Экспедиция в дни пандемии: Воттоваара, Пизанец и прочее

Jun 30, 2020 10:47

Многие годы тому назад, году этак в 2000 или в 2001, когда ещё и в помине не было никаких соцсетей, на сайте "Карелия - 2000" я прочитала чей-то отчёт о поездке на Воттоваару. И меня потянуло туда со страшной силой. Но прошло долгих двадцать лет, прежде чем эта мечта, наконец, сбылась. С тех пор я видела сотни отчетов и тысячи фотографий оттуда. Поэтому в этом посте не будет рассуждений о том, откуда появились сейды на Воттовааре, высаживались ли на неё пришельцы и чья неведомая сила скрутила деревья в причудливые клубки. Будет немного практической информации, координаты стоянок и интересных мест, и, конечно, фотографии.

Как часто бывает, когда долго о чём-то мечтаешь, то очень боишься разочароваться. Но с Воттоваарой такого не произошло, она даже превзошла ожидания. Единственное - гора мне виделась дождливой, мрачной и туманной, какой когда-то нам предстала гора Брокен. Воттоваара же оказалась к нам благосклонна и встретила теплом и солнцем.

Дорога от Питера до Воттоваары - это 350 км идеального асфальта, 200 км пыльной грунтовки разной степени раздолбанности и 20 км почти полного бездорожья.

Асфальт теперь есть на всём пути до поворота на Суоярви. Граница Ленинградской области и Карелии радует типичной "финской" дорогой, пробитой сквозь ладожские граниты. Коронавирус напомнил о себе вояками на стыке регионов, но те просто махнули палкой, чтобы мы ехали дальше. Карантин был снят аккурат перед запланированной поездкой, повезло. Под Сортавалой забрались на гору Композиторов, дабы поглазеть на живописные окрестности.

Затем заехали к бывшей деревне Киттеля. Здесь когда-то стояла кирха, от которой сохранилась лишь длинная лестница в лесу...

да фундамент.

А на косогоре когда-то стояла сама деревня Киттеля.

Следующая наша остановка - у водопада Койриноя.

Координаты водопада N 61° 38.302'E 31° 24.613'

Затем прикоснулись к сложной военной теме, осмотрев линию Маннергейма рядом с озером Сюксюярви.

Здесь тоже когда-то была деревня и стояла часовня.

Красивое место, чем-то напоминающее кадры из фильма "А зори здесь тихие".

А на озере Салменярви была финская школа скаутов, где, возможно, готовили снайперов-кукушек. Сейчас о существовании школы скаутов напоминают зарастающие фундаменты в шикарном сосновом лесу.

Здесь мы умудрились засадить Дастер в коварные пески, выдернули его тросом и решили идти пешком.

Дошли до сохранившихся фундаментов зданий школ, поискали крытые ходы сообщения.

Ходы совсем заплыли и в них теперь не залезть. А вот леса и места стоянок на озере здесь шикарные. Координаты финской школы скаутов: N 61° 52.490'E 31° 37.928'

Затем уже без остановок поехали до Гимол. Тут важно отметить, что последняя заправка будет в Суоярви, а последние магазины - "Магнит" и "Центральный" - в Поросозере.

Деревни в этой части Карелии редки и депрессивны, застроены в основном серыми бараками на две семьи или разваливающимися двухэтажными домами.

Но иногда можно встретить и такую деревянную красоту.

В Гимолах поворачиваем на Воттоваару. В посёлке при железнодорожной станции встречаются объявления с предложениями проводников на гору. Услуга пользуется спросом.

Понеслось...

Из 20 км бездорожья самыми сложными были пять необъятных луж среди разливающихся болот.

Впрочем, дно там крепкое, пишут, что это бывшая узкоколейка.

В одной из таких луж потеряли номерной знак. Что ж, Воттоваара взяла плату за проезд))

Для тех, кто приехал на машине с низким клиренсом, имеет смысл оставить автомобиль в точке N 62 59.365 E 32 37.088 и дальше идти пешком. Мы видели семью с двумя детьми, бодро топающих на Воттоваару с большими рюкзакми.

По пути надо также проехать несколько мостиков. Все мосты на Воттоваару довольно крепкие, видимо, местные поддерживают их в хорошем состоянии.

В болотах промышляют медведи. Да-да, на фото не кочка, а натуральный косолапый. Давно хотелось увидеть медведя в дикой природе и вот, наконец, получилось!!

Заночевали в конце тупиковой дороги, идущей по высокой гряде, в точке с координатами: N 63 06.387 E 32 39.788. С трёх сторон обрывы, на месте стоянки камнями выложен лабиринт, и, в принципе, отсюда всего пара километров до Воттоваары, но идти надо через леса, буреломы и болота, да плюс крутой подъем. Не вариант.

