Записки об американской школе.
Настоящие заметки составлены на впечатлении от старшей школы в Нью-Йорк Сити, где успешно учился мой сын, и по рассказам других знакомых, и если вы скажете что все не так, как описано, я не буду возражать. Школы разные, и у каждого ученика, и у каждого родителя, свой опыт и свои впечатления. Заметки не преследуют агитацию за или против, это просто описание моего опыта.
- Если читаете сообщение, начинающиеся с "В американских школах..." , уточняйте в каких школах. Школы разные. Есть государственные и частные, есть католические школы и еврейские ишивы, есть другие альтернативы государственному школьному образованию. Есть разные по региону школы, и это важно. Школа финансируется и из местных налогов, и в более богатом районе и школа будет пообеспеченее, и контингент учащихся соответственный. При поиске жилья рейтинг школы района может существенно влиять на цену недвижимости и рент. Есть школы начальные, средние и старшие, это разные учебные заведения в разных помещениях с разной организацией обучения. Наконец, есть разные штаты. Школьное образование по принятой системе разделения прав и полномочий администрируется штатом, и соответственно, школьные программы и сам процесс обучения может существенно отличаться от штата к штату. Ну и конечно есть разные по экономике регионы, и это тоже накладывает отпечаток на спецализацию и уклон в обучении. Так у школы в Аризоне могут быть свои сельхозугодья и тракторный парк, а у школы в Чикаго свой литейный цех и арт-галлерея. А у школы в Манхаттане может не быть нормального спортзала.
- "Первого сентября" у американских школ нет. У каждого штата свой учебный календарь. У некоторых учебный год начинается в августе. В штате Нью-Йорк занятия начинаются после праздника День труда (первый понедельник сентября).
- Цветы на первый учебный день не несут, но в начальных и средних школах могут нести мешок принадлежностей, которые будут помещены в классный шкаф и выдаваться по мере надобности. Про каникулы и выходные дни в американских школах написано много в интернетах, к общеизвестному добавлю, что в NYC в школах выходными являются также крупные мусульманские и еврейские праздники. Мультикультуризм.
- Родительские собрания есть двух типов. Это собрание родительского комитета, где проводят выборы актива и сообщают полезные вещи, вроде как через интернет посмотреть успеваемость ребенка, как выбрать колледж или какую борьбу ведет комитет за улучшение школьных ланчей и озеленение территории. Я была на одном таком собрании и больше не ходила, ну нафиг, хоть они и заманивали концертом самодеятельности и легкими закусками. Родительский комитет как ячейка гражданского общества важная единица, но насколько она полезна и эффективна не знаю, не вникала. Кстати, участие родителя в комитете приносит бонус ребенку. Деньги комитет ни разу не собирал, хотя в других школах слышала, что собирают раз в год небольшыю суммы на организационные расходы.
- Второй тип собрания это учитель-родительская конференция. Вот тут мне было интересно. Накануне получаю предварительный табель ребенка, список всех учителей школы и их кабинетов, а также план школы. Далее как в спортивном ориентировании я должна пройти по кабинетам учителей своего сына и побеседовать с ними тэт-а-тэт или в присутствии своего отпрыска, по желанию. Для нуждающихся предоставляется переводчик, в школе большинство детей из эмигрантских семей.
- Не знаю, мне так везет на доброжелательных учителей, или их специально обучают обращению с родителями, но встречая меня учитель встает и улыбается, хотя в списке я уже двадцатая и ему нелегко от такой прорвы общения. Когда узнает, чья я родительница, его улыбка становится еще шире. "О, у вас замечательный сын! У него потрясающее чувство юмора! (Понятно, опять дерзил). Он делает заметные успехи в постижении тайн предмета, которые были бы еще лучше, если бы он вовремя сдавал домашнюю работу, приходил к началу урока, пользовался более удобными писчими принадлежностями, был так же внимателен, как разговорчив и т.д. и т.п. " Я все понимаю, вздыхаю и обещаю проследить и повлиять. Дальше они демонстрируют его работы с таким энтузиазмом, будто это их ребенок, а не мой. Смотрите, как он аккуратно провел опыт! А его чертеж по робототехнике лучший на потоке! Его проект по биологии мы повесили на доску почета. Видите, второй справа в третьем ряду? Очень талантливо!" Я сижу и улыбаюсь и киваю и киваю и улыбаюсь. На прощание мы жмем друг другу руки и я ищу следующий кабинет. Люблю эти конференции.
