В медиевисте появилось сообщение
► с казалоcь бы идиотским вопросом: а была ли безобразная герцогиня безобразной? Но я и представить себе не могла, насколько обескураживающим может быть ответ на него,..
...если беспристрастно оценить те скупые сведения о внешности герцогини Тироля, которые общеизвестны и никем не оспариваются:
PROS
1. Единственное прижизненное свидетельство принадлежит швейцарскому хронисту Иоганну фон Винтертуру - в опусе опусе "Chronicon a Friderico II Imperatore ad annum 1348" он без реверансов называет герцогиню "pulchra nimis" ("очень красивой") женщиной. Именно так, не больше и не меньше. Удивительно, что все цитируют его слова с таким же упорством, с каким и игнорируют их смысл.
2. Единственное прижизненное изображение герцогини на фамильной печати не говорит о её уродстве.
Да, черты лица разглядеть невозможно, но стройная фигура доказывает, что нельзя доверять более поздним "портретам" герцогини, где она изображена толстой и сутулой.
3. В замке Рункельштайн стены украшены фресками XIV века, на них есть несколько портретных изображений герцогини.
Росписи были сделаны по заказу хозяев замка, братьев фон Вангенов
►. На них очевидны фамильные черты Габсбургов: длинный нос, выпяченная нижняя губа и выступающий подбородок. Но и претендовать на номинацию тысячелетнего символа уродства изображённая на них женщина вряд ли достойна.
На более поздних портретах XVI века герцогиня предстаёт перед нами либо миловидной дамой, либо просто олдовой тёткой.
CONTRAS
1. Впервые Маргариту назвали безобразной в каком-то третьем баварском продолжении "Саксонской всемирной хроники" в 1366 году
►. Это факт, но. Автор хроник (Эйке фон Репгове или кто-то из его родственников) был идеологическим противником герцогини, посмевшей ослушаться папу римского Климента VI, и потому предвзятым, если судить хотя бы вот по этому его высказыванию:
"...кто противится папе и не может быть принужден церковным судом, того император обязан принудить при помощи светского суда, чтобы был послушен папе" (
"Саксонское зеркало").
Но чем же она вызвала гнев Ватикана? - тем, что потребовала развода, сославшись на фиктивность брака.
В Средние века для признания брака недействительным (развод в чистом виде не допускался церковью вообще) уважительными причинами считались измена, большая разница в возрасте, близкое родство, неодолимое отвращение, импотенция и отсутствие наследников. Причём требовали развода обычно мужья, жёны должны были мириться с удовольствиями, перечисленными в списке.
Поэтому официально отсутствие супружеских отношений между Маргаритой Тирольской и Иоганном Генрихом можно было объяснить либо импотенцией мужа, либо "неодолимым отвращением", вызванным безобразностью и распущенностью жены.
Папа римский Климент VI колебался недолго: в наказание за неповиновение он объявил Маргариту Тирольскую одновременно и уродиной, и шлюхой, что и означает слово "маульташ". Если бы герцогиня и в самом деле была уродливой шлюхой, это было бы подозрительно удобно для её врагов. Слишком удобно, чтобы быть правдой.
К тому же странно, что безобразность герцогини была замечена только когда ей было уже 48 лет! а до этого никто о ней так не отзывался.
2. Наконец, Маргариту Тирольскую просто традиционно принято считать "самой уродливой женщиной в истории". Но, как сказали бы юристы, эта информация "с чужих слов", то есть из того же отравленного источника. И потому ценность её ничтожна. Но откуда же взялись её портреты? вот этот, например, самый известный:
Это так называемый "Портрет уродливой герцогини". И слизан он с одного из гротескных набросков
►► Леонардо Да Винчи. И только в 1777 году очередная копия наброска превратилась в портрет герцогини Тироля. А потом уже это было подхвачено ушлыми фотографами.
Что ж, ни о чём, кроме убогой фантазии авторов - её хватило только на то, чтобы отзеркалить леонардовский набросок - эти "портреты" не говорят. Они суть мистификация, которая нашла кривое отражение даже в Стране Чудес:
Итого: три достоверных "за" и два сомнительных "против", первое из которых ангажированное и предвзятое, а второе лишь эхо первого. Так что с этого момента можно считать герцогиню если и не раскрасавицей, то и не маульташ! - она пала жертвой гендерного бракоразводного пиара.
P.S. А Фейхтвангера буду теперь чиста по-женски презирать! да и чего вообще можно было ждать от сталинского гландолиза
►, а я ведь и не догадывалась. Никому, никому нельзя верить ни в чём, хейт.