Сразу оговоримся - в этом посте, как и вообще в блоге, речь идет не об отдыхе, а о путешествовании как об активном действии.
Как на ровном месте, без опыта и знаний сделать что-то
новое? За что браться, с чего начинать? Это не просто и не сложно - это вопрос желания - любой из выбранных вариантов будет оригинальным, неповторимым и принесет исключительный опыт. Почему и как - попробуем объяснить на примере нашей кругосветки.
Мы для себя обозначили это как теорию ресурсов. При решении любой задачи вы используете разные ресурсы - временные, финансовые, человеческие и другие. Все они влияют друг на друга, их соотношение дает определенный результат (как у той знаменитой троицы «дешево-хорошо-быстро»), формально одинаковый (в случае достижения цели), но в реальности очень разный. Поэтому, и при планировании, прогнозировании и при анализе конечного результата, каждый из этапов необходимо разбирать на ресурсные составляющие.
Как это применяется?
Например, кругосветное путешествие можно осуществить кучей разных способов - на самолете, велосипеде, пешком, на самокате, гусиным шагом или спиной вперед - вопрос в том, что получится после. Если ради шутки, то можно сесть на ледокол и сделать круг по приполярным водам - такие предложения есть, вопросы ресурсов: - финансы? - впечатления?
Можно купить билет на кругосветный круиз или тур пакетом со всеми перелетами и готовой программой, сберечь такой ресурс как время, потратить деньги, при этом в расчет не берется ни подготовка, ни спецоборудование - все вопросы организации, обеспечения, коммуникаций берет на себя туристическая компания. Это удобно, но что получается на выходе - практический опыт как ресурс почти полностью исключен, впечатления, независимо от способа передвижения и уровня организации, обычно сводятся к набору стандартных туристических мест и активностей.
Внезапно бизнес-класс Нью-Йорк-Мехико
Можно самому нарисовать маршрут на карте и, следуя ему, выстраивать последовательность действий. Только в отсутствие такого ресурса как опыт или практические знания можно сильно удивиться трудностям при пересечении наземной границы Мьянмы, цене перелета из Америки в Африку, или, двигаясь по Панамериканскому шоссе, упереться в Дарьенский разрыв. И так в каждом отдельном случае - отсутствие одного ресурса вызывает необходимость расходов другого. В установлении связей и зависимости между ними и заключается практика.
Чикен-бас, Покхара, Непал
Так, продолжая тему, денежный ресурс в большинстве случаев может повлиять на временной, а временной на денежный. Один и тот же путь можно проделать в разное время и разными способами за разные деньги и время. Но это опять же вопрос впечатлений и опыта. Можно перелететь из одной точки в другую, но часто наземное перемещение из пункта А в пункт Б уже само по себе отдельное приключение. При этом, в большинстве случаев, денежный ресурс с какого-то момента перестает влиять на впечатления, и даже наоборот переходит в обратную зависимость - чем больше тратится денег, тем менее оригинальными становятся получаемые за эти деньги знания. Конечно, полет на истребителе в верхние слои атмосферы не может стоить дешево, но это не столько путешествие, сколько развлечение. В то же время, ни за какие деньги нельзя приобрести реального представления об укладе жизни, традициях, культуре того какого-то места, ведь чем больше ты платишь за номер, автомобиль, гида, тем дальше от людей, тем меньше видишь...
Барселона, штат Нью-Йорк, США
Подобным образом можно разобрать любой из важных ресурсов, как отдельно, так и в его взаимодействии с другими, а сколько их и какие они - это уже каждый сам для себя решает. Для постоянного использования мы выделили для себя первостепенные - время, деньги, информация, навыки, оборудование, здоровье.
Безусловно, это все очень похоже на откровения Капитана Очевидность, но, с другой стороны, данная теория не более чем попытка формализовать не самые простые процессы. И, как нам кажется, не самая неудачная. В любом случае, в нашей поездке эта штука работала и помогала нам с принятием важных решений.
Где еще нас увидеть и почитать: