Чарынский каньон - одна из самых известных природных достопримечательностей Казахстана, must see для почти всех туристов, кто прилетает в Алма-Ату. Казахстан очень гордится тем, что у него есть свой Гранд-каньон и всячески рекламирует казахский кусочек Америки. Соответственно, сюда ведут хорошие дороги, есть инфраструктура. Вход платный, но не дорогой. Чарынский каньон весьма красив, и, хотя мы до этого видели и Гранд-каньон, и Вердон во Франции, и Викос в Греции, и каньон Тара в Черногории, и Сулакский каньон в Дагестане, остались весьма впечатлены. И здесь нам наконец-то выпала возможность прогуляться по дну каньона, мы дошли до конца Долины замков.
Тут нужно отметить, что Долина замков - не единственная точка Чарынского каньона, куда возят туристов. Есть, например, Чёрный каньон или Лунный каньон. В целом Чарынский каньон протянулся на 154 километра вдоль реки Чарын и, несомненно, Долина замков (N 43° 20.793' E 78° 55.698') - самая эффектная локация всего каньона.
Провозившись с заменой колеса всё утро (напомню, что нам для этого пришлось ехать в Жаркент на китайскую границу), к Долине замков мы добрались лишь ближе к вечеру, когда народ уже разъезжался. Небо было затянуто тучами, наверху задувал неслабый вечер.
В Алма-Ате в это время уже отбушевала гроза и там даже перекрывали дороги из-за возможного схода селей. А здесь, в двухстах километрах от Алма-Аты, никакого дождя не было, погода для прогулок по долине была самая благоприятная.
Конечно, при солнечной погоде фотографии были бы более эффектными, зато нам не пришлось изнывать от жары. Говорят, что летом на солнце внизу ущелья находится почти невозможно.
И то, что большинство туристов уже разъехались, тоже было весьма кстати, не нужно было вылавливать момент, чтобы сделать фото без людей в кадре.
Да и побыть наедине с каньоном, когда никто и ничто не мешает проникаться величием природы - редкое удовольствие.
Долина замков представляет собой сухое ущелье, промытое талыми водами.
Маршрут начинается от автостоянки, здесь же сделана удобная лестница для спуска. По Долине замков можно идти верхним маршрутом, можно нижним. Когда-то очень давно, в другой жизни, мы смотрели на
американский Гранд-каньон сверху и нас всё время тянуло спуститься вниз, к реке Колорадо, но тогда мы, совершенно правильно оценив свои силы и время, вернулись, одолев где-то треть спуска. Так что теперь реализовали давнее желание и прогулялись по низу каньона.
Длина пешеходной части около двух с небольшим километров в одну сторону и заканчивается она у реки Чарын.
Особо ленивых туристов возят на УАЗиках с открытым верхом, машины проносятся, осыпая пешеходов мелкой пылью. Хорошо, что, когда мы приехали, «местные такси» уже заканчивали свою работу.
Чарынский каньон сложен осадочными породами, возраст которых составляет около 12 миллионов лет. Высота отвесных гор каньона достигает 150-300 метров.
Очень эффектно выглядят скалы, над которыми поработали время и ветер. Можно разглядеть, то черепашку, то крокодила, или, вот тут дальняя скала похожа на морду злобного тролля с оскаленной пастью.
Эта арка - местная достопримечательность.
А здесь можно разглядеть маленькое окошко в охристой скале, напомнило нам
парк "Арки" в Юте.
Мы неспешно дошли до реки и тут же пожалели, что не взяли с собой палатки. Тут отличное место для дикого кемпинга, а спать под звёздами на дне ущелья было бы вообще бесценно! Но, с другой стороны, тащиться с полной выкладкой - это совсем не одно и то же, когда идёшь налегке, красотами особо не понаслаждаешься. А возможно, что и запрещено тут с палаткой стоять. Хотя люди с палатками здесь были, в том числе милая семья иностранцев с двумя мелкими детишками.
В пойме реки произрастает реликтовое дерево - ясень согдианский, один из древнейших видов современной флоры, отнесенный по международному кадастру к исчезающему виду. Это реликт времен динозавров, он сохранился с конца третичного доледникового периода.
