Анкылым. слева направо: Колян, Белов, Илья, Р.А.Павлов.
все фотографии взяты из открытых источников.
С питерской махиной по имени Анкылым всё обстоит, как и полагается - простое в сложном, сложное в простом, пора бы уже и привыкнуть. Этой группой хочется поделиться с окружающими с первой минутой знакомства - но уходят месяцы на то, чтобы понять, что, в сущности, она совершенно не нуждается в представлении. Формально всё яснее ясного: всенародная мясорубка, молодецкая удаль, скоморошеский угар, да свирепый жабий мош; могучий психофолк-перевертыш, не чета захиревшему американскому свояку - здесь и фолк, и психо самые настоящие, не парниковые, неумытые. Но и не заметить щедро расфасованные по карманам дули тоже невозможно: чего стоят одни каверы шлягеров всесоюзного значения или метания между сельской акустикой и медными восклицаниями электричества. Впрочем, разъяснения здесь будут совершенно излишни - как пели другие наши кумиры: «devil’s in the detail» - и тут уж каждый сам себе поводырь.
Хотелось бы только заметить: я давно предполагал (да и были к тому все основания), что именно вот такое шутовское народничество вернет в рок-музыку утраченные веселье и свободу, но Анкылым тут, пожалуй, превзошли всех. Транслируя первобытную силушку в самой ироничной форме, они непременно отстраняются от любых шаблонов, беспрестанно убегая вперед - возможно, поэтому за 14 лет их так и не догнал отечественный слушатель. Причем так ведь не только с подснежными частушками: у анкылымовцев есть побочный проект х_О.С.А._х, внушающий не меньшее уважение. х_О.С.А._х - это удивительный «тру-хардкор» понарошку (хотя тут как и с Анкылымом - грани порой уловить совсем непросто), вызов всем «сетевым бойцам за юнити» и изжившим себя цеховым штампам . Приятно и то, что в обоих случаях знать про всё это совершенно необязательно - сама музыка качает так нехило, что во всё остальное врубаешься уже на ходу. Вот вам все доказательства - и обстоятельный рассказ от Ильи Алеексеева, основателя и фронтмена обеих команд.
Илья Алексеев - вокал Анкылым и х_О.С.А._х северо-запад.
Илья, расскажи, с чего всё началось и было ли что-то до Анкылыма? Что осталось с того, самого раннего, периода?
История эта долгая и непростая. До Анкылыма были собственные творческие поиски участников. Начали проект мы с Коляном (гитара, баян) на первом-втором курсах СПбГУ - мы тогда учились факультете социологии. Колян играл в группе Кролик Роджер с будущим басистом Анкылыма Бэном (группа из них двоих и состояла: такой панк-рок не без влияния Гражданской Обороны и Инструкции По Выживанию). Я в то время записывал шумовой проект Р!Д!В! (многократные наложения на магнитофоне в духе лоу-фай-нойз-грайнда), в школе же очень металлом увлекался. Группу хотел сделать давно, и думал над концептом - сочетанием эстрады, хардкора и суровой нордической мелодики (смесь Эдуарда Хиля, Terveet Kadet и групп вроде Storm и Isengard). Писал эпические стихи на урбанистические темы в псевдонародном ключе. Потом попросил Коляна помочь с оформлением этих идей в музыку, Бэн тоже подключился. При этом Кролик Роджер у них оставался в приоритете. Потом все понемногу втянулись, стали вместе над музыкой заморачиваться. Сыграли первые репетиции с барабанами, как раз перед уходом барабанщика Ивана в армию в 1997ом. И стали сочинять материал - эдакий урбанистический хардкор/панк с изощрёнными псевдонародными текстовками. Изначально это просто стихи были под музыку, не песни.
