В связи с известной провокацией в Кишинёве, о которой уже немало написали наши замечательные православные публицисты
Н.Каверин ("Постмиссионерский декаданс") и
В.Семенко ("ОТМИССИОНЕРИТЬ И ЗАКАТЕХИЗИТЬ"), всё же считаем необходимым добавить немного к исчерпывающему богословскому анализу личности "пресловущего" протодиакона.
Дело в том, что анализ уважаемых церковных публицистов касался, в основном, либо безнравственного публичного поведения протодиакона, либо--перечисления его духовных заблуждений, (часто--на грани ересей...), в то время как, богословская сущность данных заблуждений выявлена, на наш взгляд, недостаточно полно или концептуально...
Об "онтологических корнях" медиафеномена "протодиакон Кураев" случалось писать раньше и нам,-- главный вывод, к которому мы пришли,-- экзистенциальное отсутствие православной культуры у протодиакона и ему подобных,которая (православная культура) подменяется внешним образованием, некоей "суммой знаний" о православном учении, которые (знания) не коррелируют с подлинным духовным опытом,который есть "жизнь во Христе (Господе)":
<<
...помимо "каноничности", есть ещё много чего--например, Православная Культура и Православное Предание, традиции и обычаи, приверженность которым, со времён апостольских , вплоть до нашей, апостасийной эпохи, была главным критерием выбора и поставление на любую степень священного служения. Подобно тому, как "сон разума рождает чудовищ"(Гойя) ,нынешнее отсутствие православной культуры у клириков , которая часто подменяется "образованщиной" и "интеллегентностью", является главной причиной появление нынешних "церковных мутантов"--разрушителей Святого Предания Матери-Церкви, наиболее ярким представителем которых и является вышеупомянутый протодиакон Кураев,провозгласивший "неообновленческий" слоган "Перестройка-в Церковь" за которыми следуют "православные зомби"-"миссионЭры", слепо тиражирующие "перестроечные" идеи и концепции своего кумира, наиболее яркими представителями и "пиарщиками" которого являются пресловутые "фролеры"!>>.
Не меньший интерес для нас представляет "богословский" феномен протодиакона Кураева, именно в контексте влияния идей, озвучиваемых протодиаконом на нынешнюю "православную элиту"-- "православную" интеллигенцию, которая, похоже, дождалась своего "звёздного часа" при нынешнем "понтификате"--
<<.
.. мы сталкиваемся с латинофильской концепцией церковной иерархии, когда отсутствие подлинной Соборности объявляется нормой, и дальнейшая экклезиология уже строится на "ином основании"...
...ибо само понятие Святого Предания Православной Церкви интерпретируется им в "просветительском", западническом, латинофильском ключе, как некая сумма знаний, "summa teologica", подлежащая передаче преимущественно дискурсивным путем...
...при данном методе и подходе, сугубо дискурсивном, игнорирующем мистическое измерение Святого Предания, неопределенность самого понятия "бабьи басни" приобретает весьма опасный, разрушительный характер для того духовного континуума, в котором живет и спасается наш церковный народ - хранитель Православного Предания в России! Очевидно, что для людей чуждой (национальной) культуры существует реальная опасность принимать народные Святыни за те самые "бабьи басни". Весь вопрос в том, кто будет решать и кому вообще дано и поручено на этой земле отделять "зерна от плевел" и изменять те пределы, которые положены Святыми Отцами?>>(Протоиерей Димитрий Назаров "Кто является хранителем Предания". "Правая".).
Последний вопрс--"кто будет решать..."--чисто риторический, ибо ясно, что речь идёт всё о том же протодиаконе:
<<
протодиакон Кураев, дерзает (как "ученый богослов") хулить святоотеческое учение о Мытарствах, Чудо Схождения Благодатного Огня (неотьемлемая часть Святого Предания Матери всех Церквей), память о Великом Подвиге русского народа в Великой Отечественной Войне, отрицая явление Пречистой блаженной памяти Патриарху Антиохийскому Илие (Караму), память которого он также хулит гнусными сплетнями.