Уже темнело, когда мы пошли обратно.
А когда поднялись к машине, стемнело совсем. Пытались сделать какое-нибудь эпичное фото каньона с луной, но на телефон ничего эпичного не получилось.
Резюмируя: Чарынский каньон похож на американский, только без оленей, белок и кондоров. И поменьше немножко.
Чарын.
Гранд-каньон.
А вот
французский Вердон не похож на Гранд-каньон, но прекрасен по-своему.
Дальше мы едем к границе с Киргизией, планируя снова заночевать где-нибудь в степи, а с утра пораньше ехать занимать очередь на переход. Вокруг ничего не видно, только тушканчики разбегаются из-под колёс. Найти место для ночлега в такой темноте нам никак не удаётся. То и дело останавливаемся и тыкаемся в съезды. Но упираемся то в какие-то горы, то в свалки, то в заброшку. Ночью здесь неуютно. Снова жалеем, что не остановились в каньоне у реки. Но делать нечего, с отчаяния съезжаем на площадку для стоянки автомобилей рядом с дорогой и заваливаемся спать в машине. Даже ужинать не стали. Это была самая неудачная наша дикая стоянка за всё путешествие. Хотя стоянка и отделена от дороги рядом деревьев, но слышен шум машин. Резкий контраст с тихой ночью на кордоне рядом с поющим барханом.
За 27 июля проехали 360 км.
28 июля.
С утра на нашу стоянку стали приезжать машины. Мы проснулись и обнаружили, что встали на видовой точке у Чарына. Народ фоткается, галдит. Солнце только-только встало. Быстро собрались и поехали на границу.
Только отъехали, как Чарынский каньон закончился и пошли степи. Эх, всего пару километров вчера не доехали до нормальных отвороток. Свернули в степь, чтобы позавтракать в тишине. Я неудачно шагнула и тут, пробив тапок, в ногу вонзилось какое-то страшно острое и коварное растение. Кровь хлещет, кое-как обрабатываем и затягиваем рану. Да, день с утра не задался.
Забегая вперёд, скажу, что это была единственная неприятность того дня. Дальше всё пошло, как по маслу. Мы приехали в населённый пункт Кеген, где залились под самую пробку казахским бензином. В Киргизии бензин стоит, как в Европе, и, как оказалось, в канистре провозить бензин теперь запрещено. Напрасно мы тащили пустую тару из Питера, так за всё путешествие она ни разу нам не пригодилась.
Заправившись, едем на погранпереход. Граница в этих местах проходит по перевалу, и тут мы впервые за путешествие забрались на высоту больше двух тысяч метров. Сразу наступила приятная прохлада, столь желанная после измучившей меня казахской жары.
У границы стояла небольшая очередь, погранпереход тут работает только с девяти часов. Граница в Кегене тихая, вокруг зелёные пастбища с пасущимися коровками, лошадками и овечками. Поют жаворонки, лепота. Только что туалетов нет.
Вскоре открыли погранпереход, а ещё через полчаса мы въехали в Киргизию, она стала моей сорок второй посещенной страной. Привет тебе, Киргизия!
Предыдущие части отчета:
Дорога до Перми:
https://frosya-hod.livejournal.com/165120.html Пермь и Хохловка:
https://frosya-hod.livejournal.com/165649.html Усолье, Соликамск, Чердынь, Ныроб, Искор:
https://frosya-hod.livejournal.com/166058.html Ветлан:
https://frosya-hod.livejournal.com/166502.html Ледяная пещера, Кунгур, Плакун, Мёртвое море Зауралья:
https://frosya-hod.livejournal.com/166723.html Казахстан: Петропавловск, Боровое:
https://frosya-hod.livejournal.com/167190.html Казахстан: Астана:
https://frosya-hod.livejournal.com/167468.html Казахстан: Приозёрск:
https://frosya-hod.livejournal.com/167824.html Казахстан: Алма-Ата, Заилийский Алатау:
https://frosya-hod.livejournal.com/168417.html Казахстан: Алтын-Эмель:
https://frosya-hod.livejournal.com/168943.html