Святое паломничество. Заморье. Страдание.

May 30, 2015 21:50

Первые крестоносцы, отправляясь в дальний путь в 1096 году, на следующую весну после Клермонского собора, не называли свое предприятие крестовым походом. Они еще не знали таких слов, этот термин появился примерно через 150 лет.
Эти зачинатели нового тренда говорили "я принял на себя крест" или "я иду в святое паломничество". Именно так они называли предприятие, ради которого бросали незасеянными поля (как бедные спутники Пьера Амьенского и Готье Неимущего) или продавали собственные замки (как Готфрид Бульонский) и закладывали герцогские короны (как Роберт Нормандский).


Многие из крестоносцев уже ходили в паломничества и раньше. К мощам Лионских мучеников, в монастырь святого Северина Норикского, к гробнице святого Иакова в Сантьяго-де-Компостелла, в Рим.
Основная масса путников, забивших европейские дороги в 1096 году, сначала не слишком сильно понимали разницу между походом в Сантьяго-де-Компостелла и Иерусалим: и там, и здесь требуются съестные припасы, теплая одежда на случай холода в горах, нужны деньги на дорожные покупки... Оружие? Но оно было нужно и в Европе, чтобы отбиваться от разбойников.
Это графы и бароны, отправляясь в путь со слугами и даже с охотничьими собаками (которым предстояло передохнуть в пустынях), с самого начала подумывали о захватах новых земель, об овладении сарацинскими городами. Большинство же простых пилигримов - хоть в кольчугах и с мечами, хоть босиком и с косами - просто шло совершить святое дело, посетить Иерусалим.
Ну и по дороге побить тех, кто нам противится. Иноверцев. Исчадий ада. Если бы в средневековье принято было для демонизации врага использовать современные штампы, крестоносцы обозвали бы их, например, "фашистами".
Когда в результате первого похода в Палестине и Сирии были образованы государства крестоносцев, когда они захватили порты Леванта, многие пилигримы стали туда не ходить (тем более что французский король Людовик VII на пешем пути потерял половиу войска, а германский император Фридрих Барбаросса вообще утонул в горной речке), а добираться на кораблях. Так для крестового похода появилось еще одно название "отправиться в Заморье (Outremer)".
Как только походы стали морскими, в них перестали принимать участие десятки тысяч крестьян - не было у бедняков денег на корабль. И для новых поколений сидящих в своих деревнях земледельцев Заморье стало какой-то волшебной страной, куда попасть весьма сложно, и только господа иногда возвращаются оттуда, причем часто израненые и все потерявшие. А иногда уходят и не возвращаются.
Французский король Людовик IX организовал два крестовых похода и в обоих сам принял участие (причем в одном попал в плен, а в другом подхватил смертельную инфекцию).


И вот, лично таская руками камни при возведении крепости в Кейсарии, он считал, что именно страдание помогает ему возвыситься и искупить грехи. Так что и пребывание в плену у султана, и предсмертное прощание в Тунисе - все это было не чем-то неприятным или позорным,а ступеньками в пути к раю. И что же? Многие воины стали думать так же, как и их король.
Садясь на корабль в Левант, удержать который уже не было надежды, многие называли своей целью "Пострадать за Христа".
Очень благочестивое стремление.
Взять оружие, отправиться в чужую страну и попытаться там порубить как можно больше людей, исповедующих иные взгляды, - при этом собираясь пострадать или умереть за святое дело.
Образец средневекового мышления.

война, крестоносцы, история, философия

Previous post Next post
Up