Продолжаем исследовать Уймонскую долину, на очереди изучение быта старообрядцев и посещение музея Н.К. Рериха.
В середине XVII века, после проведенных реформ патриархом Никоном, часть верующих не приняла новые порядки. Сторонников старых устоев (раскольников, старообрядцев) стали жестоко преследовать, в результате чего они тоже были вынуждены оставлять насиженные места и уходить далеко на восток. Одним из таких пристанищ старообрядцев стала Уймонская долина.
Считается что первым сюда пришел Исаак Бочкарев, который с благословения родителей отправился из Нижегородской области на восток в поисках места для переселения. В первые годы изгнания многие старообрядцы поселились вдоль реки Керженец (притока Волги), так и возникло слово "кержак", синоним старообрядца.
Несколько месяцев Исаак добирался до Алтайских гор, потом перезимовав отправился в обратный путь, оставляя зарубки и запоминая дорогу. Переехавшие семьи Бочкаревых и Атамановых основали Верхний Уймон.
Исаак вел дневник, описывая свое путешествие, этот дневник передавался из поколения в поколения, только с приходом коллективизации семью Бочкаревых раскулачили, и реликвия пропала.
2. С бытом старообрядцев можно познакомиться в селе Верхний Уймон в этнографическом музее. История музея в этом селе началась с обыкновенного льняного полотенца, принесенного на урок истории. Потом дети начали нести в школу все, что давно вышло из употребления в быту. С помощью всех этих вещей удалось воссоздать обстановку типичной старообрядческой семьи.
О быте расскажет бессменный руководитель музея Раиса Павловна Кучуганова, в прошлом учитель местной школы. Она по крупицам собирала пословицы и поговорки старообрядцев. Кстати дому музея больше 150 лет, умели строить же. Материал - лиственница, лучшая древесина для постройки домов.
3.
Кстати старообрядцы Уймонской долины считаются беспоповцами. У них нет храма, а молитвы проходят дома. Православных христиан старообрядцы называют мирянами. Всегда помогут, пригласят в дом, а вот накормят из отдельной посуды.
4. Уймонская долина это не единственное место в округе где поселись староверы. К югу, через Катунский хребет на территории восточного Казахстана живут бухтарминские староверы с похожим бытом и традициями. Считается что староверы Уймонской долины ходили через хребет за невестами в Бухтарму.
5. Еще хочется рассказать про музей Н.К. Рериха в Верхнем Уймоне.
К своему стыду с жизнью этого великого человека до приезда в Уймонскую долину я был мало знаком. Знал что есть такой художник, рисовал пейзажи и людей в особенном стиле, вот наверно и все.
Как выяснилось, живопись это только лишь одно из увлечений Рериха. Это был и историк, и этнограф, и путешественник. Вообще, любой более менее образованный человек может найти что-то интересное и близкое к себе в разносторонних интересах Рериха. Я же хочу сказать пару слов о Центрально-Азиатской экспедиции Рериха (1923-1928), одна из самых величайших экспедиций в мировой истории. Целых пять лет семья Рерихов преодолевала горные перевалы, джунгли и горные реки в поисках новых открытий и изучения Центральной Азии.
6. В августе 1926 года Рерихи прожили 12 дней в Верхнем Уймоне. С местным проводником Варфоломеем Атамановым, Рерих путешествовал по горам, по некоторым данным даже переходил Катунский хребет и видел Белуху со стороны Казахстана. Из дневников Рериха следует, что главной целью посещения Алтая был поиск Беловодья, легендарной страны свободы, северной Шамбалы. Писать о Шамбале и Великом Разуме можно сколь угодно долго, если интересно, вся информация есть в интернете. Я лишь постараюсь показать, почему Рерих считал Алтай жемчужиной Сибири, чудесной страны чудесной страной, полной «прекрасных лесов, гремящих рек и белоснежных хребтов»
7.
8.
9.
10.
11. Чета Рерихов и Знамя Мира. Рерих переживал что во время военных действий разрушаются культурные ценности. Он предложил маркировать научные учреждения и исторические памятники этим знаком. Он писал: "Предложенное Знамя имеет на белом фоне в круге три соединённые амарантовые Сферы как символ Вечности и Единения. Хотя мы не знаем, когда именно это Знамя будет развеваться над всеми культурными памятниками, но несомненно, что семя уже взросло. Оно уже привлекло внимание больших умов и устремляется от сердца к сердцу, пробуждая еще раз среди людских множеств идею Мира и Доброжелательства."
12. После посещения музеев я рванул в маральник, попробовать мараловые ванны. Летом идет срезка рогов маралов, далее рога варят и измельчают, а в целебный раствор используется для принятия ванн. Пишут что очень полезная вещь, особенно если пройти курс 8-10 ванн, но думаю и с одного польза есть.
13. Вдалеке маралы
Другие посты о поездке:
Озеро Манжерок, река Катунь
Дорога в Уймонскую долину
Поездка к Мультинским озерам
Окрестности Замульты