Первый альбом («У Володьки») записали в конце 1998 года лайвом - за 4 или 6 часов. Без сведений, в пульт сразу. Писали его как демо, но прижился он как альбом (Роман Павлов его издал потом). Потом Иван вернулся из армии, стали играть по клубам, сочинять новый материал. Под влиянием ритм-секции всё больше становилось фанка и чуть не альтернативы. А принцип, оставшийся неизменным до сих пор - это «чтоб смешно было и всем нравилось». Если кому-то не нравится чья-то партия, придумывали новую. Пришёл Ромик (РА Павлов) на вторую гитару - он параллельно играл нойз-гранж в группе Злой Поп, и также учился с нами на одном факультете. Со временем сложилась классическая программа Анкылыма того периода, зафиксированная в альбоме «Инструменты» (2003). Такой арт-панк с элеметами хардкора, пост-панка, авангарда, ну и изрядной долей иронии. В тот период уже наметились некоторые проблемы в составе, какое-то топтание на месте, зацикливание на каких-то музыкальных мелочах, барабанщик пропускал репетиции, короче, всё это вылилось в распад группы в изначальной её форме. Вот, а как раз в тот период не без подачи нашего друга Саши Волкова («а что бы вам в акустике не сыграть?») приключились акустические концерты Анкылыма - Колян, Ромик, я - гитары, голоса, перкуссия. Благо был прецедент - Химера. И получилось так, что без ритм-секции мы вообще могли себя не ограничивать, и начали играть, что нравится и как нравится. Колян сменил гитару на баян, Ромик - на балалайку, и стали делать хардкор/грайндкор/нойз «на народных инструментах». Постмодерн чистой воды. И эта идея тотальной свободы, возможность обыграть и выставить в смешном виде разные музыкальные и идейные стандарты как-то всех захватила.
Колян обнаружил в себе композиторское призвание (основная мелодика песен - его), мне был интересен перформанс, подача хардкора в таком извращённом ключе, Ромик мог делать нойз и оставаться типа «народным» музыкантом. В группу влился Белов. От него почти никакого проку в плане музыки, но он всеобщий друг и придаёт своим присутствием определённое безумие. Белов сменил тубу, баритон и сейчас играет на электронных «приблудах», делает шумовую подкладку. В 2007 году выпустили скопившийся безумный материал на альбоме «Отцы мяса» - это определялось уже как «фолк-мясорубка». Опять топтание на месте, опять решили всё радикально поменять, и примерно год играли в нойз-индастриал - с ноутбуком, дрелями, хаосом. Затем появилась басистка - Алька. Пошумели, пожужжали и вернулись к фолк-основе. И новые музыкальные инструменты стали вливаться в имеющуюся базу - баян/балалайка - с целью обогатить, усилить звучание. В 2009 после совместного тура с хОСАх в составе появился Макаров (барабаны). В принципе, с ним мы сделали уже имеющийся материал «для баяна и балалайки», и, в итоге, песни прибавили в мощности и драйве, хотя, по мнению некоторых, стало меньше «арта». Вот такая хроника событий.
Я заметил, что со временем ваши композиции становились всё короче и короче…
Ну есть такой лаконизм, да, но чего затягивать-то? Так чтоб не надоело ни играть, ни слушать.
А, кстати, что это за персонаж Анкылым? Про него раньше были всякие смешные истории в картинках - продолжает ли сочиняться ли что-то в этом духе или это была одноразовая акция?
Анкылым - название, подслушанное нами с Коляном на лекции по этнологии, когда мы как раз решили создать группу. Услышали и поняли - оно! Ну и оказалось, что это вроде самоназвание (этноним) береговых чукчей. Слово мы записали на слух, поэтому не исключено, что оно ошибочно. Тем не менее, подумав над содержанием, нарисовали собственно Анкылыма как символ группы, и решили привнести варган как инструмент, на котором этот Анкылым должен играть. То есть, отталкивались сугубо от названия, причём от фонетики, уж больно хорошо звучало, понравилось. Истории в картинках да, изначально идею принёс Белов - периодически клеить афиши независимо от наличия концертов. Просто истории и картинки. Давно уже ничего не сочиняется, лень. Не стало периодичности, и идея потеряла свою притягательность.