- Из фраз учителей. "Он может добиться всего, чего пожелает. Мне кажется, он понимает предмет лучше меня. Я горжусь, что у меня в классе учится ваш ребенок". Я знаю цену хвалебных слов, я трезво оцениваю способности своего чада, я работала в рекламном агентстве и догадываюсь, что такое говорят не только мне. Но всётаки, говорят! Доброе слово... с конфернции с учителями лечу на крыльях. Нет, они явно проходят семинары по обращения с родителями.
- Уроки длятся 45 минут, бывают пары, перемена 5 минут, как раз дойти до следующего кабинета. В расписании 5-8 предметов, из которых один LUNCH. На обед отводится целый урок, хватает времени и поесть, и зайти в библиотеку и куда еще надо, и поговорить с друзьями. Можно посидеть в столовой или выйти в школьный двор. Двор похож на парк, скамейки, лужайки, дорожки, всё ухожено.
- Есть поток учеников, десятый класс к примеру, но на литеры он не разбит. У потока есть куратор, вроде классного руководителя, это не учитель с довеском классного, а именно отдельная штатная единица со своим кабинетом и кругом обязаностей и полномочий. С ним решают все проблемы, возникшие у ученика, конфликты, перестановки в расписании, с ним советуются в выборе предмета, он помогает в профориентации или продать документы в каладж. Он же отслеживает успеваемость и посещаемость ребенка, рассылает оповещения о мероприятиях и т.п. Нам с куратором повезло, или мы просто небалованные заботой со стороны школы.
- Поток не разбит на литеры, поскольку это не имеет смысла. У каждого ученика свое расписание, в формировании которого ученик играет непосредственную роль. Каждый предмет имеет несколько ступеней и условие, при котором можно взять его в изучение. Например, можно взять Мат-тригонометрию, если взял или уже сдал Мат-4. Можно взять АР-Биологию, но если сдал Химию-4 и Биологию-4. Ни один предмет уровня 4 не взять, если нет Англ. уровня 2 и выше, и так далее. В расписании должен быть предмет математический, из наук, гуманитарный и физкультура. Один иняз. надо сдать за период обучения в хайскул. Мой сын сдал экстерном экзамен по русскому, который ему защитали как иняз и больше ему языки можно было не брать. Хотя мог взять еще французский, китайский и испанский, если бы питал тягу к языкам. Я понятия не имею, как это организуется и синхронизируется, но оно работает. Взятый предмет долбят каждый день в течении полугода, потом экзаменационная сесия и новое расписание на следующие полгода.
- Неужели дети добровольно возьмут сложный предмет? За всех не знаю, но берут, стремяться, сдают нехватающие уровни экстерном, пишут проекты и участвуют в мероприятиях, чтобы разрешили взять еще недоступные уровни. Требуют заменит легкий курс на более сложный. Просят перевести в класс учителя с более высокими требованиями. Это как игра с прокачиванием скилсов, если уж тратишь время, так хоть повысь свой левел.
- Уже в средней школе идет ориентация на профессию, а в старшей школе большинство знает в каком направлении будет учиться и на какие предметы надо налегать. Главное взять и пропасить (сдать) предмет уровня АР. Это уровень колледжа, они разработаны Управлением Колледжей и всем колледжами страны защитываются как часть высшего образования. Посколько обучение в вузах платное и дорогое, то получить кусочек бесплатно в рамках школьного обучения хороший стимул. Но основным стимулом служит то, что сданые АР предметы это бонус при поступлении.
