О КБЖД (Кругобайкальской железной дороге) или Кругобайкалке, как её обычно называют, мы были наслышаны немало, и она у нас стояла в списках must see. Помимо туристических паровозов по Кругобайкалке можно прокатиться на обычных электричках с ласковыми названиями «Мотаня» (от слова мотаться) и «Нерпочка». Электрички связывают порт Байкал и Слюдянку, ходят два раза в сутки, утром - туда, вечером - обратно. Хотя расстояние между Слядянкой и портом Байкал чуть больше ста километров, поездка занимает весь день. Едут электрички не быстрее двадцати семи километров в час. Это связано с тем, что при строительстве в силу сложного рельефа пришлось делать повороты с радиусами меньше разрешённых, да и обвалы здесь не редкость. После поездки у нас появилось замена расхожему выражению «ползёт, как улитка» - «ползёт, как Нерпочка».
По идеальному плану мы хотели поехать с палаткой, пройти с рюкзаком пару станций и переночевать хотя бы одну ночь на берегу Байкала. Но хотя идеального плана не случилось, всё равно день провели замечательно. Отдохнули от машины, насмотрелись красот. А самое главное - наконец-то увидели знаменитых байкальских нерп, целых шесть штучек. Больше нигде на Байкале их увидеть не удалось, ни до, ни после.
Но сначала надо было сесть на "Нерпочку", а это задача нетривиальная.
23.07.24, вторник.
Ехать мы решили из Слюдянки. Во-первых, там не надо заморачиваться с паромом через Ангару, во-вторых, удобнее расписание.
В июле 2024 года расписание электричек было такое:
Расписание «Мотани»: от Слюдянки-1 до Порта Байкал туда в 13:37 по понедельникам, четвергам, пятницам и воскресеньям, в 18:31 - на месте. Обратно по вторникам, пятницам, субботам и понедельникам в 02:56.
Расписание «Нерпочки»: от станции Слюдянка-1 в 10 часов утра каждый день кроме среды, в 14:45 - на станции Порт Байкал. После 15-минутного перерыва можно отправиться обратно в Слюдянку на этом же поезде.
Расписание может меняться в зависимости от времени года.
В нашем случае на следующий день была среда, а по средам электрички не ходят. Именно поэтому мы и обломились с ночевкой на КБЖД и просто купили билеты из Слюдянки на весь маршрут туда-обратно.
Из Иркутска до Слюдянки ехать надо было 110 километров. На всякий случай встали пораньше, ещё даже туман над Ангарой не рассеялся. День, в отличии от вчерашнего, обещал быть погожим. Мы то въезжали в облако тумана, где ничего не было видно в десяти метрах, то вдруг прорывались сквозь туманные ложбины и видели ясное небо и зеленеющие леса.
От Иркутска мы уже едем по трассе "Байкал", ведущей через Улан-Удэ до Читы. Трасса эта очень красивая и красоты начинаются от самого Иркутска. Дорога идёт через гористую и густо-лесистую местность. Неудивительно, что здесь столько медведей, такие шикарные леса!
По пути преодолеваем перевал через хребет Хамар-Дабан. После перевала начался спуск длиной в 14 километров со значительным уклоном. Фотография с половины спуска:
Трасса изобиловала предостерегающими знаками, что ни разу не лишнее, учитывая неслабый трафик.
И вот, наконец, последний поворот и мы выехали к Байкалу.
Дальше до Слюдянки идёт довольно населённая местность. В Слюдянке немного покрутились, проезд к вокзалу оказался непростым делом. Вокзал в Слюдянке тоже непрост, а, напротив, это один из самых красивых вокзалов, что мы когда-либо видели. Вокзал сделан из белого мрамора. Говорят, это единственный такой вокзал в мире. Мраморный он не случайно, в окрестных горах ещё в 18 веке были обнаружены мрамор и лазурит. Здешним лазуритом облицовывался даже Исаакий и петергофские дворцы.
Машину оставили на парковке у вокзала, она там большая и бесплатная. Билеты на Нерпочку продаются в обычной пригородной кассе. Мы купили полный билет до порта Байкал туда и обратно. Цена что-то около 800 рублей. Желающих прокатиться по КБЖД по демократичным ценам было немало и места у окна нам не досталось:((
Кратко о Кругобайкалке. Когда-то её называли "Золотая пряжка Транссиба". КБЖД была одной из семи участков строящейся во второй половине XIX века Транссибирской магистрали. Участок начинался в Иркутске и заканчивался на восточном берегу Байкала, на станции Мысовая (сегодня город Бабушкин). Стройка была сложной: только тоннелей было пробито более 40, а счёт мостам и другим инженерным сооружениям шёл на сотни. За время строительства официально погибли 516 человек, а для прокладки каждого километра дороги пришлось потратить вагон взрывчатки. КБЖД была введена в постоянную эксплуатацию в 1905 году.