У вас скоро выходит альбом Volk, первый за довольно большой временной промежуток - что это будет за пластинка?
Альбом Volk включает основной концертный материал группы на период 2009-2010 годов, но в студийном ключе. Также нами переиграно несколько песен с «Отцов мяса». Саунд стал принципиально другим - с басом, барабанами и электронными шумами. Песен вроде порядка 16 или 18… на 20 с чем-то минут. Пишем его, как и прошлый альбом с Дэном (звуковик клуба «Цоколь» и группы СКАФАНДР). Он очень хорошо понимает звук и дух группы, но очень уж не дружит со временем ;) поэтому сведение затянулось очень надолго.
Альбом планируется выпустить на виниле - 10’’ наверно, и на кассетах. CD вряд ли.
Вы часто ездите в туры заграницу - как там воспринимают Анкылым и х_О.С.А._х? Есть ли принципиальная разница между публикой «здесь» и «там»?
За границу мы ездим не так часто, как хотелось бы. Пока что были в трёх турах - Чехия, Франция, Германия, Польша, Литва, Латвия, Финляндия, Эстония. На наше удивление, ситуация показала, что языкового барьера нет и группу хорошо воспринимают везде. И, что еще поразило, наша музыка реально нравится настоящим металлистам - грайндерам, блэкстерам, крастерам. В Чехии, Польше, Лавтии люди подходили и говорили, что у нас «настоящий металл» по музыке, что он «в сердце», что он «истинный» (смеется). Что до публики… Да не знаю, есть и в России отличные ребята, есть и за рубежом ленивые снобы…
Да, раз уж речь зашла о поездках за рубеж - ты наверняка видел множество иностранных команд, как и безвестных панков, так и локальных субкультурных авторитетов - скажи, явление самобытного diy-коллектива (а не скроенного по мотивам деяний старших товарищей) - это нечто очень редкое только в России или нет? Есть ли какой-то элемент внутренней несвободы в музыкальном мышлении отечественных музыкантов?
Ну тут огромную дискуссию можно развить… во-первых, поездки за границу дают впечатление за счёт смены обстановки и восприятия другого менталитета - музыки интересной можно найти и не выходя из дома, для этого нет необходимости ехать куда-то…
Самобытный DIY… вот даже не припомню, чтобы что-то редкое и особенное видели там… редкое оно на то и редкое, что его не так много в этом мире. Что отметил, так это что за основу там положено особое отношение к музыке, своему инструменту и подаче. В частности, по Чехии отметил, из каких-то маленьких городков люди играют не особо оригинальный материал, но играют уверенно, и очень крутые барабанщики. Очень. Плохих барабанщиков за все европейские визиты практически не видел. Я думаю, дело в особой «музыкальной культуре»: за рубежом и индустрия, и движение были всегда больше развиты. И начиная играть музыку, люди изначально имели в голове какие-то ориентиры в плане звука, инструментов, формы, содержания, и т.п. В СССР весь «андерграунд» был по большей части способом самовыражения, самореализации, внутренней борьбы - музыка там играла очень второстепенную роль, а на Западе человек уже имеет какой-то музыкальный багаж, с которого и начинает свой «творческий путь».
Дальше уже от творческой личности зависит, насколько его/её diy-активность станет чем-то самобытным и уникальным. Вот и играют они почти все «на совесть», а ну нас многие - «на отъебись». В России я наблюдаю немало неординарных коллективов, хотя это возможно из-за того, что всё-таки здесь живу. А насчёт внутренней несвободы в России… изменилось восприятие мира и музыки, изменились условия. Научились фильтровать информацию и вписывать себя и других в узко субкультурные рамки. Группа может ориентироваться на какой-нибудь фасткор/пауэр-вайленс и рубиться сугубо в этом ключе, и тусовка аналогично: люди открыли для себя определённую моду и замыкаются в своём кругу. И при этом, прогрессировать в музыкальном плане многие и не пытаются.