Внизу есть озеро, чистое, как в Финляндии.

А с утра поехали на Воттоваару.

Существует два пути для подъёма на гору - южный и северный. Южный, как пишут, очень крутой, поэтому мы решили заехать с севера, описав лишний круг километров в пятнадцать. На развилках дорог стоят указатели на гору.

Метров за пятьсот до "стоянки" есть очень неприятная лужа с коварными камнями на дне. Мы её проехали, но жалели об этом, лучше бы оставили машину чуть раньше и прошли пешком.

В районе точки с координатами N 63 05.096 E 32 37.483 все оставлят машины и дальше идут пешком. Здесь же самое популярное место для палаточных городков, тем более, что рядом есть озеро.

Красоты на Воттовааре идут по нарастающей. Вначале мы фоткали каждое дерево, каждый камень и каждое озеро.

Потом стали разборчивее.

Хотите в жару увидеть снег? Вам на Воттоваару!

Вскоре вышли на огромное, покрытое разбросанными камнями и редкими деревьями, плато.

Честно говоря, я ожидала куда меньших масштабов.

Вершина Воттоваары оказалась весьма обширна, около шести квадратных километров, дня едва хватает, чтобы её обойти.

Гора Воттоваара - высочайшая точка Западно-Карельской возвышенности. Её высота 417 метров над уровнем моря. Над окружающими низменными участками Воттоваара возвышается более чем на 200 метров. Поэтому виды с горы завораживают.

Несколько тысяч лет назад здесь произошло мощнейшее землетрясение, в результате которого на вершине Воттоваары образовался гигантский провал. Сейчас это место называют амфитеатром.

По словам тех, кто в теме, именно здесь обычно высаживаются инопланетяне))

Рядом находится высочайшая точка Воттоваары, там сейчас странное сооружение из камней и строительной пены. Координаты: N 63 04.449 E 32 37.394

В последние годы Воттоваара несколько раз горела. Последний раз пожар случился в 2006 году. Но сейчас следы от пожарищ были почти незаметны.

Сейдов (культовых камней на ножках) на горе оказалось не так, чтобы очень много. Но они есть, вот, например, сейд с глазками))

Что ещё поразило и порадовало - на Воттовааре совсем не было мусора. Видимо, трудности пути делают это место непривлекательным для шашлычников и прочая. Публика тут интиллигентная, все здороваются, как где-нибудь во французских Альпах.

Иногда кажется, что Воттоваара отсекает лишних людей.

Ещё одно интресное место - Колодец. Координаты: N 63 04.332 E 32 37.025

Камни как будто кто-то накромсал огромным ножом.

Сакральное место - "голова Шамана" (координаты 63°04′16″N 32°37′12.3″E). Народ пролезает под головой и загадывает желания.

Но больше всего на Воттовааре поразили мёртвые деревья. Их как будто какая-то неведомая сила скрутила в причудливые спирали и оставила так засыхать.

Существует несколько теорий, почему деревья скрючиваются и засыхают.

Ещё один объект, который мы посетили - так называемая "Чертова лестница". Идти до неё лучше от "Расколотого камня" ( координаты 63°04′35.6″N 32°37′33.1″E).

...по тропинке через болото. Болото оказалось топким, а сапоги мы не надели, поэтому пришлось идти босиком и это были новые, незабываемые впечатления. Весьма приятные, к слову.

А это сама "Чертова лестница" с тринадцатью ступенями. Координаты у Чертовой лестницы тоже чертовы: 63 04.999 32 38.666.

Конечно, такое загадочное место не могло ни стать культовым - рядом разные подношения: ленточки, монетки, печеньки.

Эти камни неподалеку от Чертовой лестницы называются "Пирамида" и они были последним объектом, которые мы осмотрели на Воттовааре.

Конечно, Воттоваара оставляет очень сильные впечатления - тут тебе и сейды, и "нарезанные" камни, и причудливой формы деревья, и мертвые озёра, и снег летом, и медведи на болотах, и изумительные виды. Сюда тянет вернуться и, наверное, мы когда-нибудь это сделаем.

К слову, наши телефоны после посещения горы действительно начали дурить. Так что сказки про отказывающую на Воттовааре без всякой причины технику и электронные приборы оказались вовсе не сказками.

Напоследок заехали ещё в одно место недалеко от Воттоваары - высоту 264,9.
Здесь летом 1942 года держали бой партизаны, которые забрались в глубокий финский тыл с целью совершать диверсии и отвлекать главные силы от готовящейся Сталинградской битвы. Поход тот был трагичным - не было снабжения продовольствием, многие бойцы умерли от голода, многие погибли в боях, но бой на этой высоте партизанская бригада выдержала. Координаты обелиска - N 63 3.665 E 32 43.192.