Несомненно, что скоро именно "пастыри", воспитанные такими "просветителями", как этот похабный хулитель протодиакон, будут объяснять народу, что считать подлинным Преданием, а что - "бабьими баснями"!>>.(Протоиерей Димитрий Назаров "Кто является хранителем Предания". "Правая".).
Для того, чтобы понять богословскую сущность духовных заблуждений протодиакона, необходимо вернуться к Халкидонскому Оросу (Четвёртого Вселенского Собора), который дал определение личности Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, как "Истинного Бога и Совершенного Человека", ("во всём подобного нам, кроме греха..."), то есть в сотериологическом аспекте данный Догмат означает, что Господь наш Иисус Христос, путём Боговоплощения и, последующих ему, Своей Крестной Смерти и Своего Славного Воскресения спас "всего человека", во всей полноте "человеческой природы"--"трихотомии", о которой учил ещё Святой Апостол Павел---"духа, души и тела". Павлова "трихотомия", как и Троический Догмат, позволяет нашему уму счастливо избежать "дуализма", свойственного "неоплатоническому" направлению языческой философии,а также иудейской "Каббале", рецидивами влияния которых служат гностические ереси и еретическое учение Оригена.
Халкидонский Догмат, безусловно, и есть "краеугольный камень" Православия, ибо, Православие , грубо говоря, и есть--"дифизитство", с последующим раскрытием (но --не "догматическим развитием"...) данного аспекта Божественного Откровения как "дифелитства" и учением о "синэргии" ("соработничестве") Бога и Человека (в деле Домостроительства Спасения), на основании "паламитского синтеза"--учения о различении в Боге-Троице, (нетварных, разумеется!),-- непознаваемой Сущности Бога и Его "божественных энергий", посредством которых Непостижимый Господь открывает Себя человеку .
Преимущественным же путём "познания Бога" является, для любого из чад Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви является, согласно Апостольскому Преданию, участия в Ея (Святой Церкви) Святых и Спасительных Таинствах, из которых, Святое, Великое и Страшное Таинство Тела и Крови Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа имеет исключительное значение для нашего спасения.
Собственно, толкование слов Святого Апостола Петра "причастники Божественного естества" и послужило исходным пунктом для построения "паламитского синтеза". Таков сотериологический аспект Халкидонкого Догмата--православные христиане приобщаются Святых Христовых Тайн "во исцелении души и тела", недаром Святой Игнатий Антиохийский , как прямой преемник Апостольской Эпохи именовал Святую Евхаристию "лекарством бессмертия"!
Во все времена, особенно во времена гонений, главным моментом для всех чад церковных, клириков и мирян, было памятование и попечение о неповрежденности сакраметальной природы Святой Церкви--- забота о самой возможности совершения Святых Таинств, необходимых для земного бытия Церкви, при сохранении Ея (Святой Церкви) Единства, вне которого Церковь просто прекращает своё существование!
Таково неповреждённое Предание Православной Церкви о Самой Себе, в отличии от "отделившихся от Неё сообществ", то есть-- различных еретиков: монофизитов, монофелитов, несториан,маронитов, армян-"григориан", и прочих, а также--латинян и других, отделившихся от них "западных христиан", разделившихся, в свою очередь, на многочисленные секты и "толки", многие из которых отрицают уже как Боговоплощение, так и само Таинство Евхаристии.
Ещё в Апостольскую Эпоху Святая Церковь столкнулась с , так называемыми, "гностиками", отголоски гностических ересей , так или иначе, имеются у многих ересиархов, начиная с Оригена...
Один из тогдашних еретиков учил, что Богвоплощение, якобы, состоялось только на уровне "ума"(соответсвующего "духу" в павловой "трихотомии"), который оказался замещён в Богочеловеке --"Божественным Духом", в то время как "душа и тело" так и остались принадлежащими чисто человеческой природе. В данном лжеучении мы видим препятствие как к православному видению Воскресения и Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, (ибо именно Сын Человеческий, в своём прославленном теле Богочеловека, а "не привидением", "воссел одесную Отца"!), а также--к Преображению, как итогу и задаче "обожения" , поставленной Господом для "твари", по неложному глаголу Святого Апостола Павла: "Не все мы умрём, но все изменимся...."!
