Как ни занимательно было мерить колёсами насколько широка родная страна, спустя неделю пути отдых требовался и нам, и машине. Поэтому по Красноярску ходили пешком.
Главная фишка Красноярска - это его расположение. Город окружен отрогами Восточного Саяна, а известный на всю страну национальный парк «Красноярские Столбы» находится практически в самом городе. Дикая природа с бурундуками и медведями в двух километрах от спальных районов, в каком ещё краевом или областном центре можно такое увидеть? А ещё через Красноярск течёт Енисей и он тут по таёжному холоден, быстр и прозрачен.
Конечно, мы не смогли не сделать фотку с Коммунальным мостом, которая есть у всех, специально припасли нужную купюру, она теперь редкость.
День 8. 16 июля, вторник.
Так как мы жили недалеко от вокзала, знакомство с Красноярском начали с железнодорожной слободки. Это тихий квартал с деревенскими улицами, примыкающий к Транссибу, по-своему весьма приятный и уютный.
Но переходишь через пути и атмосфера сразу меняется, чувствуется, что это шестой по численности населения город России, самый восточный город-миллионер в России.
Вокзал у Красноярска красивый, мы даже было подумали, что он исторический, но нет, здание вокзала было построено по новому проекту в 1961 году, а в 2004 вокзал реконструировали.
Улицы, прилегающие к вокзалу, застроены в основном в сталинском стиле, причем, с разными излишествами типа колонн и башенок, немного похоже на наш проспект Стачек или Московский у парка Победы.
В Красноярске сохранились и уголки старой застройки, правда, их не так много.
Нам приглянулось место у Католического храма. Сам храм построен в 1908 году в стиле неоготики. В советское время в нем находилась киностудия. В 1980-е годы в храме установили орган, после чего он стал Органным залом Красноярской филармонии, так что внутрь нас не пустили, сказали, покупайте билеты на концерт органной музыки и тогда приходите.
Рядом деревянный дом ксендза, очень милый. Да и в целом тут хорошо.
Ещё одно место, где можно отдохнуть от городского шума - дом-музей Василия Сурикова.
Заходишь за высокие ворота и как будто проваливаешься в другую эпоху: тут тенистый сад, огородик с овощами...
…всякие деревянные постройки: баня по-черному, амбар с конюшней, флигель в сибирском стиле...
..и дом-музей, в который мы опоздали. В этом доме художник родился, отсюда в 20-летнем возрасте уехал учиться в Петербург.
Но, конечно, нас сильнее всего тянуло к Енисею, на набережную. Тем более, что день, который мы провели в Красноярске, выдался пипец каким жарким. Мы ходили и гадали, такие жаркие дни в Сибири летом - это норма или редкость?
Когда подходили к набережной, вдруг что-то громко рвануло и на противоположной берегу заклубился дым от взрыва. Прохожие никак не реагировали, а нам, приехавшим из европейской части, пока не поняли, что это мирный взрыв, было не по себе.
И вот наконец-то в первый раз увидели знаменитую сибирскую реку.
Енисей делит Сибирь на восточную и западную, мы ещё пока в западной Сибири, а виднеющийся берег с новостройками - уже восточная Сибирь.
Енисей в Красноярске даже распадается на рукава, образуя острова и тихие затоки, где плавают утки и можно покататься на лодочках.
Красноярская набережная протянулась на шесть километров, и мы осилили большую её часть. Зашли на смотровую. Наследие советской эпохи, чуть приукрашенное по моде последних десятилетий. Без "дерева желаний" и оградки было бы лучше.
Набережную в 2017 году реконструировали, но до сих пор что-то доделывают.
До Коммунального моста (к слову, на момент постройки в 1961 году длиннейшего автодорожного моста во всей континентальной Азии) на набережной стоят скамейки, растут деревья и даже тень иногда присутствует.
А вот за Коммунальным мостом набережная выглядит голо и неуютно, сплошной асфальт, гранит и бетон.
В этой части набережной находится бывший речной вокзал, по-советски внушительный. Правда, сейчас он практически не используется, но пассажирское судоходство на Енисее есть и из Красноярска можно доплыть чуть ли не до Северного Ледовитого океана.
В конце набережной стоит монструозное здание филармонии, воздвигнутое на месте бывшего Воскресенского собора.