Об этом событии Дмитрием Яковлевичем Гусаровым написан роман "За чертой милосердия".

Обелиск и впечатляющая каменная лестница на гору сделаны стараниями командира местного поискового отряда Сергея Симоняна. Видимо, того самого Симоняна, кто заново открыл для общественности Воттоваару и теперь водит туда экскурсии. Иногда его называют "хранитель горы Воттоваара".

Высота 264,9 - это широкое, вытянутое овалом плато с каменистым обрывом с севера и с пологими, мягкими спусками в другие стороны. С края обрыва открывается просторный вид на озера и болота внизу, на небольшую речку Тяжу, протекавшую слева, на соседние горы, темневшие на горизонте,- место чистое и светлое, где даже легкий ветерок сдувает мошкару и комаров, а огромные обомшелые валуны могут служить удобным укрытием при обороне.
Из романа Д. Гусарова "За чертой милосердия"

За 77 прошедших с тех событий лет ни гора, ни окрестности вокруг неё абсолютно не изменились - всё та же петляющая Тяжа, невысокие карельские горы и леса до горизонта. Можно представить, что партизаны только-только покинули высоту 264,9...

Наше второе must see этой поездки - оеро Пизанец. От Воттоваары до Пизанца порядка 100 километров. Возвращаемся в Гимолы, потом в Поросозеро и едем на озеро Верхний Мярат, где встаем на ночевку в отличном месте (координаты N 63 08.916 E 33 00.031)

Рядом меандрирует лесная речка Калмунга.

Надо сказать, что в этой части Карелия представляет собой девственные леса вперемежку с болотами, где на многие километры нет никакого жилья. Меня это немного напрягало, хотя я люблю безлюдные места. Но здесь долгая дорога в густом сумрачном лесу, совсем без полей и открытых пространств действует угнетающе.

С утра снова великолепная погода и мы едем на Пизанец. Ближе к Пизанцу дорога становится значительно хуже. Вскоре выясняется, что тут подчистую вырублен лес. Хорошо, хоть около Пизанца оставили деревья. Соответственно исчезла тропа к озеру и к озеру мы тащились через вырубки под палящим солнцем.

Но, когда мы видим Пизанец, от нашего разочарования не остается и следа.

Озеро Пизанец (N 63 12.991 E 32 57.952) представляет собой разлом земной поверхности, заполненный водой. Причина возникновения подобного природного объекта неизвестна, но не исключено, что по той же именно причине плато Воттоваара имеет глубокие разломы в граните.

Озеро очень узкое, его длина чуть более 5 километров, а ширина 100-200 метров.

Это этакий Гранд- каньон по-карельски. Или Карельское Вердонское ущелье. Узкое озеро с высокими, почти отвесными, берегами впечатляет даже после Воттоваары.

Только вот, в отличии от Гранд-каньона или Вердонского ущелья, здесь нет ни нормальных дорог, ни смотровых площадок, откуда можно сделать приличные фотки, не боясь упасть с уступа. Камни у обрыва весьма сыпучие, а лететь вниз можно долго. Поэтому на фотках Пизанец далеко не так крут, как в жизни.

Хотелось спуститься вниз, но без лодки там делать нечего.

Пизанец - это самая дальняя точка нашего маршрута, от него мы поворачиваем к дому.

Впрочем, по пути мы ещё заезжаем на небольшую прогулку в Гирвас, где мы уже бывали в далёком 2009 году.

Сначала останавливаемся у Пальеозёрской ГЭС. Здесь есть одно уникальное место - кратер древнего вулкана. Его возраст - не менее двух миллиардов лет.

То есть это один из древнейших сохранившихся вулканических кратеров нашей планеты.

Гирвасский вулкан непременно посещается участниками всех научных конференций по геологии, проходящих в Карелии.

Взяли себе кусочек застывшей лавы на память) Тяжеленькая такая, точно тяжелее камня.

А это сама Пальеозёрская ГЭС, с постройкой которой был уничтожен самый мощный водопад в Карелии. Он назывался Поор-порог.

Располагался он чуть выше места, где была построена электростанция и в начале 20 века выглядел так:

(фото Прокудина-Горского)

А теперь вот так:

Рядом с бывшим водопадом проложены лесосплавные каналы.

Место бывшего Поор-порога очень приятное - тихое, чистое и красивое.

А для нас оно ещё стало местом, где мы в очередной раз говорим Карелии "До свидания". На часах уже девять вечера, а нам пилить до Питера около 500 км.
(пробка на Мурманке была даже в три ночи, что же здесь делалось вечером???).

Домой прибыли в 4 утра. Это была одна из лучших наших поездок.