Стамбульский музей авиации - можно сказать, мой первый иностранный авиационный музей. Конечно, был еще
Музей авиации Украины в Жулянах, но там стоят советские "Тушки" МиГи, Илы. А здесь... "Сейбры", "Тандерстрики" и, естественно, "Фантомы" - мы слышали про них в детстве, но никогда не видели "вживую". Потом, в юности на авиасалон в Жуковском прилетали F-16, но с этими "старичками" встреча произошла в Стамбуле.
Вот они, красавцы.
на красной дорожке рядом со взлетно-посадочной полосой 35L
Ожидаемо было увидеть на другом торце 17R, но ...
У меня даже никаких мыслей нет, чтобы это могло значить. Но как бы то ни было, пойдем по "полосе" и посмотрим, что же стоит на летном поле.
На газоне F-16C Fighting Falcon, производства General Dynamics.
и NF-5A в ливрее пилотажной эскадрильи турецких ВВС - Türk Yıldızları (Турецкие звезды)
Напротив такой же NF-5A в обычной окраске, но с автографом Ататюрка на гаргроте за кабиной.
NF-5A - одноместный вариант СF-5A, построенный Canadair для Нидерландов, который в свою очередь представляет собой модернизированный и выпускаемый по лицензии Northrop F-5 Freedom Fighter. Кстати, здесь достаточно много американских машин, построенных в Канаде для третьих стран, и в конце концов оказавшихся на службе турецких ВВС.
Lockheed RT-33A - разведывательная модификация T-33 Shooting Star
Еще один разведчик - Republic RF-84F Thunderflash, модификация F-84F
А вот и сам Republic F-84F Thunderstreak,
F-86E Sabre (а точнее, построенный по лицензии в Канаде CL-13 Mk.2) в ливрее пилотажной группы Uçan Kugular (Летающие лебеди), существовавшей в турецких ВВС в 1955-65 годах.
По другую сторону ВПП Convair F-102A Delta Dagger,
Super Saber'ы: North American F-100C
и F-100D.
Различия между C и D с этого ракурса не видны, кроме одного - на задней кромке киля F-100D есть больший квадратный выступ, в котором в дополнение к обычной трубке для сброса топлива находится антенна заднего радиолокационного предупреждения.
Aeritalia F-104S - вариант F-104 Starfighter, построенный по лицензии в Италии.
Рядом с ним бомбовый погрузчик MJ-1 c бомбой Мk 81 в варианте с тормозным устройством зонтичного типа.
Пара учебных винтовых Beechcraft Т-34А Mentor
И пришедший к ним на смену реактивный Cessna T-37 Tweet. В отличие от предшественника, ученик и инструктор сидят не друг за другом, а рядом, плечом к плечу.
За торцом полосы McDonnel Douglas F-4E Phantom II
И опять с автографом Ататюрка на воздухозаборнике. Но почему-то без двигателей. Даже заглушки не поставили.
Рядом еще одна знаменитость - вертолет Хьюи (Huey), менее известный как UH-1H Iroquois.
Robinson R22 Beta
И снова Фантом. Носовая часть F-4E. Почему в такой раскраске - не знаю, но красиво. Особенно глаз орла с полумесяцем и звездой. Интересная находка.
Разведчик RF-4E.
И на нем "расписался" Мустафа Кемаль.
Эта машина в полной комплектации, все на месте.
Противолодочный Grumman S-2E Tracker
Douglas C-47 Skytrain/Dakota.
Вот мы и переходим к машинам менее грозным, некоторые из которых все-таки стояли на вооружении ВВС
Douglas С-54 Skymaster
Малая авиация
Польский PZL-104 Wilga 35A
Турецкий Mavi işik G
Dornier Do 28D-2 Skyservant
Dornier Do 27H-2
Bellance T-7 GCBC
U-17, военный вариант Cessna 185 Skywagon
Французский паccажирский самолет Caravelle. Полное его "имя" Sud Aviation SE-210-10R, но все его знают как "Каравеллу".
Самолет трудился в Стамбульских авиалиниях. Смотрите, какие иллюминаторы-капельки! И трап под стать им, с завитушками.
Заглянем в салон. Жаль, мало, что видно. Но кресла сохранились, это хорошо. Люблю, когда заслуженная техника в порядке снаружи и внутри.
Cовместный французско-немецкий проект - транспортный Transall C-160
Vickers Viscount 794, вариант выпускавшийся специально для Турецких авиалиний. Но именно эта машина была приписана к турецким ВВС.
Sikorsky H-19 Chickasaw
Beechcraft AT-11 Kansan - один из учебных самолетов, построенных на базе Beechcraft Model 18.
Мы обошли все летное поле. Но в кустах притаились еще два самолета. Между сувенирным магазином и зданием музея стоит еще один Douglas C-47.
А у выхода Dornier Do 28D-1 Skyservant, отличающейся от ранее нами виденного, меньшими размерами и грузоподьемностью.
Но выходить из музея рано. Про остальное - в следующий раз.