- А если не сдать, не пропасить предмет? Да ничего страшного. Можно пересдать в следующую сесию, подготовившись самостоятельно, а можно взять этот предмет повторно. Или так и не сдать, делов то. Главное набрать за время обучения достаточно крЕдитов. КрЕдит это бал за сданный уровень. Физкультура дает полкредита, остальные предметы по целому. Еще кредиты и половинки начисляются за всякие общественнополезные действия, такие как участие в школьном оркестре, помощь в качестве переводчика на родительских собраниях, помощь в выполнении домашних заданий ученикам после уроков, игра в школьной сборной по футболу и даже за участие родителя в родительском комитете. Все идет в копилку ученика, и активное участие в жизни школы может компенсировать неуспехи в математике и получить Хай Скул Диплома.
- Кроме диплома о школьном образовании, для поступления в каладж (вуз) надо сдать SАТ, это система общенационального тестирования, вроде ЕГЭ, но гораздо легче для сдачи. Сдают математику и английский язык, и по сложности близок к экзамену за восьмой класс в моей школе, математику сдала бы хоть сейчас, легкотня. Разработано тестирование не для нагона страха и заваливания, а для оценки знаний и умений выпускников по единой национальной шкале, ведь школы и программы обучения везде разные. В школе организована сдача SAT раз в год, но вообще сдачи проводят раз шесть в году и и можно сдавать и пересдавать его сколько хочешь. Мой сын проспал (физически проспал, не услышал будильник) сдачу в своей школе, и ничего. Сдал через месяц в другой школе, правда пришлось еще раз оплатить взнос за участие в экзамене.
- Уже к середине выпускного класса школьники рассылают в каладжи документы на поступление. В документах немаловажную роль играют характеристики от куратора и учителя по профильному предмету, а также упоминания всех заслуг в общественной деятельности и спортивные достижения. Колледж с удовольствием примет олимпийскую гимнастку, даже если они считает на пальцах до десяти, и откажет математику-отличнику, если его бал по письму покажется недостаточным. А еще для поступления в крутые вузы хорошо быть из вип-семьи и иметь рекомендации от солидных людей, выпускников этого вуза. Везде блат, да. Нет в мире совершенства. Но по правде говоря, вузов так много, что за математиков отличников у вузов конкуренция не меньше, чем за олимпийцев, и если ребенок хочет учиться, без образования он не останется.
- Итак, к выпускному вечеру уже все абитуриенты знают, куда поступили, никакой интриги. Это проясняет некоторые ситуации из фильмов об американских школьниках.
- Хай скул, как уже упоминалось, это отдельное от средней и младшей школы заведение, учатся там с 9 по 12 класс. По окончании Мидл надо подать документы в Хай. Для зачисления нужно или проживать в районе школы, или соответствовать ее профилю. Есть школы с уклоном в арт, в науку и технику и т.п. Есть сайты и каталоги, по которым можно выбрать школу, посмотрев ее рейтинг, статистику, условия приема и пр. Мы пошли в школу по зонированию и нам повезло. Хоть рейтинг школы не самый высокий, на троечку, но рейтинг не всегда показателен. В школе много детей эмигрантов, а они ухудшают статистику по гуманитарным предметам, раз, и не все после школы идут в американский вуз, два. Это и снижаете рейтинг в каталогах, но по факту школа достаточно сильная.
- И очень большая. В школе более 3000 учеников и более 300 преподавателей. Не могу правда сказать, насколько все они имеют полную загрузку. Работа в разных местах на разные часы достаточно популярна у учителей.
- Учителя, как и все учителя мира, жалуются на дурной учебный план, высокую нагрузку, тупое начальство особенно из департамента, неудобное расписание, наглых учеников и неадекватных родителей. Но в целом, они счастья своего не ведают, по моему скромному мнению. Поскольку учителя и ученики все время тусуются расписанием, редко когда учитель ведет ученика более одного года и не успевают они возненавидеть друг друга, но успевают подружиться.
