительней.

В конце концов, парни в задраенном отсеке понимают, что жить осталось две минуты.

Какую песню пели бы русские моряки, погибая? Правильно, «Врагу не сдается наш гордый «Варяг». Уж поверьте, я знаю, что говорю, у меня и отец, и брат морские офицеры. Но в фильме команда поет то, что могло бы быть понятно англоязычному зрителю. Какую-то кабацкую песенку, уместную в пабе.

Это не все! Они ж не просто так поют, они в уже полузатопленном отсеке отыскивают заранее заготовленную и прибереженную для такого случая бутылку водки и торжественно распивают ее по кругу!

Но спасибо, что медведи по улицам не бегали. Пододеяльник, как вы понимаете, не понадобился.

кино, рецензия

Previous post Next post
Up