С утра у нас по плану пеший поход по Красноярским Столбам. Прощаемся с уютной студией, во многом благодаря которой Красноярск у нас зашёл на ура. Переезжаем мост через Енисей, оказываемся в Восточной Сибири, ещё пять километров и на дороге появляется коричневый указатель на национальный парк "Красноярские Столбы".
Самое лучшее в "Красноярских Столбах" - то, что они находятся почти в черте мегаполиса и отроги Восточного Саяна видны из окон домов Красноярска. До национального парка ходят автобусы и маршрутки.
Но, несмотря на простоту логистики, знакомство с Красноярскими Столбами у нас сразу не задалось.
День 9. 17.07.24, среда.
Первым делом для разминки мы хотели забраться на "самую длинную лестницу России". Лестница на Торгашинский хребет состоит из 1683 ступеней и имеет общую протяженность 1200 км. С трудом приткнувшись на стоянке, мы пошли по направлению к лестнице, но тут же увидели объявление, что лестница закрыта на ремонт на две недели. Что её ремонтировать, она же открылась в 2021 году!
(фото Юлии и Андрея Das Boot)
Обломившись с первым пунктом программы, поехали непосредственно на Столбы. Навигатор нас повёл обратно на развязку у коричневого указателя, затем через мост, а потом сразу крутой поворот налево на какую-то деревенскую улицу. Ехали и недоумевали, что на главный красноярский достоприм ведёт настолько убитая дорога. Да и никаких указателей тут не было. Скоро дорога забрала круто вверх и уткнулась в тупик. С трудом развернувшись, вернулись на трассу и с упорством, достойным лучшего применения, свернули на параллельную деревенскую улицу. Она была чуть получше, но снова привела в тупик. Мы начали подозревать неладное и спросили дорогу у местных. Оказывается, реку Базаиху переезжать было не надо, а нужно свернуть у указателя и там уже в хитросплетении дорожек искать нужный вам маршрут. Лишь с четвёртого раза мы приехали правильно, если не ошибаюсь, к северному входу в национальный парк.
У входа в национальный парк была большая стоянка, цивильный туалет, столики для отдыха и источник с водой. Вода в источнике была вкусноты необыкновенной. Мы наполнили все ёмкости, что у нас были в запасе.
От главного входа расходилось четыре маршрута. Для первого знакомства нам было всё равно куда идти и мы сначала было нацелились на гору Такмак, но увидев эту гору сквозь деревья где-то высоко в небесной синеве, взвесили свои силы и пошли на Китайскую стену:))
Поначалу дорога шла по деревянным настилам вдоль ручья, шлось легко и весело, погода стояла прекрасная, пели птички, летали бабочки и скакали бурундуки, красота.
Такие дела.
Потом маршрут пошёл круто в гору, стало уже не так легко и весело, но терпимо.
Долго ли, коротко, дошли мы до Китайской стены и что-то она нас совсем не впечатлила. Скала и скала, сколько мы таких стен видели в Финляндии и Карелии, не сосчитать. Не этого мы ожидали от Красноярских Столбов.
Как мы поняли, Китайскую стену облюбовали альпинисты и оттачивают на ней свои навыки.
Поэтому мы полезли выше, по схеме там должна была быть одинокая скала под названием "Стойкий оловянный солдатик". Здесь нам понравилось уже больше.
Скала маленькая, отдельно стоящая, поэтому, собственно, и носит такое название. От неё открывается красивый вид на хребет Китайской стены, напоминающий спину притаившегося дракончика.
Возвращаться по той же дороге, откуда пришли, не хотелось, и мы решили закольцевать маршрут, объединив маршруты на Китайскую стену и скалу Ермак.
Что в Красноярских Столбах хорошо - так это шикарный сибирский лес. В нём полно всякой живности, включая медведей, но особенно много бурундучков. Эти шустрые зверьки давно привыкли к людям, скачут рядом с тропинками и очень скрашивают маршрут.
Ещё мы видели зверька раза в три побольше бурундука, кого-то типа марамотика, но фотка получилась из рук вон плохо.
Стоит отметить, что маршруты неплохо маркированы, но иногда всё же непонятно, куда идти. По пути установлено несколько добротных беседок, где можно отдохнуть.
Немного поплутали, но вышли к скальному массиву "Сторожевой".
Вот тут уже было больше похоже на то, что видели на фотографиях. "Словно страж, вершина скалы выглядывает из-за верхушек деревьев и осматривает окрестные территории".
Что касается геологии. Столбы образовались просто: слабые породы - известняки и глинистые сланцы - вымывались осадками, а крепкие магматические скалы оставались незыблемыми.