- Если возникает конфликт с учеником, учитель не лезет в межличностные разборки, а выносит конфликт на решение куратора потока или директора школы. Это не его работа, разрешать конфликт. Впрочем и ученик делает то же самое, гнобить ученика не получится. Заставлять учиться, воспитывать, морализировать тоже не работа учителя. В комнате для самостоятельных занятий (есть и такая, там помогают с уроками дежурные учителя и добровольцы из учеников), видела плакат - приоткрытая в чудесный мир дверь и надпись "Мы открываем дверь, но входите в нее вы сами." Это все делает отношения учитель-ученик более ровными, дружелюбными и взаимоприятными.
- Каждый день в расписании есть физкультура. При этом каждый семестр отведен конкретному виду спорта. Да, вот так каждый день проводится 45 минутная тренировка по настольному теннису, баскетболу или пауэрлифтингу. Через полгода другой вид спорта, исключение только для игроков сборных, они тренируются в своем направлении. Мой пытался попасть в баскетбольную команду, но конкурировать местными, выросшими под баскетбольным кольцом парнями, не смог. Кроме того, один из семестров вместо физкультуры обязательный курс Здоровья. Там детей знакомят с правилами гигиены, безопасности, первой помощи, здорового питания и все такое, похоже на курс обж. Полезный курс.
- На ланч, как уже упоминалось, отведено 45 минут. Школьную столовку все видели в фильмах, да, так она и выглядит. Подносы, раздача, можно прийти со своим пакетом из дома, что никто не делает, кому охота таскать с собой эти пакеты с едой. Еду в школьных кафетериях здоровой назвать нельзя. Это пицца, жареный картофель, нугетты и сэндвичи, молоко со вкусом клубники или шоколада, макароны с сыром, и наконец, салат, яблочко и морковка, которые никто не берет, а потому можно взять добавки неограниченно. Школьное меню является темой постоянного батхерта в школьных комитетах всех уровней, требуют внести блюда веганского, халяльного и кошерного меню, добавить семечек в булочки гамбургера или убрать шоколад из вендинга. Что-то меняется, но до совершенства далеко.
- Охраняет школу служба безопасности. Школа выглядит как режимное преприятие, окружена забором, незаметно не войти не выйти. Покидать школу во время учебного времени нельзя без письменого уведомления, попасть в школу после второго урока тоже только с объяснением причины такого опоздания. Покурить на минутку не выскочить. Прогулять не попадаясь на глаза сложно. На окнах до верхнего этажа решотки. Это не защита от проникновения, это защита от выпадения. Не легко сторожить три тысячи юниоров разного пола, социального статуса, этноса и воспитания.
- На школе гордая надпись Drug-Free School Zone. Это не просто слова, это значит что на территории школы действет особое постановление, отличное от других мест, что вход сюда с наркотиками любого уровня карается полным пиздецом, что бы не легализовал там закон штата. Карается также алкоголь и сигареты, ибо нефиг.
- Если вы думаете, что на территории школы нет наркотиков или сигарет, что никто не курит и не толкает план, вы плохо знаете тинэйджеров.
- Школа одна из немногих в городе, где на входе нет металлоискателя. Хотя не скрывается, что у охраны есть портативные устройства и лучше с оружием любой температуры не входить. Пиздюлей можно схватить и за перочинный нож и за пистолет-игрушку. Не искушай господина охранника своего, и будет тебе спокойствие и благодать.
- Запрещены головные уборы, в них можно много чего пронести. Ну не так что прямо запрещены, но охранник может потребовать снять шапку или этнический берет. Сумку охраник тоже может потребовать к осмотру. За время учебы правда случаев досмотра у моего сына не было. Да и вообще охраники производят вполне дружелюбное впечатление.
- Запрещены мобильники на уроках и фотовидеосъемка тоже, за исключением торжеств, которые конечно снимают и пишут счастливые родители.
- В штатах школы строят однэтажные, на возвышенном и защищеном от падения деревьев, камней и наводнений месте, увы НЙ такой роскоши позволить не может, но выше четырех этажей вроде школ нет, хотя деревья и наводнения, а также пожары, не исключены. В начале учебного года проводят учения, проходят инструктаж, отрабатывают действия при пожаре, терракте или природных катаклизмах.
