по итогам поездки на соседний мир оформились кое-какие мысли; кое-что хотелось бы отдельно вывести, чтобы репортаж не перегружать, ну и просто может обсудить.
вот взять хотя бы Noize MC - я долго не мог понять, что меня в нем отталкивает, а на берегу азовского моря наконец-таки все сложилось в цельную картинку. К слову, удивительно, что NM стал одним из самых популярных отечественных рок-проектов за последние несколько лет, еще удивительнее та головокружительная стремительность, с которой он прошел путь из грязи в князи. Как по мне, так тут также сказалась и нарочита скандальная аура Нойза (взять хотя бы историю про Яга-фест, историю столь же отвратительную как и само мероприятие, но поведение Нойза тут уж никак не оправдать - не нравится формат акции - не участвуй, а то, иначе все это напоминает старую присказку про рыбу и детородный орган, а не борьбу за правду). ну скандалы-скандалами, но больше всего сбивает с толку тот пафос, с которым Иван себя подает - у меня уже было несколько возможностей в том убедиться, но выступление на Соседнем Мире все расставило по местам до щелчка.
во-первых, еще с показательного выступления на RAMP дико бесят сравнения Нойза с Кирпичами какого бы то ни было периода (хотя сам, каюсь, в давнишней рецензии на greatest hits volume №1 для какого-то московского журнала подобные параллели проводил, но это такая вот постыдная абберация близости, shame on me), ведь они из совершенно разных вселенных, я бы даже сказал, в чем-то противоположных. Не стоит отрицать - Нойз действительно выдающийся фристайлер, я бы даже сказал великолепный, но даже самое виртуозное словосплетение существует только в один отдельно взятый момент и вне его становится малоинтересным. Нойз Эмси песенник явно проигрывает Нойзу текстовику, самые хитроскрученные слова ложатся на слабую, вторичную и безнадежно скучную музыку. К тому же, у Нойза абсолютно беспомощный концертный состав, такого смехотворного зрелища я даже не припомню - команда статистов, превращающая старую историю (особенно учитывая, что первоначально все это рассказывалось вполне серьезно), про то, что первый коллектив Нойза говоряще назывался Рычаги Машин (не знаю почему, но мне вот до сих пор смешно) в какой-то совсем уж неприличный анекдот. Такой халтуры от состава заявленного хэдлайнера трехдневного фестиваля я уж никак не ожидал: вялое топтание на сцене, пошлые и не спасающие ситуации цитаты отовсюду: от Земфиры до Курта Клинта Манселла и настолько надутые щеки, что их даже со спины видно было.
Проблема также и в том, что уверенное позиционирование Нойза не чета зажигательной (само)иронии Васи Васина, в жизни так вообще скромняги-парня. Да и уровень юмора в песнях Нойза оставляет желать лучшего, равно как и условный индекс цитируемости, ну это так уж, чтобы покончить со сравнениями
Когда Ване нечего сказать, а это бывает нередко, он начинает материться, ну конечно, так оно легче рифмуется, но толку мало - звучит и выглядит все это крайне мерзко. Похоже, когда человек приходит к какому-то успеху слишком резким рывком, это порядком снимает крышу - на мерче NM сам Ваня изображен с обескураживающей короной над головой, да и сквозь концертное выступление вот эти "царские" понты тож прут со страшной силой.
Отдельная история - как Саша Еремин, организатор соседнего мира, диски раскладывал на инфоцентре, ну а я наблюдал просто, похмеляясь. К нам подходит женщина лет 45, интересуется пластинками Нойза, "мне для дочки нужно, ей нравится". Заботливую маму перепугала задняя обложка "greatest hits" (там где жопа и стриптизерши), поэтому она решилась на покупку двд с записью концерта в Точке. Тут подходит дочка ну явно не старше двенадцати лет и забирает подарок - с утроенной порцией матершины внутри (даже по сравнению с нецензурной студийкой). Но дело не столько в том, вы просто задумайтесь - двд с лайвом в точке, В ТОЧКЕ! ебаный стыд!111
Налицо тенденция выпустить разом все что только можно особо не заморачиваясь, ровно также как и никакой саундтрек к на редкость отвратительному (Леха К.,прости!) фильму Розыгрыш.
Наверное, в этом и причина столь ломовой популярности Нойза - при всем его бэкграунде и декларируемых ценностях (хотя и тут не без крайностей, со сцены СМ, Ваня заявил, что очень любит свою работу), он является прямым порождением российской поп-индустрии (посредством опыления, видимо) со всей ее беспощадностью. Такая манера да-нет, да пролазит повсюду: от подготовки к выступлению, до неумных понтов и банального трамвайного хамства.
Мне вот как-то в связи с этим вспомнился недавний гиг Dub FX, который приоткрыл дверцу в будущее (
в репортаже для Звуков я пытался как-то об этом рассказать, ну а смотря расписание тура Даба - повод поговорить о нем еще будет): так вот он тоже отлично импровизирует, сочиняя на ходу, но здесь важно, как ты дальше используешь это слово, что ты возведешь вокруг него? Нойз запихивает только что родившиеся конструкции в протухший формалин говно-альтернативного рока, а что касается Даба то, там действительно чувствуется, что это музыкант нового поколения, причем явно не великий, но крепкий и цельный - такой вот позвонок нового музыкального порядка вокруг которого потом наверняка еще что-то вырастет. Даб отличается ошеломляющей простотой и эффективностью: начиная от гонорара и мобильности, заканчивая схемой дистрибьюции, методом звукоизвлечения, да хотя бы отношением к своему творчеству. А вот Нойз, чтобы там не говорили, это явление прошлого века, рычаги машин, да. Вот, помнится, Шурик Горбачев писал, что, мол, такие артисты как Нойз должны собирать стадионы и не вылезать из телевизора - да кто бы сомневался! Успех Noize MC - это, безусловно, явление (равно также как и успех Налича, Сявы, Воронова и пр.), но явление не слишком лестно характеризующее наше время и пространство.