May 19, 2021 00:27
Такой, видно, выдался день, и фиолетовые молнии в тему.
Все вертится вокруг образования. И чем дальше в этот лес, тем менее очевидна тропа, а местами и вовсе бурелом.
Есть разные школы. Есть разные дети. Есть разные родители. Есть разные учителя. Есть разные системы. И есть разные проблемы и баги в системах.
И я вижу везде, абсолютно везде, отсутствие магистральных, правильных решений, подходящих для всех. А также везде, абсолютно везде, наблюдаю - к счастью, не у всех, - искреннюю убежденность в правильности своих действий и абсолютизацию своего опыта. Человек пишет: смотрите, мы учили ребенка только дома, репетиторы и семья - поглядите на результат, просто огонь, это крутота, это возможно. Человек говорит: мы работаем на мотивацию, мы не хотим, чтобы дети учились из-под палки, из страха или потому, что родители требуют, и это возможно, мы сделали так и так - смотрите, какая классная альтернативная школа, но мы тут вот еще поработаем, потому что часть детей не тянет, а другая не хочет. Человек говорит: это школа, она просто должна быть у всех, нормальная такая школа, ну ничего, что неинтересно, все мучились и как-то выжили и выросли. Человек говорит: а у меня была отличная школа, и ребенку моему нравится учиться, просто у вас дети в гаджетах сидят, вот и. До бесконечности. Каждый видит свою правду, опираясь на свой опыт.
Но универсальных решений нет совсем. Вообще. Никогда. Надо исходить из этого. И если ты родитель, то делай как считаешь нужным и как тебе спокойней, потому что как лучше все равно не получится. А если ты учитель, то делай как можешь и не рассчитывай, что со всеми сработает; не сработает, не со всеми. А если ты делаешь альтернативную школу, то создавай как видишь, собирай единомышленников, а дальше по обстоятельствам, потому что проторенных дорог нет. А если ты ребенок, то это твой опыт - и он такой, и он тебя формирует, так ли, иначе ли; вот именно с этим опытом тебе жить, так сложилось.
Я ужасно грущу, когда люди возводят свой опыт в абсолют. И ужасно радуюсь, когда вижу, что они этого не делают. Сегодня аж три ситуации, где сталкиваются эти вот правильно построенные, подкрепленные опытом миры родителей, учителей и организаторов альтернативного образования - и коллапсируют с другими, тоже взрощенными на опыте, но другом. Ух и ловушка.
Честно сказала Кире как есть - что я заложник своего опыта. В частности - вся вот эта извилистая тропа внешкольности продиктована процентов на 90 моими личными отношениями со школой, очень плохими, само собой. И я хотела, чтобы мои дети не жили в школьной тоске и тягомотине. Возможно, сказала я дочери, ты вырастешь и обвинишь меня в том, что у тебя не было нормального детства в нормальной школе. Возможно, сказала я, ты уже так думаешь.
- Есть такое, - ответил мне ребенок.
И это реально все, что я могу, - делать как считаю нужным, а потом, дорастив детей до выборов, помогать с выборами, но не более того. Поддерживать, быть рядом, честно говорить обо всем этом. И любить.
Вообще, похоже, любить - это единственное универсальное решение. Одно такое.
Люби - и делай что хочешь. (с)
яжучитель,
муа-мэм,
Кира,
школа,
дети,
прописные истины