- При неблагоприятном прогнозе школы профилактически закрывают, не хотят подвергать детей, родителей и учителей риску на заснеженных или скользких дорогах, пусть сидят дома. На такие случаии заложены дни в учебном плане.
- Всю информацию от школы получала в письменном виде или в виде голосового сообщения на мобильный. Можно узнавать информацию на сайте школы. Особенно удобно приложение, где можно посмотреть успеваемость ребенка, что то вроде дневника онлайн. Дневников живых у детей нет.
- Нет и журнала класса, как собственно и классов нет. На втором уроке проводится перепись по ведомости для этого урока и если студент не пришел ко второму, засчитывается прогул. Много пропусков может привести к неаттестации, даже если пропуски были по уважительной причине. Если дитё не было в школе, тоже получаю сообщение. За посещение ребенком школы несет ответсвенность родитель и если что получает большой пиздец вплоть до судебного разбирательства и лишения родительских прав.
- Учебники выдают бесплатно, хотя слышала, что не везде так. Есть и арендная плата, и покупка учебников и возможность потом продать. Учебники дорогие, представляют собой толстенные талмуды с многабукофф и картинок. Хорошая новость, что носить их не обязателно, в классе есть комплект, или в комнате для занятий, или в библиотеке. Используют их как справочный материал, в основном в классе работают с раздаточным материалом. А впрочем каждый учитель как хочет, так и ворочит, но особых требований, как то отдельная терадь для лабораторных или сдача проекта только в красных скоросшивателях с пластиковыми файлами для каждой страницы, такого нет, все очень утилитарно.
- Тетради по каждому предмету тоже редко кто заводит. Все бумаги, раздаточный материал, домашка, работа в классе подшивается в биндер - толстую папку со скоросшивателем. У аккуратных студентов биндер разделен закладками на предметы, а в предмете упорядоены материалы. У моего все было навалом в портфеле, но он в этом разбирался, и ладно.
- Продаются отдельно листы с дырочками для биндера. Популярна линеечка для всех предметов, клетка практические не используется, читые листо тоже редко. Если вы берете линованный лист бумаги, то его надо разместить полями слева. Поля отмечают линю сшивки, а не край листа справа.
- Популярны также общие тетради с разделителями на два, три или пять предметов. Тетради для учеников, а не для учителей, хотят все предметы в одной тетради вести, их проблема..
- Для письма часто используют карандаш, а не ручку. Прописными буквами практически не пишут, калиграфия - диковинка. Почерк ставить в начальной школе не практикуется. А вот красиво говорить перед аудиторией, связно и аргументированно писать эссе, это уменее распространено широко.
- К уборке класса или территории студентов насильно не привлекают. Хотя видела студентов, работающих на территории, или это у них волонтерство, или в рамках предмета, ботаники, например. Слышала, что в других школах есть у школ и огородики, и теплицы, и фермы. У моего не было аграрной деятельности, не знаю.
- На шторы не скидываются. На день учителя не скидываются. Учитель вообще не имеет право получать подарки и собирать деньги с учеников за что бы то ни было. Да и чего их одаривать, они каждые полгода новые. Коррупция конечно есть, люди везде одинаковые, но я не сталкивалась, и знакомые только догадки рассказывали, что где-то за мзду препод делал проекты за ученика или оценки завышал, но то такое подсудное дело с большими последствиями и для препода, и для ученика, что практикуется редко.
- День учителя есть и в американской традиции в этот день учителю дарят яблоко. Вот такая красивая традиция, знак уважения и признания, положить учителю на стол яблоко. И на открытках ко дню учителя яблоки, а не букеты. На практике мой сын о такой традиции не знает, никто у них яблоки не дарил и вообще ажиотажа в школе по поводу дня учителя не было.