Судя по твоей книге «Рок. Питер. 90ые» ты знаешь эпоху не только как практик, но и как теоретик, да и начинали вы еще в 90ые - скажи, заметен ли был какой-то стык между десятилетиями и на какое время он пришел? В какой момент, по-твоему, закончился рок 90х? Что стало происходить в «нулевые?»
В начале 90-х был такой всеобщий творческий прорыв и это объяснимо: вдруг хлынул вал неизвестной музыки - причём самой разнообразной, можно было утонуть в этом потоке, можно было заниматься всем, что нравится, и не двигаться в струе «русского рока». Даже наоборот, для многих существовал посыл от обратного - делать не так, как сложились правила. И при этом, всё равно, на музыкальный характер личности влияли и Высоцкий, и западная «рок-классика», и отечественный рок, каким бы он ни был. Ну и в этом векторном поле творческая энергия выливалась в эксперименты. И всё это было на таком запале, одном дыхании, как свежий ветер. А со временем, как я уже говорил, научились в этом музыкальном поле ориентироваться, как бы из диких джунглей сделали парк культуры и отдыха - с дорожками, посыпанными гравием, указателями, картой местности и т.п. Всё стало слишком упорядоченно. Если раньше можно было услышать группы, которые просто уникально интересно звучали, конечно, угадывалось, что здесь вот тебе Sepultura, здесь Nomeansno но музыкальные ориентиры были очень разные - то в нулевых стали сознательно играть, допустим, калифорнийский панк, нью-йоркский хардкор, неокраст и т.п. И видишь уже не сколько влияние на группу авторитета, именно влияние, а то, насколько чисто выдержан стиль. Может быть, грязно сыгран, но чисто выдержан.
Рок 90-х в Питере как таковой к концу 90-х и стал подходить к концу ;) когда клубы «первой волны» позакрывали. При этом дух 90х иногда и сейчас можно заметить - на отдельных концертах в «Цоколе», или когда TERVEET KADET на сквоте играли - очень так, по олдскулу всё было в плане движухи, публики, организации… Ну и некоторые другие примеры.
Насколько я знаю, у участников Анкылым довольно разный бэкграунд (хотя я тут могу заблуждаться) - Макаров, например, играл в клубно-приемлимой серф группе The Coffin Wheels, а Р.А. Павлов участвует во всяких шумовых проектах и сам шумит весьма успешно. Какие общие устремления (помимо группы в смысле орг.формации) вас всех держат вместе?
Основной принцип Анкылыма был в том, что здесь вместе играют друзья, а музыка заставляет всех улыбаться. Творческие и музыкальные интересы у всех довольно разные, поэтому наверно и получается довольно разнообразный и неоднозначный материал. Идеи обрастают неожиданными обработками и т.п. Ну и у всех есть работа, и музыке приходится уделять какое-то свободное время, так что группа не висит над нами дамокловым мечом. А у Макарова помимо Coffin Wheels была основная его группа - Играй Гармонь, тоже вполне клубно-приемлемая ;)
Как получилась линейка каверов (Shocking Blue, Ministry, Химера, DK и др) у Анкылым - это просто любимые песни/песни, которые хотелось попробовать подать в своей манере, или же выбор объясняется чем-то еще?