Разумеется, ересь эта, имеющая явно гностическое происхождение, отчасти близкая и к богословскому видению--"дуализму" ересиарха Оригена,(который. как и протодиакон Кураев, был очень образованным человеком...), была осуждена Святыми Отцами. Однако, практическое "возрождение" ересей подобного типа мы видим и в "кураевщине", при всей "мозаичности" (бесссистемности) его "богословских" взглядов:
<<.
..главный метод которого состоит в том, что, по причине поного отсутствия православной культуры и духовно-нравственного состояния, протодиаконом решительно отвергается та часть Предания, которую не в состоянии рационально объяснить (на привычном дискурсивном уровне) "философский ум" протодиакона. Часть Предания, которая не соответсвует плебейским вкусам и убогим представленям протодиакона, таким образом, становится "пережитком язычества", либо " поздними мифологическими наслоениями", в зависимости от хронологии. Стоит ли говорить, что эти протодиаконские идеи созвучны блудной (в духовном смысле...) постсоветской интеллигенции, кумиром которой и стал протодиакон.>>
Следует добавить, что и этническое происхождение основной массы этой самой пресловутой "постсоветской интеллигенции", тоже играет в нынешней апостасийной трагедии не последнюю роль: в настоящее время, мы можем видеть тесную "смычку" между "православными сионистами" и протодиаконом, ибо еврейскую интеллигенцию, пришедшую в Церковь в 90-е годы, под влиянием жидовствующего протоиерея Меня и еретичествующего протодиакона, которую также многое не устраивает в Предании Церкви--от канонизации различных "антисемитов", до "дремучих" и бессмысленных, на их "просвещённый" взгляд, церковных обычаев и Традиций Русского Православия, которые они и изволят именовать "бабьими баснями" (см.выше)!
Здесь необходимо вернуться к истокам апостасийной "псевдоморфозы" cовременного православия,(каковая, Слава Богу, п о к а не исключает неповреждённость сакраметальной природы Церкви, то есть--спасительности Ея Святых Таинств, о чём мы писали выше...), дабы понять, что именно в наше времена исполнилось пророчество Святого Апостола Павла:
"Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням."(2Тим .3-4).
А началось всё в Российской Империи тогда, когда тогдашняя "элита"-отступники устроили масонский заговор против Богоданного Государя,( который стал Царём-Мученником), разрушив, при этом, попутно, Православную Империю--Третий Рим с его Симфонией, преемственно перешедшей к нам от Византии--Рима Второго. Результатом чего стал захват власти экстремистами-большевиками, издавшими "Декрет об отделении Церкви от государства", юридические последствия которого не преодолены до сих пор!
Таким образом, Православная Церковь на территории (бывшей) Российской Империи оказалась предательски (в том числе, и благодаря предательству многих своих Иерархов!) лишенной государственной защиты ("внешней ограды"), подверглась невиданному ранее разгрому и гонениям: этнические предки протодиакона и фролеров, комиссары, грабили и разрушали православные храмы и убивали епископов, священников и мирян.
Затем, после восстановления Иосифом Сталиным Империи в парадоксальной форме Советского Союза, блаженной памяти Патриархом Сергием ( Страгородским) была предпринята попытка нормализации отношений между Церковью и Советским Государством, (собственно,
имевшая успех уже во время Великой Отечественной...), которая была сорвана троцкистами, активно пытавшимися навязать русскому народу разрушительные идеи и планы "мировой революции".
Отчасти, им это удалось, ибо внутрипартийная борьба и "судебные процессы" конца 20-х и 30-х годов и стали тем самым "апокалипсисом" "перманентной революции" "в отдельно взятой стране", страшной энтропийной "чёрной дырой", "Прорвой" , (как назвал свой замечательный фильм о той эпохе покойный режиссёр Иван Дыховичный).
