10 июня исполнилось 400 лет с момента первого (из трех) перенесения мощей святого Василия Рязанского.
Это был 1609 год, Смутное время, когда по центральной России уже больше двух лет бродили шайки "воров", подчиняющихся (а иногда и не подчиняющихся) "царю Димитрию" - Лжедмитрию II. В этих отрядах служили русские, украинские, белорусские, литовские и польские искатели удачи. Они уже раза два проходили через рязанские земли, грабили усадьбы бояр и причиняли вред населению...
В первый раз, когда движение было направлено против царя Василия Шуйского, а предводителем был "посол царя Димитрия" Иван Болотников, к нему присоединились даже рязанские дворяне во главе с Прокопием Ляпуновым. Но уже через несколько месяцев Ляпунов перешел на сторону центральной власти и с тех пор сражался против анархии, сколько мог. В 1608 году он получил серьезное ранение. В то же время рязанский отряд, попытавшийся освободить занятый "ворами" Зарайск, потерпел поражение и почти полностью погиб (холм в Зарайске над братской могилой существует и в наши дни). Многие жители Переяславля-Рязанского (так называлась нынешняя Рязань) и окрестных селений потеряли тогда родных.
Все эти неудачи и горести не могли не наложить отпечаток на массовое сознание и психологическое состояние народа. Дух людей надо было срочно поддержать.
И тогда рязанский архиерей Федорит вспомнил о святом, которого канонизировали полвека назад, в самом начале правления Ивана Грозного. Тогда близкий к придворным кругам книжник Ермолай (монашеское имя - Еразм) написал повесть о муромских святых, упомянув там об изгнании из Мурома епископа Василия, во время которого Муромская икона Божией Матери сотворила невиданное чудо. Состояло это чудо в том, что епископ, стоя на своей собственной одежде, за шесть часов проплыл по извилистой реке против течения около 400 километров и прибыл в Рязань.
"Вот какой небесный покровитель нам нужен", - решил Феодорит и заявил о том, что мощи (то есть останки) епископа Василия, захороненные во Владычной Слободе рядом с храмом Бориса и Глеба, будут перенесены в Кремль.
Тогдашняя Владычная слобода - это район, где сегодня проходят рязанские улицы Семнарская (в советские годы Каляева), Некрасова, Трубежная, Пожалостина и Павлова. Борисоглебская церковь стоит на улице Трубежной и сейчас. Вот с этого места 10 июня 1609 года и направился к кремлю крестный ход с гробом, в котором лежали кости Василия Рязанского.
Но кто такой был Василий Рязанский? Когда он жил? При какнонизации нового святого для него составили короткое житие, основываясь на литературном произведении Ермолая-Еразма. Впрочем, тот сам почти ничего не знал о святом. Не знал даже даты его смерти, а написал уклончиво: "Не в колика же времена бысть во граде Мураме епископ праведен именем Василие".
Из церковных записей и летописей известны два рязанских епископа с именем Василий. Один умер в 1295 году, второй упоминался между 1354 и 1360 годами.
В официальном "Житии епископа Василия" (составленном несколько позже канонизации) о годах, когда он жил, рассказывалось так:
"...по запустении града от неверных людей, и после благоверного князя Петра и благоверные княгини Февронии, тогда же многим летом минувшим прииде из Киева в Муром град благоверный князь Георгий Ярославич, и поставил себе двор в Муроме, такожде и бояре его и все купцы муромстии. Благоверный же князь Георгий первоначальную церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы обновил, и второй храм святых страстотерпцев такожде обновил, и епископа по-прежнему у их церкви устроил именем Василия, мужа праведна и благочестива».
Таким образом, по времени есть три "зацепки":
1. После "запустения от неверных людей".
2. После святых Петра и Февронии Муромских (но это не поможет, так как годы их жизни аналогично неизвестны).
3. При князе Георгии Ярославиче.
Но в Муроме было два князя Юрия (Георгия) Ярославича: один упоминается после 1248 года, второй - при его кончине в 1354 году. Первый мог быть современником первого епископа Василия, второй - второго.
Чуть позже в "Житии" есть еще такая зацепка: "Князь же рязанский Олег срете и со кресты, и тако пребысть мурамская епископья в Рязани; нарицает же ся и по днесь Борисоглебская".
Значит,
4. В Рязани в это время правил князь Олег.
Во времена первого Юрия Ярославича Муромского в Рязани княжил Олег Красный, умерший в 1258 году. Во времена второго Юрия Ярославича Муромского в Рязани княжил знаменитый Олег Иванович (наблюдавший со стороны за Куликовской битвой). Так что в жизни каждого епископа Василия могли быть и рязанские, и муромские кнзья с одинаковыми именами.
Церковные власти волевым решением признали, что канонизирован был епископ Василий, скончавшийся в 1295 году. Выходит, что когда он умирал, прошло почти 40 лет со времени его переселения из Мурома в Рязань (если переселился он при князе Олеге). Возможно, конечно, хотя и трудно представить...
В "Житие" попал рассказ об изгнании из Мурома, не дословно, но фактически переписанный из жития святого Иоанна Новгородского (о котором рассказывали, что он верхом на бесе летал в Иерусалим). Это лишний раз доказывает, что о жизни реального Василия известно было не так много.
Но факт, что могила епископа, находясь в пригородной слободе (не один раз сжигавшейся крымскими татарами), все время почиталась людьми и восстанавливалась вместе с каждым возрождением слободы, тоже о многом говорит. Что-то было в народной памяти о Василии такое, что оставило его имя в веках.
10 июня 1645 года впервые торжественно праздновалось перенесение мощей святителя Василия (то есть тот самый праздник 10 июля). В 1722-1723 годах при Петре I было велено проверить святость Василия, и церковная комиссия, некоторых других святых "разжаловавшая", рязанского епископа не тронула. Он получил право изображаться на иконах вместе с другими русскими святыми.
В 1918 году большевики позакрывали в Рязанском кремле все храмы. Верующие, чтобы не терять святыню, забрали мощи Василия и унесли их снова к Борисоглебской церкви - на то самое место, где епископ лежал до 1609 года.
В 1990-е годы мощи в третий раз перенесли. Снова в кремль.
Вчера состоялось торжественное празднование первого перенесения:
http://www.rzn.info/news/religion/30395/