дивный новый мир

Mar 26, 2010 18:41


в кои-то веки здесь не о музыке


к вопросу о том, как неправильная художественная интерпретация портит отличную научную идею: вот фильм Матрица, например

никогда не понимал почему братьям Вачовски было угодно свести все к банальному пыщь-пыщь, антиутопии и светлой войне во благо человечества. ну то есть, очевидно - без этого не получилось бы кино, но ведь даже невооруженным глазом видно всю противоречивость такой расстановки сил. мир изображенный в Матрице - это же никакая не антиутопия, а самая настоящая утопия, предел мечтаний и вообще рай на земле.
сама мысль засунуть всех людей на планете в виртуальную вселенную, предельно точно эмулирующую реальность - прекрасна. ошибка лишь в том, что в рамках Матрицы (и подобных произведений, см. 13 этаж и пр) эта вселенная максимальна подобна реальности с ее ограничениями, то есть, говоря по-простому, те же яйца только в профиль. а следовало бы предоставить "загруженным" в Матрицу людям полную свободу деятельности, ограниченную лишь их фантазией. "аппаратно" никакой разницы в двух столь взаимоисключающих подходах нет, скорее даже чинить препятствия сложнее, чем сразу предоставить все козыри (которые в итоге и получает Нео, правда, с оговорками). причинить друг другу вред в такой системе пользователи не могут (так как физически находятся в разных местах), следовательно, устраивать третью мировую войну или ремейк зомби-хорроров они могут лишь в своем воображении - но с полной достоверностью всего происходящего.
к тому же, даже банальный сюжет из Матрицы ("высвобождение", "борьба", "победа") можно сымитировать с такой точностью, что человек не будет сомневаться в том, что это произошло на самом деле. фактически, с появлением такой системы само понятие "на самом деле" исчезает из бытия.

тут сложно отделаться от навязанных фильмами и книгами идиотских принципов "зато это моя настоящая жизнь", но не признать то, что такое существование намного лучше, чем то, что мы имеем - невозможно, будучи в здравом уме. особенно забавно смотрятся попытки нарочито отталкивающе показать внешнюю сторону этой системы в Матрице - ужасные многорукие механические гнидогадоиды, использование людей как батареек (честно говоря, невысокая плата за вхождение в Эдем), изможденный эмбрион-переросток Киану Ривз, питание какими-то белковыми смесями по трубочкам и т.п.
в идеале в такой схеме отпадает даже надобность в человеческом теле (опять же к лучшему - райские условия в любой религиозной системе предполагают отказ от убогой телесной оболочки или же замену ее чем-то качественно превосходящим), пусть мозг болтается в физрастворе и подпитывается редкостной (на наш взгляд) гадостью, если этого будет достаточно для поддержания жизни и в него будут поступать импульсы о приеме самой вкусной пищи на свете - то, что плохого-то? ощущения транслируемые в мозг из внешней сети настолько же реальны, настолько же насколько реальны ощущение поступающие от "настоящего" мира - их можно смело уравнять с известной форой на стороне последних. а возможности, предоставляемые человеку (в том числе и в области самореализации, общения, постижения высот разума и т.п.) превышают все, что только можно себе представить.

из подобных случаев можно припомнить лишь содомизацию оригинального сюжета Берджесса Кубриком, перевравшим основную мысль Заводного Апельсина и тоже, в каком-то смысле, отбросившего человечества назад. сведя сюжет книги к противостоянию бунтаря и общества (где "оба хуже") и "противоестественной" операции по улучшению поведенческих характеристик убийцы, насильника и вообще крайне неприятного типа, Кубрик выкинул главное. любопытно смотреть, как художник подходит к проблеме исключительно научной и этической (тот же метод, объяснимый не иначе как полным бессилием, наблюдается и в Матрице) - более грубой расстановки акцентов и представить нельзя: пыточные камеры исправительной колонии, штуки эти кошмарные, что за веки цепляются и т.п.
очевидно же, что Алекс - психопат, и это не ругательное слово, а прямая характеристика его, как человека внутренне несвободного. и замена одной "внутренней несвободы" на другую (защищающую общество) - это никакое не издевательство над личностью, а необходимая и благая мера, на которую он, к тому же, добровольно идет сам. впрочем, Берджесс сам виноват, приплел чертового Баха Бетховена, ни к селу ни к городу.

можно еще привести примеров тому, как вопросы, предназначенные для обсуждения в узком профессиональном сообществе, попадая на киноэкран становились чудовищной карикатурой на самих себя, но это, пожалуй, самые яркие и показательные случаи. наверное, поэтому я считаю тех, кого профильная пресса с подобострастием зовет "визионерами", напыщенными и вредоносными дураками. простите, если кого чего

пик рилейтед:


уголок сумбура, внезапно, базис и надстройка

Previous post Next post
Up