Неисповедимый промысел Божий осудил на гибель и самих чекистских изуверов и маниаков, палачей русских православных людей, цареубийц, большевиков-ленинцев и одержимых троцкистов, и всё их "проклятое семя"! Однако, троцкистский саботаж в процессе "сталинской коллективизации" привёл к истреблении русского крестьянства "как класса"--"социальная база" дореволюционной Церкви была практически уничтожена! Не следует забывать, что в русском языке слово "крестьянин" практически тождественно слову "христианин"...
Дальнейшее , сталинское военное и послевоенное возрождение Русской Православной Церкви происходило уже в совершенно иных (отсутствие Симфонии, прежде всего...) исторических условиях и имело уже совсем иную "социальную базу": отчасти, представители тогдашней национальной "культурной элиты", но, по большей части, люди некнижные--вчерашние воины, заключенные, рабочие напоняли вновь открывшиеся храмы Русской Православной Церкви, а также--становились Ея монашествующими, пастырями и архипастырями. Да, были и оставались ещё верующие колхозники, разумеется, но в целом-- Традиция была, отчасти, уже тогда серъёзно повреждена (по причине гибели её носителей). Однако, следует сказать о высоком этическом уровне тогдашних Архипастырей, (среди которых были и великие Святители и Исповедники) и пастырей, переживших, в духовном единстве со своей богоспасаемой паствой, великие скорби, и, часто, пришедшие в Церковь от великих скорбей!
Не чета нынешним--"перестроечным", и, особенно --"постперестроечным"!
Об этом следовало сказать особо сейчас, когда нынешние "церковные власовцы" хулят блаженную память Святителей и Исповедников, облжно обвиняя их в некоем , выдуманном врагами и предателями России, "сергианстве", "коллаборационизме с Советами"! Эти новоявленные "судьи", на самом деле, "не стоят и мизинца" великих Святителей тех "баснословных времён".
Хрущевские гонения нанесли ещё один страшный удар по Русской Православной Церкви--возникли серъёзные проблемы с "подготовкой кадров", страшно упал уровень православной культуры, в результате чего труды парижских еретиков и масонов, уже во времена перестройки, воспринимались многими будущими пастырями, чуть ли не как "откровение"! Самое ужасное, впрочем, что церковная жизнь тогда сосредоточилась , в основном, в крупных городах, за исключением, пожалуй, некоторых областей Молдавии и Западной Украины...
Попущением Божьим, новое "церковное возрождение" совпало по времени с "катастройкой"--разрушением Советской Империи, благодаря очередному предательству "правящих элит"--советской и партийной номенклатуры. Не секрет. что сионисты и Западный Альянс, тщательно подготовившие и курирующие (до сих пор курирующие), процесс разрушения Советской Империи, использовали , в качестве своей агентуры, священников Польской Католической Церкви, активно поддержавших "Солидарность", а также--униатских священников на Западной Украине , поддерживающих и "благословляющих" различные украинские националистические сепаратистские движения. Историческим "point of no return" ("точкой бифуркации") здесь стал антинародный "беловежский сговор", разрушивший окончательно Советскую Империю.
Конгресс США, совместно со спецслужбами США и Израиля, разработали и осуществили через своих сотрудников и "агентов влияния", внедренных во все сферы советского общества, ряд подрывных идеологических "трендов", направленных на перманентное разрушение сперва Советской Империи, а затем и Росийской Федерации (как её правоприемницы), таких как <<борьба "избранного народа" за право репатриации>>, <<борьба "угнетённых народов" за свою независимость>>, <<борьба против "сталинского (имперского!) наследия" и "сталинизма">>...
Благодаря мудрому руководству, блаженной памяти Печальника Земли Русской (блаженную память которого протодиакон Кураев хулил отнюдь не случайно!), Патриарха Алексия (Ридигер), Русская Православная Церковь, по милости Божьей, уклонилась от участия в этих разрушительных антирусских проджектах--в самой Церкви "перестройщики", вроде прот.Кочеткова и "антисоветчиики" и сионисты , вроде Г.Якунина или прот.Меня, либо были просто изгнаны, либо их держали "на коротком поводке".
