Скайрим крут, эта хрень затягивает со страшной силой. Как я уже не раз говорил, ребята из Bethesda несомненно скинулись и заложили свои души оптом какому-нибудь местному люциперу. Скайрим идеален, в нем все хорошее и интересное, что было в прошлых играх из серии The Elder Scrolls собрано, сохранено, преумножено и возведено в абсолют. Эта чертова игра вызывает несовместимые с жизнью выбросы эндорфинов, закорачивает центры удовольствия и сжирает время со страшной силой.
Итак, со времен Morrowind и Oblivion в плане геймплея практически ничего не изменилось, Skyrim - это по сути та же самая игра, но гораздо масштабней и интересней, в чем-то самую малость упрощенная, а в чем-то и усложненная. Все тот же огромный мир, все те же замки-подземелья-руины. Разработчики знают как сделать игрокам приятно и очень хорошо что их не тянет на "смелые эксперименты". Сложность и баланс заметно доработаны - уже не получится тупо вырезать подчистую все локации как в том же Обливионе. Какие-то вражины все равно останутся смертельно опасными. В кои-то веки планировать тактику боя действительно приятно и интересно. Это очень хорошо, так гораздо интересней. В остальном - изменения минимальны. Ну разве что теперь можно добывать полезные ископаемые и ковать себе самое разнообразное оружие и броню, плюс улучшать уже существующие. Ремонт отошел в небытие, полезность зачарования для меня лично уже сомнительна, но в целом и без этого жить очень даже можно.
Боевая система тоже осталась прежней, разве что появились сочные кровавые добивания, перекочевавшие в Skyrim из Fallout 3, но в отличие от последнего они очень органично вписались и совсем не раздражают. Магия стала чуть попроще, но вместе с тем гораздо удобней и понятней. А еще, теперь файербол - действительно файерболл! С ревом, взрывом и дрожжжанием земли. Круууууть! Кроме того появились еще и Драконьи Крики - прямо-таки самостоятельная мощная магия, которая прокачивается абсолютно отдельно и не тратит ману.
Квесты... это что-то с чем-то. Главный, побочные - в играх мира TES они всегда были качественными и интересными. Неожиданные повороты сюжета, отсылки к предыдущим играм и персонажам, возможность выбора и нелинейность. А еще я заметил одну маленькую, но очень интересную деталь. В Скайриме можно например чисто случайно завернуть в какую-нибудь таверну в маленькой деревушке, случайно ткнуть кнопкой взаимодействия в местного пьянчугу, из интереса купить ему выпивки, а потом обнаружить что у бармена появляется новая строчка диалога, касательно того пьянчуги, которая откроет длинный и интересный квест. Или в процессе какого-нибудь другого-квеста случайно найденная в развалинах книга поведает мрачную легенду из прошлого, а на карте вдруг обнаружится новый маркер, и тем самым начнется целая цепочка квестов. Это... это ОЧЕНЬ круто. Можно просто пройти мимо, сбагрить бармену награбленное и уйти, даже не заметив пьянчугу, не прочитать книгу, польстившись лишь на лежащий рядом с ней кошелек. И вот такая вот "случайность" - она очень подкупает. Второстепенных квестов тут много. Их ОЧЕНЬ МНОГО, они порой начинаются в самый неожиданный момент и по интересности и насыщенности событиями они запросто могут конкурировать с главным квестом, за который я кстати еще толком и не брался. Просто глаза разбегаются, не знаешь за что взяться, не знаешь куда идти и скем говорить о проблемах которые нужно решить. Ну а Гильдии Бойцов и Гильдии Магов в каждом городе как таковых в Skyrim нет, но вместо них появились несколько интереснейших сюжетных линий (опять же за магов и за войнов), и хочу сказать - они гораздо интересней, драмматичней и глубже чем в предыдущих играх.