Кавера получались довольно спонтанно и во многом ради смеха. Над первым мы бились ещё в электричестве - хотели поучаствовать в трибьюте Химеры и делали песню сознательно. А сознательно и целенаправленно у нас не получается, слишком зажимаем мозг, может… бились-бились над разными версиями - не идёт. Уже плюнули, и как-то раз просто играли, и получился басовый проигрыш, похожий на «Рыбий глаз», ну и за одну репетицию спонтанно склепали композицию. Помимо «Рыбьего глаза» там есть ещё аллюзия на «Хоттабыча». ЮГЕНДШТИЛЬ вот сделали более-менее собранно. А в акустике совсем курьёзы… собственно, “Nazi Punx” получились случайно: Ромик на балалайке наигрывал «Take this job and shove it», а я подумал, что это “Nazi Punx” и стал петь. Посмеялись, решили так и оставить. Нирвану - потому что этот басовый проигрыш из «Come as you are», который все со школы подбирали на гитаре, очень смешно звучал на балалайке. Ну и да, главное, что хотел отметить, кавера все - на песни и группы, которые нам нравятся, мысли как-то поиздеваться и извратить «шедевры» у нас не было. Это наверно из серии скоморошничества - вызвать смех, позитивные эмоции и этим снять некий пафос и закрытый такой ореол.
Ну раз вы уж выступали на таком представительном мероприятии как ЭтноМеханика, то в чем состоит ваше понимание фольклора, народной песни? В 2000х появилось и стали популярными уйма коллективов, которые трактовали фолк, как однозначное веселье, нечто пьяно-праздничное, и по разному смешивали это с рок-музыкой, но вы все равно особняком стоите на этом фоне, может быть, из-за определенных абсурдистских настроений.
Ой (вздыхает)… Честно говоря, к фолку в чистом виде, к народной песне мы довольно далёкое отношение имеем, разве что инструменты такие. Позвали нас на ЭтноМеханику,.. чо, мы посмеялись, сыграли. Причём, считаю, хорошо сыграли. Не сказал бы, что у нас структура песен какая-то «народная». Вон Гусли-Нойз (проект Р.А. Павлова) можно назвать фолком? Мы скорее с формой играем… Ромик любит, конечно, «по-народному» бузить: «эх!» крикнуть, по столу кулаком бахнуть, «православное похмельюшко» по утрам, но на него в плане «русскости», скорее, послереволюционные «Песни русских эмигрантов» повлияли. Насчёт пьяно-праздничного не совсем согласен - были «в роке» и грустные песни-плачи, благо на Башлачёва или Янку можно было рокерам ориентироваться - уже сложились авторитеты. А фолк как веселье плюс рок - это хорошая формула, ибо и танцевально, и типа «по-нашему», родное. Задевает исконные вибрации и ноты души. А рок это, в любом случае, массовая «движуха», раз движуха, значит, праздник. Грусть, печаль, она больше индивидуальна. А Анкылым то вообще «метал играет», хоть с абсурдистским, хотя нет, наверно, постмодернистским настроем. Абсурда меньше. Скоморошество, но опять же, идейное, а не лубочное.
В какой-то момент от Анкылыма было ничего не слышно, казалось, что проект поставлен на паузу… Вы вообще даете знать о себе не очень часто - есть отвлекающие факторы или просто уже тяжело собираться полным составом/какие-то другие причины? Просто такие спорадические проявления активности довольно редкое явление на стайерских дистанциях - обычно музыканты либо очень сильно загораются своим делом и не могут его бросить ни на день, либо делают что-то методично, размеренно, но постоянно.
Ну видишь, коллектив всегда держался на интересе. Пока интересно, активно сочиняется материал, есть фактор новизны, концерты, эксперименты… А потом, бывает, всё это, как на поток, становится, репетиции реже, новых песен всё меньше, ну и внешние дела «вдруг» поглощают всё остальное. Наступает пресыщение, хочется как-то отвлечься. А когда своё творчество утомляет, это плохо. Ну и так вышло, что мы всегда реанимировали творческую активность группы сменой звучания - будь-то изменение состава, стиля, инструментов, материала… Вообще «не бросить музыку ни на день» сложно в наших условиях - постоянно приходится считаться с «внешним миром». А ну и у участников были свои творческие закоулки, куда можно было уйти переждать эти «паузы» - всякие сторонние проекты.