Справедливости ради следует сказать, что не все клирики, а также возглавляемые ими патриархийные структуры (Синодальные Отделы) уклонились от участия в перестроечных "политических играх".
К сожалению, Русская Православная Церковь попустила ограбление русского народа во время так называемых "экономических реформ" и "приватизации", а, некоторые даже, и нажились на народном горе, что, естественно, не добавило морального авторитета некоторым Иерархам Церкви, а также --стало серьёзным пунктом разрыва между русским патриотическим движением, в основном, оставшихся верным (христианской) идее социальной справедливости, и Русской Православной Церковью, что серъёзно сузило её (Церкви) "социальную базу".
Глас блаженной памяти Святителя Иоанна (Снычев), дерзновенно обличавший ворюг-"перестройщиков" и их сионистских и западных покровителей, так и остался "гласом вопиющего в пустыне".
В большинстве своём, в умах и настроениях советской и постсоветской интеллигенции, приходящей в Церковь во времена "катастройки", всё смешалось---"возрождение Церкви" и "борьба против советского тоталиризма", "диссиденты" и Святые Новомученники, "избранный народ" и Святая Земля...
С наиболее "продвинутой" частью этой интеллигенции , определенного этнического происхождения, работал ("миссионерствовал") жидовствующий протоиерей Мень (со своими учениками и последователями...)--"постовой сионизма", (как точно охарактеризовал его деятельность блаженной памяти Митрополит Ленинградский Антоний (Мельников)).
Заблуждениями, суевериями и духовной темнотой другой части постсоветской интиллигенции ловко воспользовался (бывший) "научный атеист", протодиакон Кураев.
Согласно упомянутому выше "гностическому" характеру квазиправославного мировоззрения протодиакона, Православное Учение редуцировано им до уровня некоей "идеологии", "доктрины" в западном смысле слова,--данная адаптация и редукция Святого Православия, которое есть, прежде всего--"жизнь во Христе", участие в Святых Таинствах--Благодатной Жизни Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, нашло широкий отклик в среде постсоветской интеллигенции.
При таком подходе отодвигаются на второй план такия понятия как "метанойя"--<<покаяние, изменение "ума" (и жизни!)>>, а человек, наоборот, проникается тонкой духовной и интеллектуальной гордыней, сознанием своей "избранности", (как и в случае с "иудеохристианами"--"православными сионистами"!), разумеется, что таковой, (в процессе "воцерковления", которого может и не быть...), начинает искать и пастырей, соответствующих своему "интеллектуальному и культурному" уровню"!
Посему, жертвы "миссионерской деятельности" протодиакона ( и его учеников уже...) , при столкновении с реальной приходской жизнью, неизбежно (почти всегда) испытывают "когнитивный диссонанс", ( о котором как-то весьма откровенно писал другой знаменитый "мисСИОНэр"-русофоб, игумен Пётр (Мещеринов)), который может завершиться, либо уходом из Церкви (что и произошло со многими "меневцами"...), либо "воцерковлением", более или менее нормальным, в зависимости от усилий приходского священника и духовника...
В принятии православия как идеологии, то есть--не сердцем, а умом, кроется также разгадка феномена "политического православия"---центром становится некие псевдоцерковные организации, "братства", "ассоциации" ("парасинагога" АПЭ, например...),а не Приход или Епархия, живущие по церковным принципам "литургического общения".
Несмотря на осуждение "политического православия" Священноначалием Украинской Православной Церкви, явление это, явочным порядком, получает всё большее распространение. --происходит его "смычка" с "церковной бюрократией", деятельность которой также построена на иных принципах, нежели "литургическое единство" на уровне Прихода, Епархии, Поместной Церкви, то есть--Православной Соборности, одним из главных принципов которых является "прозрачность" деятельности церковных структур для всей плноты церковного народа.