Сейчас Мотаня и Нерпочка, а также туристические поезда ездят от Слюдянки до порт Байкала по такому маршруту:
Итак, поехали.
По пути народ активно подсаживался и вскоре весь вагон был забит. А лимонад "Байкал" кончился через пять минут после посадки и нам его не хватило. Не слишком мы расторопны.
Все станции на КБЖД выполнены в едином ретро-стиле.
В целом, приятный дизайн, всё чисто и культурно.
Едем, любуемся. Фотки получаются не очень, окна бликуют, в них видны отражения пассажиров.
А красота, конечно, невероятная. Байкал в тот день был гладкий, как стекло, вода сливалась с небом, да ещё и туман придавал живописности.
Редкие дома рядом с Кругобайкалкой. Интересно, как тут живётся зимой?
Одинокий байдарочник. Нерпочек (живых, не электричку), к сожалению, снять не удалось.
Как оказалось, целый день выдержать в электричке очень сложно. Вагоны переполнены, духота. Так что, несмотря на открывающиеся за каждым поворотом красоты, мы решили слезть на половине пути.
Выбранная станция носила говорящее название «Половинная».
Это было правильным решением, мы отлично провели время, прогулялись по самому длинному тоннелю, осмотрели раритетный паровоз, даже успели подремать на пляже под шорох волн.
Жаль только, что не взяли купальные принадлежности.
Тоннель № 12, "Половинный". Самый длинный на КБЖД - 778 метров.
Но длинным он не кажется. Всё время виден свет в конце тоннеля.
Подпорная стенка.
Так и тянет идти вдаль по шпалам.
Мыс Половинный. Это самый большой мыс в этой части побережья, он почти на полтора километра вдается в Байкал.
На этом самое-самое на станции "Половинная" не заканчивается. Ещё здесь протекает самая крупная река на западном участке КБЖД - Большая Половинная.
И завершает список "самого"- железный мост длиной 60 метров, самый длинный металлический мост на КБЖД.
Рядом уникальный виадук арочного типа.
Таёжная деревня, к которой нет автомобильных дорог, зато медведи тут частные гости. По статистике, на КБЖД можно встретить до четырёх косолапых на каждые десять километров. Самое большое их количество в конце мая - начале июня, когда мишки кормятся на склонах гор, обращенных к Байкалу. Здесь раньше всего появляется свежая сочная зелень, что очень кстати голодным мишкам после зимовки в берлоге. А вот когда поспевают орехи и ягоды, то есть приблизительно с середины лета, медведи углубляются с побережья в лес и на Кругобайкалке встречаются уже реже.
А ещё на станции "Половинная" установлен паровоз «Лебедянский», а в нём тайник лежит. Так что весьма удачно вышли.
Пять часов пролетели незаметно и вот уже "Нерпочка" появляется из тоннеля. Через два с небольшим часа снова приехали в Слюдянку. Погода тем временем испортилась (как всё-таки быстро на Байкале дождь сменяет солнце!), но мы всё равно решили немного погулять по Слюдянке.
Главная достопримечательность Слюдянки, кроме мраморного вокзала - водонапорка, которую в начале 20 века построили ссыльные поляки. Много их в Сибири было, горемык.
В основании поляки выложили слово "ХУN", немного с буквой промахнулись:)) Рядом с башней в 2009 году поставили ещё одну "Лебедянку".
Водонапорка неожиданно украшена курантами, которые бьют точь-в-точь как куранты на Красной площади. Почувствовали дыхание Нового года, даже захотелось шампанское открыть и бутерброд красной икрой намазать:))
Прямо через город проходит трасса "Байкал". В центре же Слюдянка выглядит как-то так:
Единственное, о чём мы не озаботились за целый день, это где мы будем сегодня ночевать. Решили ехать в сторону Улан-Удэ, пока едется. Но ехалось нам недолго. Стремительно опустилась темнота, дорога меж тем шла через горы, видимость ноль, дождь, трафик, к тому же шли какие-то ремонты, дорога была раздолбана. Ехать стало стрёмно. Пришлось встать на первой попавшейся стоянке, расстелить наше лежбище и завалиться спать. На удивление, спали, как убитые, не то, что в жутком отеле на объездной Новосибирска. Видимо, днём хорошо надышались целебным воздухом Байкала.
За 23 июля проехали 148 км.
А на следующее утро поехали дальше на восточный берег Байкала, в сторону Забайкальского национального парка.