На следующий день нам предстояло проехать более 300 километров от Усть-Семы до Уймонской долины и заселиться в деревне староверов.
Основная транспортная магистраль Горного Алтая это Чуйский тракт, проходящий с севера на юг до границы с Монголией. Это одна из самых древних дорог в мире, соединяющая Западную Сибирь и Центральную Азию.
Сейчас это достойная трасса с хорошим асфальтовым покрытием. Но наш путь лежал на юго-запад, поэтому с Чуйского тракта пришлось съехать довольно быстро.
В этот день мы преодолели 3 перевала, проехали больше 150 километров по грунтовке и щебенке, но обо всем по порядку.
2. Сначала был затяжной подъем на самый посещаемый перевал Горного Алтая - Семинский (высота перевала 1717 метров).
3. Визитная карточка Семинского перевала это кедровые леса.
4.
5. На вершине перевала в 1956 году был установлен памятник в честь 200-летия добровольного вхождения алтайского народа в состав России.
6. Сувенирная продукция и алтайка-продавец с выражением лица "как же вы надоели со своими фотоаппаратами".
7. Самая высокая точка рядом с Семинским перевалом это гора Сарлык (2507 метров). На вершине все еще лежит снег. Горы северного Алтая довольно низкие, однако есть три горы которые заметно выделяются: Сартыкпай, Сарлык и Бабырхан.
По древней легенде это были богатыри, превращенные в каменные громадины из-за того, что не смогли догнать Кадын (реку Катунь), дочь хана Алтая, которая сбежала к парню по имени Бий (река Бия). Богатыри не смогли настичь Кадын, которая слившись с Бией образовала сибирскую реку Обь, а хан Алтай в жестоком гневе превратил воинов в камни.
8. Далее дорогая проходила через живописные долины и алтайские деревни.
9.
10.
11.
12.
13. Отличительная черта алтайских домов это наличие аилов - шестиугольной постройки с печью в центре (у алтайцев 6 считается символическим числом). Современные алтайцы используют аил в качестве летней кухни, предпочитая жить в большей по размерам избе.
14.
15. Асфальт постепенно уступает место грунтовым дорогам. Местами скорость приходится сбрасывать из-за большого количества камней, но в целом, пока неплохо.
16. Далее Ябоганский перевал (1492 м) в Усть-Канском районе. По-алтайски перевал называется Аялу, т. е. «имеющий медведей». Путешественников встречает старый пес, который выпрашивает еду у туристов. Ближайшая деревня в десяти километрах, остается загадкой как он здесь живет.
17.
18. Проезжаем Усть-Кан - одно из самых больших сел, населенных исключительно алтайцами.
19. Крайняя приличная заправка, заливаем полные баки.
20. Через 50 километров после Усть-Кана третий перевал - Кырлыкский (1471 м) и начало пограничной зоны. Раньше с туристов требовали специальную регистрацию и паспорта, сейчас вроде стало попроще, во всяком случае пограничников мы не встретили.
21. Остановка у реки Громотуха. Бурное и стремительное течение дало название этой реке.
22.
23. Наконец мы въезжаем в Уймонскую долину - большую межгорную котловину на высоте 1000 метров.
Известный географ В. В. Сапожников в конце XIX века описывал долину: "Уймонская степь представляет последнее и самое высокое населенное место. Среди окружающих высоких и частью снежных гор это - оазис с довольно густым населением"
24. Окруженная горами степь создает уникальные условия для сельского хозяйства. Здесь много солнца, а осадков очень мало (к примеру зимой выпадает не более полуметра снега). Хотя нам "повезло": местные сказали лето 2013 года - худшее за последние 25 лет.
25.
26. Вновь форсируем Катунь. Через пять километров финиш - деревня Замульта.
27.
28. Снежники или белки на заднем плане встречаются повсеместно, все таки мы в настоящих горах
Другие посты о поездке:
Озеро Манжерок, река Катунь
Поездка к Мультинским озерам
Быт староверов и музей Н.К. Рериха
Окрестности Замульты