Самый большой город северной Италии, Милан - это что-то совсем глобализированное. Город исторический, и в то же время общеевропейский, современный.
Чем Милан похож на Москву? Явно видимым богатством. Культурным пафосом (лучшие театры, дизайнерские салоны). Планировкой как в Москве - расходящиеся улицы и кольца, опоясывающие центр. Правда, замок герцогского рода Висконти-Сфорца расположен не в центре этих кругов, как Кремль в Москве, а сбоку. К замку я прежде всего и попал, так как ехал на метро со стороны автостанции Лампуньяно, которая располагается на северо-западе, у ипподрома.
Это каркасно-стеклянные выставочные залы "21-й век" перед Миланским замком.
Замок строился и перестраивался ровно столько, сколько существует город - с древнеримских времен. Во всех мыслимых и немыслимых войнах он страдал, снова реставрировался. Сейчас он выглядит так, каким оказался в XIX веке.
Вход в замок свободный, а на музейную экспозицию (где есть произведения жившего в городе Леонардо да Винчи) - платный.
Туристов много, причем при мне из иностранных языков преобладал не английский, как в Риме и Флоренции, а французский. Понятно: Франция близко.
К паре башен пристроены галереи. Внутри замка есть внутренние дворы - с бассейнами и без бассейнов.
От замка я направился к центру. Мне удалось увидеть и посетить две довольно похожие друг на друга средневековые церкви из красного камня - Сан-Марко (1270-х годов) и Санта-Мария дель Кармине (конец XV века).
Первая церковь датой своего освящения (1274) навела меня на воспоминания о том, что когда она достраивалась, на Руси проходил церковный собор, где уцелевшие образованные люди (то есть духовенство) пытались осознать, за какие такие грехи Бог наказал и привел на грань уничтожения народ. Они реально думали, что все пропало - лучшие воины были убиты Ордой, лучшие ремесленники уведены в рабство, из-за непомерных даней города и княжества были нищими и в течение 60 лет не смогли построить ни одного каменного здания. А в это время на Западе, как писал Пушкин в статье "О ничтожестве литературы русской" в 1834 году, "...образующееся Просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией..."
По дороге в центр удалось пройти еще мимо художественной академии Брера, у внешних стен которой выставлены на продажу работы современных миланских художников. И во двор академии заглянуть было интересно.
Милан - не только культурный, но и промышленный центр. И скопище компаний, имеющих производство в разных странах. И банковский узел. Кажется, в Милане и в Ломбардии вообще крутятся крупнейшие капиталы Италии. А начиналось все во время промышленной революции с кожевенной и швейной индустрии. Поэтому я встречал такие памятники: нитке с иголкой...
...швейной машинке сицилийской фирмы, имеющей по всему миру магазины мужской одежды.
Кстати, швейная машинка была придумана Бартелеми Тимонье в 1820-е годы. В 1829-м он получил на нее патент, а уже через два года рабочие, опасавшиеся, что распространение машин оставит их без работы, убили изобретателя и сожгли его мастерскую.
...Сегодня Милан еще считается одной из столиц западноевропейского дизайна. Я заглянул в один мебельный дизайн-салон и сфотографировал выставку чего-то домашне-офисного.
А вообще мне встретился однажды даже салон, торгующий вещами для дома, сделанными из нарочно оставленного неструганным дерева (там были напольные светильники на шершавых брусьях вместо ножек, комоды с неровными боковыми стенками).
...Чем ближе к центру, тем чаще встречаются афиши самого известного оперного театра мира - Ла Скала. В этом театре, не слишком уж и большом (потому что все-таки старенький, построен в XVIII веке), поют самые известные певцы мира, ставить там спектакли приглашают лучших режиссеров и т. д. Самый дешевый билет, как я увидел на одной афише - 69 евро.
Сам театр стоит рядом с центром города, на одном из центральных проспектов.
Он выглядит вот так:
От Ла Скалы мимо памятника Леонардо да Винчи (много лет прожившему в Милане) и через Королевскую торговую галерею можно пройти на центральную площадь перед Миланским собором.
Посередине площади стоит белокаменный собор.
Его начали строить в том самом году, когда в Переяславль-Рязанский пешком пришел радонежский игумен Сергий и стал мирить рязанского князя Олега с московским коллегой Дмитрием - в 1386-м.
Освятили алтарь недостроенного храма в 1417-м.
Но работы по возведению тех или иных частей продолжались еще до XIX века!
И вот он стоит, с огромным количеством фигур святых на фасаде... Пасху 1799 года здесь встречал Александр Суворов, пришедший с русским корпусом отбирать северную Италию у французов и отдавать австрийцам. Итальянцам от смены хозяев было не так уж много радости, но к русской армии они относились вроде бы неплохо. Чудной русский фельдмаршал маленького роста запомнился им тем, что учил все руководство города своему обычаю - обмениваться на Пасху подарками и целоваться.
В Милане есть и другие знаменитые храмы. Например, церковь Сан-Сепольхро ("Гроба Господня") XI века, откуда традиционно отправлялись в Палестину крестоносцы.
Ну не мог я туда не сходить :-)
К этой церкви пристроена позднее с левой стороны библиотека Амброзиана и выставочный зал, в котором я наткнулся на выставку икон русской провинции XVI-XIX веков под названием "Сокровища севера".
Вообще самый знаменитый святой Милана - Амвросий Медиоланский. В конце IV века Медиолан (так тогда назывался Милан) был некоторое время местопребыванием императорского двора Западной Римской империи. И однажды епископ города Амвросий (современные итальянцы зовут его Амброджо) не пустил в собор самого императора, узнав, что он жестоко расправился с жителями греческого города Фессалоники. Император Феодосий пошел в тот момент на попятную (то есть покаялся), и этот пример в средние века часто приводили для доказательства того, что в вопросах веры и этики церковное слово бывает сильнее императорского.
Кстати, в Восточной Римской империи через два десятка лет аналогичный конфликт Иоанна Златоуста с императрицей Евдоксией (отбиравшей имущество у подданных) привел не к покаянию императрицы, а к ссылке и смерти константинопольского патриарха.
Так Запад и Восток символически разошлись в политической практике.
Так вот, базилика святого Амвросия в Милане уцелела до наших времен. С IV века! Вокруг нее сейчас выстроен католический университет.
Италия - страна, в которой часто вспоминаешь, с чего начались многие важные процессы в современном мире.
Между прочим, она интересна не только своими большими городами. Сельская местность тоже интересно выглядит, и это можно
увидеть на фото.