Снобы от искусства с пафосом
заявляют, что Малевич гений не потому, что нарисовал "Чёрный квадрат", а потому, что он вовремя его придумал. И что любому жаждущему вписать своё имя в катехизис супрематизма понадобится самая малость -- машина времени! -- очень смешно, ага.
Но если главное достоинство "Чёрного квадрата" именно в том, что его придумали, запатентуйте "научное открытие" и успокойтесь на этом -- никому же не приходит в голову любоваться лампочкой Эдисона! Но нет, нам почему-то навязывают "артобъекты" разной степени циничности, от писсуара до дерьма в консервных банках, ставших уже классикой.
Именно навязывают, потому что "совриск" агрессивно захватывает визуальную среду и требует, чтобы его изучали и понимали. В то время как ленивые обыватели по-прежнему хотят получать эстетическое удовольствие и предпочитают любоваться безнадёжно устаревшими "изобразительными практиками" -- им Климта подавай.
И они правы: "Чёрный квадрат" -- экстатический опыт беспредметности, философский манифест, супрематическая икона... -- что угодно, но только не искусство. И да, я тоже могу выдумать, например, чёрный куб на чёрном фоне. И затолкать в него
шедевры "совриска". Куб такой чёрный, что его не видно, сколько не глазей в первозданный Эреб:
Больше ада, только хардкор: в этом кубе пусть будет всё, от Дюшана с Серрано до Херста с Павленским. А Толоконникова пусть составит компанию Эмин Трейси -- чем больше арт-объектов "совриска" внутри, тем меньше их снаружи.
Сферический "совриск" в вакууме, вне порицания и вне наказания! Ибо ни фига не видно -- куб, как и положено произведению современного "искусства", не фигуративный. Да эта вещь посильнее кота Шредингера будет! -- плоский квадрат в трёхмерном кубе, который суть чистая мысленная абстракция -- у него нет визуального воплощения. Ну чем не концептуальная эволюция? И впереди ещё все остальные десять измерений, кстати.
Будет нелишним закогтить
рассказ Андрэ Моруа на эту безблагодатную тему.