И вообще тут очень много внимания к деталям. Казалось бы необязательным кусочкам игрового мира. Ну вот разбросаны повсюду какие-то старые книги, дневники, письма, куча мусора, какое-то оружие. Немудреные истории, разговоры жителей, песни барда в таверне, надписи кровью на стенах пещеры. Одинокий домик на склоне горы, разбитый корабль, налетевший на рифы, лесопилка, где тебя попросят нарубить дров. Казалось бы - ну необязательно же, ненужно. Но все вместе это создает объемный и воистину живой и настоящий мир, в который так хочется поверить. До сих пор не могу вспоминать без улыбки квест, который завел меня в какую-то горную глушь, где я долго удирал от горных троллей, а потом налетел на стоянку ведьм, одна из которых долго закидывала моего низкоуровневого персонажа высокоуровневыми файерболами, а он прятался за обломком дерева и добивал чертову старуху из лука. Грохот, рев огня, хохот ведьмы, заканчивающиеся стрелы и две бутылочки лечебного зелья... Я и трофеев-то с нее никаких не взял, но... За такие вот приключения разработчиков просто расцеловать хочется!
Фасттревелинг (быстрое перемещение на огромные расстояния) остался, я знаю многие на это дело плевались, говорили что убивает реализм, но опять же никто не мешает им не пользоваться :) Тем более особо и не тянет - вокруг офигенно красиво и интересно.
Спорный момент - интерфейс инвентаря, навыков, магии и т.д. Поначалу он показался просто чудовищным. Да, теперь больше нет прямоугольного окошечка с ячейками, полосками, сортировкой и т.д. Теперь это больше похоже на менюшки в Ворде :) Интерфейс конечно же не идеален, заточен под консоли, но к нему быстро привыкаешь и вскоре оказывается что с ним играть гораздо удобней и динамичней. За копание в инвентаре отвечают буквально 2 пальца левой руки, мышка в этом процессе вообще не участвует. По мне - так очень удобно и быстро. Но понравится точно не всем.
Графика - 50 на 50. Конечно не стоит ждать от игры с огромным бесшовным миром запредельных красот. Но все равно, после тех красивых скриншотов, что выкладывали весь последний год чувствуешь себя чуточек обманутым. Впрочем все меняется когда ты пробираешься через какой-нибудь перевал в сумерках, а вокруг неспешно так сыплется новогодний снежок. А чего стоит прогулка через осенний лес в лучах заходящего солнца... Игра может выдавать очень красивые картинки, жалко что не всегда.
К озвучке претензий нет. Очень приятно что 1С сотоварищи не стали повторять свой прошлогодний финт ушами с Fallout New Vegas (убогие субтитры вместо озвучки) и перевели-озвучили всё и всех (разве что кроме вывесок), причем качественно. Даже песни и стихи. Это здорово. Музыка же просто идеальна, часть мелодий кстати перекочевала в Скайрим из Морровинда, и порой испытываешь самое натуральное дежавю, услышав знакомую мелодию, которая конечно же пробудит в памяти события давно минувших дней. В остальном - саундтрек просто отличный, тут есть грозные и тревожные мелодии, пафосные героические хоры, медленные, едва различимые приятные мелодии ну и просто отличная фоновая музыка.
Качество издания - двойка. Про стандартный джевел я не говорю. Но "подарочное" издание Skyrim от 1С - самое жлобское подарочное издание на моей памяти. Диск в dvd-боксе, тоненькое руководство пользователя, диск с саундтреком без коробочки (вложен в бокс с игрой), карта игрового мира на плотной бумаге (отмечены только основные города)... и всё. Хоть бы брелок какой-нибудь вложили чтоли! 900р ни за что! Большой коллекционки с пластиковым драконом конечно же можно не ждать. Остается надеяться, что через год-полтора выйдет "золотое издание" и вот уже оно будет хоть чуточку получше, хотя бы с артбуком.
Ну и так далее и тому подобное. Очень хочется рассказать обо всем, вспомнить все потрясающие повороты сюжета и изложить тут все свои восторги. Пройтись по нововведениям, в который раз восхититься березками на одиноком островке посреди озера... но собрать мысли в кулак и так сложно! Особенно когда говоришь о Скайриме.
Вердикт:
The Elder Scrolls V: Skyrim - безусловный и безоговорочный хит. Приключение с большой буквы. Лучшая игра 2011 года и одна из лучших игр на моей памяти вообще. Олдскул жив! В ней нет ни одного минуса, она ошеломляет и восхищает до глубины души, от нее чертовски сложно оторваться и ее конечно же захочется перепройти не один раз. Такие чудесные, объемные и по-настоящему живые игровые миры сейчас почти никто не создает.