Снесенный собор. Это был главный храм старого Красноярска, построенный в стиле «енисейского» барокко.
Напротив филармонии - музей-пароход «Святитель Николай».
Уникальный пароход 1886 года принадлежал сибирскому промышленнику А. М. Сибирякову.
Когда-то на его 140 лошадиных силах перевозили до 200 пассажиров.
На его борту 1 июля 1891 года возвращался с Востока будущий последний император Николай II.
Пароход перевозил 30 апреля 1897 года В. И. Ленина и его соратников к месту ссылки в Шушенское.
Мы сюда заходить не планировали, но зашли и не пожалели.
От парохода рукой подать до стрелки Енисея и Качи. На этом месте когда-то высадились первые поселенцы-казаки. Теперь тут стоит памятный камень…
…и лошадь над синей гладью. Лошадь во всех путеводителях называется белой, хотя она не белая ни разу. К кобыле просится казак-первопоселенец, но тот куда-то сгинул. А верная лошадь всё стоит с опущенной головой и ждёт своего хозяина.
Совсем рядом еще одно историческое место Красноярска - площадь Мира. Ранее на ней стоял собор и проводились базары. Теперь тут стоит памятник Николаю Резанову, русскому дипломату, путешественнику и предпринимателю, который стал широко известен благодаря рок-опере «Юнона и Авось». В юности я бесконечно крутила виниловую пластинку с «Юноной и Авось» и даже сейчас многие места помню наизусть.
Граф Николай Петрович Резанов, возвращаясь из Калифорнии, сначала простудился, форсируя холодные сибирские реки, а потом от слабости потерял сознание, упал с лошади и сильно ударился головой. Его довезли до Красноярска, где 1 марта 1807 года он умер. Резанов был похоронен 13 марта на кладбище Воскресенского собора. Когда собор снесли, могила оказалась утеряна и теперь её заменяет кенотаф, расположенный рядом с памятником.
Заканчивает площадь Триумфальная арка. Подобные арки ставили к приезду цесаревича Николая по всей Сибири, и мы не далее, чем день назад, видели такую в Мариинске. Арки эти восстановленные, оригинальные были уничтожены в советские годы, а вот теперь повсеместно их снова воздвигают. А с левой стороны - самый известный небоскрёб Красноярска, деловой центр «Первая башня». Здание было возведено в 2009 году и имеет высоту 118 метров.
Если пройти дальше по улице Мира, то чуть в стороне можно увидеть Свято-Покровский кафедральный собор, воздвигнутый в стиле сибирского барокко. Это самое старое сооружение из камня в Красноярске, 18 век.
Ещё несколько исторических зданий Красноярска. Гостиный двор.
Здание в стиле модерн.
Милота на стене.
Пушкин, как без него? Здесь поэт с Натальей Николаевной.
Памятник детям блокадного Ленинграда.
Около этого памятника нас накрыло чувство дежа-вю, где-то мы уже видели такого же мальчика с чемоданом. Стали вспоминать и вспомнили - в Ленинградской области в Лужском районе у деревни Бетково. Памятник другой, а мальчик один-в-один красноярский.
К слову, через несколько дней, в Усть-Баргузине снова увидели похожий памятник. Растиражированный образ. Интересно, какой из них был первым?
Площадь революции. Здесь концентрация правительственных зданий, по традиции советских лет выстроенных монументально и строго.
А рядом строится метро. Планы строительства метрополитена в Красноярске были сформулированы ещё в 1960-е годы, его даже начали строить, потом решили, что это будет метротрамвай, потом стройку законсервировали, потом опять начали строить… Грунты в Красноярске сложные, станции планировались глубокого заложения, открытие первого пускового участка с тремя станциями несколько раз переносилось. В последний раз оно формально было запланировано на 2012 год, однако в конечном итоге сооружение метрополитена было перенесено на неопределённый срок.
Мы обходили загороженный участок метростроя добрых полчаса, совсем выдохлись и снова через пути побрели домой.
В целом Красноярск оставил весьма приятное впечатление. Крепкий советский город.
Довольно чисто, уютно. Много кофеен, оборудованных в старых машинках типа Volkswagen. Это красноярское ноу-хау даже было изображено на одной из работ в нашей замечательной студии.
Но с самой главной достопримечательностью Красноярска мы познакомились на следующий день, когда отправились в национальный парк «Красноярские Столбы».