Про
УР-200 и
УР-700 здесь уже было написано. Но было бы совершенно неправильно не показать самую массовую ракету семейства УР - УР-100. Разработанная под руководством В.Н. Челомея, МБР УР-100 (8К84) долгое время составляла основу ракетно-ядерного щита СССР.
Что первично, а что вторично - судить сложно, но ракета имеет почти совершенную с инженерной точки зрения конструкцию и обладает столь же совершенным изяществом форм.
Если все ранее описанные ракеты из Орева показывали скорее развитие конструкторской мысли в ракетной технике от подвесных топливных баков, газоструйных рулей и ЖРД открытой схемы к несущим бакам и качающимся маршевым двигателям с дожиганием генераторного газа, то 8К84 больше подходит для обучения студентов именно тому, как надо строить ракеты.
До того как попасть в Орево, именно это изделие послужило учебным экспонатом в Физтехе, а потом было передано в Бауманку.
Ракета двухступенчатая, ступени выполнены в одном диаметре.
Здесь видно все четыре одинаковых по диаметру бака.
На первой ступени установлены четыре ЖРД: три 15Д2 и один 15Д1, работающие на долгохранимых компонентах: горючем - несимметричном диметилгидразине и окислителе - азотном тетраоксиде. Двигатели конструктивно почти одинаковы, выполнены по закрытой схеме. Отличие 15Д1 состоит в том, что в нем часть газа после используется для наддува баков окислителя и горючего первой ступени. Как это реализовано, можно посмотреть на бумажной пневмогидросхеме ракеты.
Или на стенде с ее агрегатами.
Один из двигателей 15Д2 не так давно сняли.
Теперь его можно рассмотреть детальнее, чем на ракете.
с другой стороны.
Небольшой стальной треугольник с круглой крышкой защитного цвета, обращенный основанием вниз, на левой стороне двигателя и половинка треугольника побольше, основанием вверх, на правой стороне двигателя над тремя цветными полосочками на трубе - это узел крепления двигателя, позволяющий ему поворачиваться относительно поперечной оси для управления полетом ракеты.
Здесь на правых двигателях видны те самые большие "треугольники", прикрепленные к крестовине, установленной на торцевом шпангоуте.
Слева внизу на шпангоуте рядом с обрезанной топливной магистралью видно посадочное место меньшей опоры узла крепления двигателя.
И вид сквозь критическое сечение на огневое днище камеры двигателя.
Пустое место от снятого двигателя в хвостовом отсеке первой ступени.
Мощные стрингеры сверху и снизу передают сосредоточенные осевые нагрузки на корпус ракеты. На нижнем стрингере снаружи отсека крепится один из четырех твердотопливных двигателей обратной тяги. На верхнем видно крепление одного из двух бугелей, расположенных на первой ступени. На нем же закреплена крестообразная рама, на которую крепятся, как было видно выше, двигатели. Кроме того, с торца ракеты в этом месте находится подпятник, на который опирается ракета в транспортно-пусковой контейнере.
В отличие от всех предыдущих описанных ракет, 8К84 поставлялась с завода-изготовителя в войска в транспортно-пусковом контейнере, в нем же она и устанавливалась в шахтную пусковую установку. В ТПК были смонтированы все магистрали и кабели, необходимые для заправки и проведения других операций с ракетой.
Нижнее днище бака горючего первой ступени.
Здесь расположены 4 заборных устройства с воронкогасителями, технологический люк-лаз. По центру днища проходит тоннельная труба подачи окислителя, рядом трубка с датчиками системы СОБ. Обечайка бака сделана вафельной, в нижней части бака на стенках расположены полки-гасители поперечных колебаний. Сверху хвостового отсека - черный двигатель обратной тяги со снятым обтекателем.
Верхнее днище этого же бака.
Еще одно отличие от ранних ракет. Верхнее днище вогнуто в бак, повторяя обводы находящегося за ним нижнего днища бака окислителя. Таким образом, используя совмещенное днище между баками, конструкторы избавились от пустого межбакового отсека, уменьшив сухую массу и длину ракеты. По краю, между днищем и стенкой расположен кольцевой коллектор наддува бака горючего.
Нижнее днище бака окислителя.
Все как обычно: труба датчиков СОБ, тарельчатый воронкогаситель.
Верхнее днище бака окислителя.
По краю днища проложен коллектор наддува бака окислителя. На нем видны отражатели газа в виде арок.
Ради уменьшения габаритов днище сделано в виде усеченного конуса, направленного в бак. С другой стороны в него помещается маршевый двигатель второй ступени.
Маршевый двигатель второй ступени 15Д13.
Работает по открытой схеме без дожигания газа после ТНА.
Интересна рама крепления маршевого двигателя.
Тоже с целью уменьшения длины ракеты, она сделана в виде тарелки с окнами и ребрами жесткости, которая максимально приближена к форме нижнего днища бака горючего второй ступени.
Вторая ступень.
Посередине ступени виден бугель, фиксирующий и амортизирующий ракету в ТПК. Второй такой же расположен с другой стороны. Над бугелем серый треугольник - блок разъемов окислителя второй ступени. Разъемы горючего расположены диаметрально противоположно.
Для управления используется двигатель 15Д14 с четырьмя отклоняющимися камерами, прикрытыми обтекателями.
Рядом с каждой камерой, тоже под обтекателями, располагаются выхлопные сопла ТНА маршевого и рулевого двигателей.
Нижнее днище бака горючего второй ступени.
Совмещенное днище между баками горючего и окислителя.
Со стороны бака горючего
Со стороны бака окислителя
Верхнее днище бака окислителя
Приборный отсек.
Приборный отсек со стороны стыковки головной части.
Внизу - РДТТ обратной тяги для увода второй ступени от головной части после ее отделения.
Элемент головной части.
Ее маркировка
К сожалению, по маркировке не удалось узнать, что это за тип ГЧ. Может быть кто-то, кто хорошо знает 8К84, расскажет, зачем прозрачные окошки, ряд болтов в верхней части и отверстия для болтов в нижней? И вообще было бы интересно узнать побольше об этой ракете.
PS Давно у меня не было постов, про оревскую технику. А как-то стала разбирать фотографии, нашла папку с фото УР-100 и решила, что она незаслуженно обделена вниманием. Вот, читайте теперь. Если какие-то сокращения или еще что-то будет непонятно - спрашивайте или смотрите "ракетные" посты с
самого начала , потому что я сейчас на даче и интернет здесь оставляет желать лучшего.
А, еще нашлась папка с фотографиями советского лунного корабля, тоже оттуда же. Так что может быть когда-нибудь...