О театрах… больших и маленьких…

Feb 13, 2008 17:17

Иногда так приятно открыть для себя новый маленький театр…

В Петербурге немало театров, но, как то так складывается, что ходишь в основном по давно знакомым, проверенным. Есть театры с вековой историей, всем известные, постановки там по большей части классические (не столько с точки зрения репертуара, сколько по характеру). А если и начинают режиссеры на их подмостках экспериментировать, то не всегда удачно.
Ну не смогла я смотреть в любимом мной БДТ «Макбета» в постановке Чхеидзе, (зато как замечательно смотрятся «Квартет», «Калифорнийская сюита», «Аркадия», «Арт»). А каким разочарованием стала современная трактовка Мариинкой бедного Моцарта, точнее его «Дон Жуана». В театре Комедии им.Акимова был изумительный спектакль «Тень», созданный на основе постановки самого Акимова, но его почему-то решили в очередной раз обновить, и срежиссировала г-жа руководитель театра Казакова все по новой, с роскошными декорациями и неоднозначным пространственным решением. Уж не знаю, чего она пыталась добиться этим, указать на глубинный смысл бессмертного произведения Шварца, очевидно. Да только смысл его произведения и так от зрителя никуда не ускользал. Получилась, на мой взгляд, постановка претенциозная и надуманная.
Но есть и удачные примеры. На сцене Александрийки большинство просмотренных классических больших спектаклей меня совсем не радовали (возможно, сейчас он изменился в лучшую сторону: произошла реконструкция и смена репертуара. Надо бы проверить). Зато шедшие когда-то моноспектакль «Душегружение», на чердаке, в исполнении Баргмана, и «P.S….», в котором зрителей посадили на саму сцену, оставили неизгладимое впечатление.

Не могу не упомянуть такой прославленный театр, как Малый Драматический театр Европы, отличающийся всегда великолепной актерской игрой и смелой режиссурой. Покупая туда билеты, знаешь, что тебя, зрителя, там щадить не собираются. Могут шокировать, вывернуть наизнанку все твои чувства и, скорее, ты выйдешь после спектакля в подавленном, чем в приподнятом состоянии. Но спектакли отменные. Правда, не все зрители знают, на что идут. При мне на «Клаустрофобии», даже не дождавшись антракта, вышло несколько человек (не являющихся одной компанией), некоторые из них при этом активно ругались.

Но есть еще маленькие театры. Благодаря небольшим помещениям гораздо проще погрузиться в действо. На их сцене гораздо чаще можно увидеть именно современный театр, какие-то эксперименты и иное видение, вовсе не обязательно что-то экстремально авангардное, но часто интересное. А еще маленький зрительский зал - это большой плюс для людей с не самым лучшим зрением (я это тоже оценила). Среди таких театров хочу сказать про «Приют комедианта». Не все просмотренные мною там спектакли запали глубоко в душу. Иногда это просто добротные постановки, качественные, но без изысков. Но на его сцене несколько спектаклей поставил такой замечательный режиссер, как Фильштинский. Мне очень понравился «Гамлет» в его трактовке, причем понравилась главным образом постановка, игра актеров, к сожалению, хоть и не плохая, но не выдающаяся, а также спектакль «Двое на качелях», произведший на меня очень сильное эмоциональное впечатление.

Среди маленьких театров есть те, которые не во всех общих афишах печатают, и пойдешь туда, если только услышишь или прочитаешь про какой-нибудь спектакль, и будешь его разыскивать. Так я когда-то попала на спектакль «Картины из жизни девицы Любови Отрадиной», кажется, так он назывался, по пьесе Островского «Без вины виноватые» в доме Кочневой. И мне понравилось. Но как же трудно (без интернета) было заранее узнать об этом спектакле, чтобы купить на него билеты, которые не продавались в театральных кассах города.

А бывают еще личные театральные открытия. Неожиданно выдается свободный вечер. На то, что идет в этот день и давно в списке «к просмотру», конечно же не оказывается билетов. Тогда можно попросить милую женщину из будки, т.е. театральной кассы, порекомендовать что-нибудь из того, на что билеты есть, желательно, обозначив ей свои предпочтения. Именно так мы с подругой попали в маленький театр «Особняк», на спектакль «Фандо и Лис». Стены из неоштукатуренного кирпича. Амфитеатром расставлены стулья, как мне показалось, человек на сто, не больше. Половина зрителей, по-моему, из Театралки. Спектакль необычный, мне понравился. Не хочу его пересказывать, не в сюжете там дело, и я не критик, чтобы раскладывать его по полочкам. Разве что отмечу совершенно замечательное живое музыкальное сопровождение этого спектакля. Просто, если нормально воспринимаете современный театр (без безумного авангарда), то сходите. А я обязательно схожу на какой-нибудь другой спектакль в этом театре.
И в Петербурге еще остались театры, которые мне еще предстоит для себя открыть, маленькие театры.
Previous post Next post
Up