Ты можешь рассказать про х_ОСА_х? Что это вообще такое и насколько это соотносится с тем, что ты делаешь в Анкылым? Как происходит разделение отделений х_ОСА_х и что это вообще такое?
Ну, подробнее об этом можно
почитать здесь, а так если вкратце...
х_ОСА_х - это тоже постмодернизм. Изначально это мифический интернет-проект, родившийся на форуме панк.ру. В ответ на особо гневный радикальный и одиозный пост о беспределе, тотальном пиздеце и несправедливости, наш подмосковный коллега (ака Дядюшка Бонибонс) сгенерировал посыл, типа «отличный текст для тру-хардкор-проекта», ну идея стала развиваться, «проект» был вербализован. Он должен быть радикальным, что проявляется в названии - Они Совсем Ахуели, и для пущей неумолимости были добавлены кресты по бокам (по версии некоторых, буквы «хэ»). И побольше пафоса. Ну такое мифотворчество получилось. Появился посыл «Неумолимо. Неистово. Не иначе», логотип, графика, тексты брались из форума (опять же, народное творчество, кстати), принципиально отказались от выдумывания стихов и вообще рифм, ну и сгенерировали массу смешных и реально провокационных идей.
Потом Бонибонс сделал первый шаг к материализации проекта (хпроектха) - записал треки с помощью гитары и компьютера. Так появилось «отделение центр». Записал вечером, утром выложил в интернет. Вторым жизнь в проект вдохнул Модест («отделение сокол») - он тоже в одиночку записал треки, но уже при наличии гитары, барабанов и баса. И сделал это реально интересно и круто. И питерские юзеры панкру в продолжение замута решили сделать своё отделение - появился «северо-запад». Там изначально собрался полный состав - барабаны, бас, гитара и т.п. (по сути дела это «супергруппа» - музыканты из АНКЫЛЫМ, ИГРАЙ ГАРМОНИ, DOTTIE DANGER, СКАФАНДРА). Собственно, единственная концертная формация. Ну и закрутилось. Все темы были выдержаны на 100%: максимально серьёзно, на пафосе, тексты радикальные, звучание по олдскулу. Со временем, наигравшись в эти игры с мифами, получилось так, что северо-запад остался единственным активным составом, с концертами, турами, записями и т.п. Ну а для меня лично это прекрасно соотносится с взглядом на музыку, творчество и жизнь. хОСАх - это провокация, как и АНКЫЛЫМ отчасти скоморошество. Гиперторфированная серьёзность, которая помимо критики «внешнего мира» выявляет пороки и ущербность кланового сознания «внутри сцены». Такая борьба с рутиной, с «зарастанием духа мясом».
Хардкор же изначально очень экспрессивный выброс энергии, эмоций, реакция на кризис панк-рока, мира, политики, освобождение духа, альтернативный способ жизни и поведения. Свобода выбора и свобода действия. А со временем это превратилось чуть ли не в секту, замкнутый круг посвящённых, кичащихся своей исключительностью. Диктат стандартов поведения, штампов в головах, определённых стилей одежды и т.п. (играли, кстати, песню со словами «хардкор практически полностью лишился смысла. Штамп на штампе, стереотипы - вряд ли всё это изменишь» - взято с форума thes1n). Ну и хОСАх это как зеркало, дающее гротескное изображение реальности. Всё выверено по канонам, ни слова фальши или лжи, но что-то не так… Я воспринимаю это как попытку оглянуться, выйти за рамки жанра. Я сам очень люблю хардкор, и всегда хотел его играть. Анкылым немного не то по звуку, и хОСАх очень ко двору пришлась - как по материалу, так и по идее. Такое вот передвижничество.
Click to view
видеохроника с уникального концерта х_О.С.А._х на воде
ближайший концерт Анкылым и x_О.С.А._х состоится уже в это воскресенье в питерском заведении Flat.