Причём, в худших традициях коммунистической идеологии, раздаются всё более резкие требования "идеологического единства" Русской Православной Церкви, создание некоего "культа лидера" в лице канонического Предстоятеля Церкви, каждое слово которого рассматривается "церковными подхалимами", чуть ли не как продолжение "божественноого откровения", и, наоборот, любые разногласия --объвляются "хулой", "ересью", "кощунством". Именно это мы и наблюдали в конфликте молдавского протоиерея Чибрика и протодиакона Кураева, темой которого были обычные церкрвные разногласия по поводу "экуменизма".
Любопытно, что обвинение "сектант", брошенное протодиаконом протоиерею, духовнику Общества Святой Матроны Московской, в гораздо большей степени походит... к нему самому.
Ибо понятие "секта", прежде всего, предполагает, наличие "харизматического лидера", которым протодиакон, по сути, и является, среди своих учеников и последователей, вполне фанатично, с использованием клеветы, оскорблений, угроз и доносов Священноначаолию, "защищающего " своего "кумира", на различных Православных Форумах!
При нормальной церковной ситуации, долгом Священноначалия и Духовников является строгое наблюдение за сохранением клириками (в первую очередь--клириками), неповреждненного Предания Церкви, любое сомнения в оном (Священном Предании), да ещё высказанные публично, неизбежно должно повлечь за собой церковные прещения---запрещение в священнослужении, извержение из сана, в случае нераскаяния...
Не говоря уже о многочисленных случаях публичного оскорбления православных клириков и клеветы на них, которые должны стать предметом рассмотрения Церковного Суда: по ходу "кишинёвского конфликта", протодиакон Кураев, например, публично обвинил протоиерея А.Чибрик в том, что он "избивает свою жену и тёщу". Доказательства?! Не похоже, чтобы отец Анатолий приглашал протодиакона в дом свой, где протодиакон мог видеть сам подобные безобразные сцены! Значит, опять клевета, которая сойдёт протодиакону "как с гуся вода"!
А "прещениям" от священноначалия, как раз таки, в наше лукавое время, рискуют подвергнуться те, которые "дерзнули" выступить против "великого" протодиакона!
Нельзя уже назвать "кураевщину"--"сектой", данное явления, вкупе с "меневщиной", "кочетковщиной", и другими, помельче, давно уже переросло масштабы обычной "секты" (внутри Церкви), а стало самой настоящей "раковой опухолью"!
В настоящее время происходит активное объединение между "православными сионистами", "кураевцами" (среди которых уже немало влиятельных пастырей и даже архипастырей), "неообновленцами", "церковными власовцами", "мисСИОНэрами", вроде "политправославных" из АПЭ или русофоба-игумена Петра (Мещеринова), "экуменистов" и прочими: постперестроечная интеллигенция , наконец таки, после долгих "гонений" при предыдущем патриаршестве, почувствовала себя хозяевам в Церкви. Разумеется, "зилотов" , они будут "выдавливать как гной", а "умеренные консерваторы" будут "молчать в тряпочку", особенно, если они имеют церковные должности в синодальных структурах!
Это и есть одно из знамений последних времён, такое же, как и New Age (объединение всех ведьм, колдунов и прочей нечисти...), только в н у т р и Православной Церкви! Нам, православным пастырям, "пора привыкать" , что нынешними принципами "церковной каръеры" становится возможность успешного "самопиара" (при учёте определенной направленности "мэйнстрима" православных СМИ), либо личные связи с одной из вышеперечисленных "церковных группировок".
Нам, совершавшим свой служение в сионистском Государстве Израиль, и, совершающим ныне своё служение и миссию в латинянской Италии, как говорится--"не привыкать"!
Всегда будем молиться и поминать в установленном порядке каноническое православное Священноначалие, а также молиться за гонимых Владык, отцов, сестёр и братий, во всех Поместных Православных Церквах. Наш ответ, по поводу "ухода в раскол" протодиакону и всем, подобным ему, хулителям православного священства и Святого Предания:
"Не волнуйтесь--я не уехал,
И не надейтесь--я не уеду..."
В.Высоцкий.