Скандинавия: третий путь развития дизайна. Лекция: «Швеция. Комфорт»

Oct 18, 2013 12:40


Вчера я попала-таки на лекцию по скандинавскому дизайну в Институте Финляндии, которую читал Павел Ульянов, питерский эксперт в области дизайна и современного искусства, куратор и создатель галереи Modernariat. Хочу поделиться с вами выжимкой из этой лекции, ведь не все вы в Петербурге, и не все там побывали.

Это была вторая лекция цикла, посвященная шведскому дизайну. На первую, посвященную Финляндии, я, к сожалению, не попала просто из-за того, что в Петербурге такие события очень скудно анонсируются.



Лекция оказалась полезной, я узнала очень много об истории шведского дизайна, откуда что взялось и к чему все пришло. Некоторые факты были для меня совершенно неожиданными, например то, что скандинавская эстетика «гуманного функционализма» изначально вдохновлялась японским традиционным минимализмом, так, Карл Ларссон, шведский художник XIX века, основатель типичного шведского стиля, во время своего пребывания во Франции был сильно впечатлен японскими традиционными гравюрами, и создавал свои рисунки в очень  похожем стиле.



Mammas and the small girls, Карл Ларссон, 1887.



Еще одним из интересных для меня эпизодов в становлении шведского дизайна стало то, что на протяжении долгих лет, начиная с конца XIX в., в Швеции одной из приоритетных государственных задач было развитие вкуса у простых граждан. Огромную роль в этом просветительском движении сыграла шведская писательница и культурофилософ Эллен Кей. Она выдвинула эстетические проблемы жизни общества на передний план.

По ее мысли, нарядность, достигаемая самыми простыми средствами - новая покраска стен, практичная расстановка мебели - все это может стать существенным вкладом в повышение качества жизни. «Красоту нужно искать не в уходе от повседневности, а постараться повседневность сделать праздником».



Гостиная в доме Карла Ларссона.

В движении за улучшение жилища для бедных слоев населения принимали участие многие шведские архитекторы, художники и писатели. Стали традиционными выставки, посвященные культуре жилища.

Удивительно то, что уже в начале XX века шведы заботились об экологии своей страны. Они считали, что природное достояние должно сохраняться, а красота природы - служить общей пользе. А лес предпочитали рубить в дикой Финляндии - «созданное природой Финляндии, отдаем людям Швеции».



В XX веке шведский дизайн пережил несколько этапов становления под влиянием  модных стилей, но основывался по-прежнему на традиционных мотивах.



Стул, Карл Мальмстен.

Огромное влияние на формирование современного шведского дизайна оказал модернизм, с  упором на функциональность.



Образцовое поселок Вайсенхоф в Германии.



Пол Хедквист «Дом для народа», Бромм.

Скандинавский дизайн всегда ориентировался на истинные ценности, никогда не гнался за модой и статусностью, в отличие от американского или итальянского дизайна.



Кухня AGA, 1922, Гутав Дален лауреат Нобелевской премии по физике.



Телефон Жана Хейберга.



Стул, Бруно Матссон.



Кресло, Густав Алекс Берг.

К середине 60-ых годов XX века скандинавский дизайн все же уступил в популярности итальянскому дизайну с футуристичными космическими формами, однако в XXI веке народная любовь к традиционным шведским ценностям вернулась. Большую роль в этом, конечно, сыграла «Икеа», но учитывая тот  факт, что интерес к минималистичному и функциональному дизайну вспыхивает каждый раз после войн, периодов экономического упадка и финансовых кризисов, кажется, что живем мы в непростые времена.



Швеция, done that

Previous post Next post
Up