- Школьной формы нет, но есть требования вроде, низ то до колен и ниже, что бы белье не торчало, пупок, ягодицы и соски не светились, топлесс не допустим для обоих полов. Как-то так. В некоторых школах проводят пижамные дни, когда все приходят в пижаме, или например все в красном или зеленом. Или в гавайке. Но в нашей школе такого не практиковали. Форменая одежда есть у частных школ и обычно это унылое мешковатое одеяние.
- Индивидуальных шкафчиков, как показывают в фильмах, у студентов этой школы нет, только на физкультуру в раздевалеке ячейки, которые закрываешь своим замком. Верхнюю одежду приходится таскать с собой, и некоторые предпочитают при любой погоде приходить без верхней обежды. Эх, молодо-зелено.
- В городе много жёлтых школьных автобусов. Самые наглые водители работают на них, выставляет ухо со знаком стоп и всё, ни одна машина его объехать не имеет право, хоть километровые очереди сзади, но пока всех детей не высадит/посадит, никто его не объедет. Правда в основном это организуют с пониманием нужд большого города. Например просто перекрывают квартал школы, где идет посадка детей, и машины объезжают загодя. Дети важнее, чем спешашие взрослые.
- Но старших уже не возят, потому не знаю, как это отправлять ребенка на автобусе. Он ездил на метро, две остановки, или на велике, что получалось быстрее, но опаснее, я не одобряла. В школе каждый семестр выдавался школьный проездной (дает три поездки в будний день), что существенно для бюджета, так метро обходилось бы баксов в сто в месяц.
- После уроков школа гудит еще долго, внекласные занятия, духовой оркестр, джаз бэнд, тренировки команд, кружки рисования, робототехники, театральная студия, помощь с уроками, много чего.
- Для физры нужна форма, которая продается в школьном магазине, майка с эмблемой школы, трусы. Стоит не дороже, чем подобное в обычном магазине.
- На биологии режут лягушек, часто пользуются микроскопами, реактивами, специальными инструментами, много терминологии, разные учебники и доплитература, вообще очень интересная и сложная биология. Спрос на сложную биология усточив, все планирующие идти в медицину стремятся ее взять в школе. Медицина очень тяжелая для изучения, хоть биологию проскочить в школе.
- Сложная и мировая история, много литературы, много писать эссе, много запоминать и сопоставлять. Вот тут мой не справился, завалил. Хотя с историчкой у него остались теплые отношения, они нашли общие интересы в чтении, она давала ему книги из своей библиотеки, рекомендовала что читать, они обсуждали поочитанное. Собственно благодаря ей мой сын стал читать много на английском.
- Да, что с языком. Язык был на уровне "учил в школе плюс два года репетитор". Репетитор была отличная, вообще всем желающим дать ребенку язык в отсутствии среды советую на школу не расчитывать. Но язык был не беглый, бритиш и недостаточный словарь для живого общения и беглого письма, первый семестр учился мой сын в классе esl (инглиш как второй язык). Это специальный курс английского и предметы с упрощенным преподаванием. К моему удивлению, за семестр он достаточно взял язык для обучения в обычном классе. Что значит языковая среда и настройка системы на иноязычных студентов.
- Иноязычных студентов в школе не меньше половины. Это китайцы, пакистанцы, таджики, мексиканцы, арабы... сборная солянка всего мира. Разные языки, разные культуры, всё переваривается в большом котле в жгучую похлебку, в будущее нации.
Конечно в американской школе не все идеально, но она меня очаровала отношениями учитель-ученик на равноправной основе, культивированием ответственности ученика за его обучение и уважение к старанию студента без сравнения с успехами других учеников. Это то, чего мне не хватало в постсоветской школе.
Мой взгляд на американскую школу субъективен, через призму моего ребенка, который нашел общий язык с учителями, хорошо учился, почти не нарушал дисциплину и все такое. Наверняка, если послушать других родителей или учителей, вскроется много неприятных и неправильных вещей, которые я не заметила. Но передо мной и не стояла задача делать объективное исследование американского образования, это своего рода путевые заметки.