Следующая скала - Бородок, названная так из-за схожести с одноименным слесарным инструментом, который служит для вырубки отверстий в листовом материале или стенах.
Скалы на этом маршруте не сказать, что встречаются часто, но сама прогулка по девственному сибирскому лесу доставила нам огромное удовольствие.
Самые эффектный скальный массив на этом маршруте - это Ермак.
Ермак состоит из трех больших скал.
От скал открываются неплохие виды на гору Такмак и окрестности.
Даже Красноярск виден.
После Такмака начался крутой спуск к стоянке. Мы аккуратно спускались вниз, то и дело встречаясь со взмокшими туристами, прущими наверх, и тихо радовались, что поднимались другим путём. Встречного народа было много, разного возраста и физической формы, встретилась особа даже в туфельках на каблуках и платьице. Еле ковыляла. Наверх идти в туфлях, конечно, неудобно, зато фото для Инсты должны получиться, что надо. Что только не вытерпишь ради лайков:))
Гуляли мы в итоге часов семь, хорошо так прошлись перед предстоящим длинным перегоном. Перегон нам предстоял до Иркутска, а это больше тысячи километров.
На обратном пути в Красноярске попали в стоячую пробку. Вообще, с дорогами на правом берегу Енисея заметно хуже, чем на левом. Но кое-как выбрались.
В навигаторе у нас была поставлена точка на возможное место ночлега километрах в ста от Иркутска, но тут нас снова ждал облом, Трасса была после ремонта, на месте поворота поставили отбойники. Даже дороги, обозначенной на OSM, больше не было. Так что поехали дальше и, увидев на карте небольшое озеро и зелёное пятно рядом, чисто интуитивно свернули туда.
Место оказалось хорошим, но и народа с палатками было много. С одной стороны это было хорошо, так ночевать безопаснее, но с другой - компания рядом оказалась шумная и полночи не давала спать. Мы уже отвыкли от такого, под Питером в последние годы ситуация изменилась к лучшему и где-нибудь на Карельском перешейке народ старается не шуметь, если недалеко стоят люди.
За 17 июля проехали 167 км.
День 10. 18.07.24, четверг.
С утра искупались в реке (наше озеро оказалась разливом реки Большая Авда) и поехали дальше встречь солнцу.
Мы всё ещё едем по трассе "Сибирь". Проходит она параллельно Транссибирской магистрали. Дорога идёт то справа, то слева от Транссиба, поезда по железной дороге ездят постоянно, а путепроводов нет. Соответственно, на переездах скапливаются огромные пробки. Мы так потеряли часа два или три, не знаю, это нам не повезло или тут всё время так.
Земля после Красноярска стала казаться какой-то чужой и враждебной. Это было чисто субъективное впечатление, слишком далеко мы уехали от родных, привычных мест. Потом немного попривыкли и это чувство ушло.
Проезжали большие красивые реки и населенные пункты, жизнь в которые вдохнул БАМ - Зима, Тайшет. Из больших городов проехали Канск.
Постепенно стал пропадать 95 бензин. Заправок мало и отсутствие бензина в какой-то момент стало критичным. Нашли бензин на какой-то левой заправке, заправляться было стрёмно, но мужик на хорошей машине, заливавшийся рядом, заверил, что бензин тут норм. Так оно и оказалось.
И про туалеты. С какого-то места, уже не вспомнить точно откуда, но, наверное, начиная от Кирова, на заправках всё реже стали попадаться открытые туалеты. Ближе к трассе Иртыш они почти исчезли. Чем дальше на восток, тем большим чудом воспринимался открытый и просто чистый туалет на заправке. А если в сортире была и туалетная бумага, то впору заносить эту заправку в Избранное в навигаторе. То есть, то, к чему мы привыкли в северо-западной и центральной России, нормой для Урала, Сибири, Забайкалья вовсе не является и из «глубины сибирских руд» воспринимается как невиданная роскошь. Как следствие, все отворотки в леса и поля вдоль трасс обильно замусорены и загажены. А на местах отдыха для дальнобоев мы старались даже не останавливаться.
На обед заныкались в гороховом поле, заодно нарвали целый пакет гороха.
Из-за разных задержек до Иркутска мы в этот день доехать не успевали, к тому же, до сих пор ничего там не забронировали. Поэтому решили встать в месте, где будет ловить Интернет, и переночевать ещё одну ночь в палатке. Место нашли недалеко от станции Забитуй. Встали в поле среди молодых сосенок и выспались намного лучше, чем на предыдущей стоянке на Большой Авде.
Перед сном успели забронировать квартиру. Завтра нас ждёт Иркутск!
За 18 июля проехали мало, всего 775 км.