В 313 году император Константин, после междоусобных войн установив свою власть в западной половине Римской империи, издал в итальянском городе Медиолан (который сейчас называется Милан) эдикт, то есть указ, об уравнении христианства в правах с прочими религиями. Теперь государственные власти больше не должны были трогать христиан. Хотя буквально за 2-3 года до этого на них
устраивали гонения.
В конце мая 2013 года я стоял в Нише, родном городе императора Константина, на набережной у обелиска, посвященного
лабаруму - знаку, который Константин избрал своим знаменем.
Сзади меня была расположена крепость Ниша, построенная еще в римскую эпоху, а потом улучшавшаяся византийцами, сербами и турками.
Я стоял и вспоминал, что после этого эдикта происходило с обществом в империи.
Сначала 12 лет было полного равноправия всех религий. Число приверженцев христианства к моменту окончания гонений, по мнению некоторых ученых, в восточных провинциях превысила 1/3, а в западных провинциях 1/10.
Естественно, в народе началось движение:
- Христиан больше не трогают!
- Да, император им благоволит.
- Пойду и я к ним. У них все друг другу помогают, у них никто не умирает под забором.
...Через 12 лет стало ясно, что отношения переросли в нечто большее, чем покровительство. В 325 году Константин приказал собрать епископов со всей империи на совещание, где они должны были выработать единые догматы веры. Собор собрался в Никее и стал
Первым вселенским. Император Константин сам официально еще не был христианином, но начал делать все ради их организации.
В 324 году были запрещены общественные гадания. Обычно этим занимались языческие жрецы и жрицы, дар был нанесен по их доходам.
В 326 году началось сооружение за государственный счет христианских храмов. Первый такой храм родная мать императора
заложила в Иерусалиме.
Построенные храмы Константин одарил государственными доходами на сумму около 30 тысяч золотых солидов в год (бедняки в провинциях могли пропитаться на 1 солид несколько месяцев).
В 331 году были конфискованы золото и серебро из сокровищниц языческих храмов. Фактически это помогло Римской империи справиться с инфляцией монеты, наладив штамповку золотых солидов и медных нумм единого веса.
В 332 году епископам были даровано право быть судьями и право давать римское гражданство крестившимся иностранцам. А священников освободили от повинностей, налагаемых на городскую знать.
Движение перекинулось в верхние слои общества каждого города:
- Марцелл стал священником и больше не платит налоги. Стану-ка и я христианином и священником.
- У христиан после крещения надо еще подождать, чтобы стать священником.
- Я уже договорился с епископом, дам ему денег, меня возведут в сан быстро.
- Но вы, декурионы, и так не платите налогов.
- Это обычных налогов мы не платим. А если со всего города не хватает сборов, все недоимки заставляют платить нас! И часто это бывает больше, чем платят ремесленники. И детей наших тоже насильно записывают декурионами, не дают перейти в купцы или в военные. Вот теперь я стану священником и убегу от этой повинности!
Все чиновники побежали в церкви, и потом при всяком желании продвинуться по карьерной лестнице напоминали, что они общей веры с императором. Кроме этого, при Константине была основана новая столица - Константинополь, - и в ней создан свой сенат, альтернативный римскому. И если в римском христиан почти не было, то в этом сенате быть христианином стало правилом хорошего тона.
Как ни странно, рост численности христиан сокращало одно поверье, временно ставшее почти всеобщим. Граждане империи признавали такую очищающую силу крещения, что с ужасом спрашивали:
- А что же будет, если я после крещения опять буду грешить?
- На тебе опять появятся грехи, - пожимали плечами священники.
- А можно ли креститься второй раз, чтобы снова очиститься?
- Нет. Можно только сотворить метанию и эпитимию.
- А смоет ли это новые грехи?
- Ну... В зависимости от искренности раскаяния... И если Бог примет...
В результате многие знатные и богатые граждане стали откладывать крещение... до смерти.
Император Констанций II всюду возил за собой священника, чтобы тот мог в любой момент (если резко станет плохо) крестить господина.
А между тем силу империи подтачивала экономика. "Свободой Рим возрос, а рабством погублен", - написал Пушкин, и это было близко к истине. Во-первых, никто не хотел трудиться в поте лица и повышать производительность труда. Старались эксплуатировать рабов, но их было не так уж много: прошло время легких побед с захватами пленных, как во времена расширения империи. Рос процент иждивенцев по отношению к числу трудящихся: в городах с населением в 5 тысяч человек насчитывалось по 250-300 декурионов, то есть местных управленцев. Полевая армия составляла более 200 тысяч человек, а пограничная - еще больше, и всем надо было платить жалование, а через 20-25 лет службы обеспечивать каждого дожившего земельным участком. Между тем налоги постоянно росли, специальный налог золотом и серебром начали взыскивать со всех, кто что-нибудь продавал, то есть под него попали все ремесленники и крестьяне, бывающие на рынке. Толпы древних гопников слонялись по Риму и Константинополю, не собираясь ничего платить, и работать тоже, а только требуя бесплатных раздач хлеба и устроения бесплатных зрелищ - конских скачек, сражений гладиаторов с дикими зверями, театральных комических постановок. На это тоже уходили деньги.
За империю не хотели сражаться. Как в армии империи состояли служащие за деньги варварские вожди с дружинами, так и в армиях варваров, нападающих на римские границы, состояли умные римские советники (Посол Приск приводит аргументы одного из них: "У меня была обширная торговля в Виминации, в Мезии, и я был женат там, но война разрушила мое счастье... После того я стал гунном, и взяв все во внимание, мое настоящее положение могу считать даже лучше моего прошедшего").
Надо было сплачивать общество, и христианство стало главной ставкой императоров.
В 382 году император Грациан приказал вынести из римского сената статую языческой богини Виктории. В 384 году были разрушены
храм Артемиды Эфесской в Эфесе и храм Артемиды Гемеры в Ахее - два паломнических центра. В 391 году эдиктом Феодосия были запрещены жертвоприношения как в языческих храмах, так и в частных домах. В 394 году был потушен священный огонь богини Весты, за которым следили
специальные жрицы. После 394 года было запрещено
проведение Олимпийских игр.
Но всяческая поддержка христианства почему-то привела к раздорам. Например, из-за разных толкований догматов.
- Христос подобосущен Богу Отцу, - говорили последователи Ария.
- Не подобосущен, а единосущен Богу Отцу, - спорили с ними последователи Афанасия.
- Как-как вы сказали?! - переспрашивали епископы с запада, не знавшие греческого языка. - Мы прочитали перевод на латынь. "Субстанционен Богу"... Мы не можем понять разницы...
А между тем ариане и кафолики били друг друга на улицах Константинополя.
Еще когда в Римской империи религией большинства были языческие культы, большинству было как-то безразлично, какому богу молится и приносит жертвы сосед. Например, у каждой профессии были свои боги-покровители: у кузнецов - Гефест или Вулкан, у торговцев - Гермес или Меркурий. К тому же за помощью в любовных делах предсказуемо обращались к Венере, а за помощью в морских путешествиях к Нептуну, и глупо было бы уговаривать кого-то поступить наоборот. Да и вообще в этих богов с течением времени верили все меньше.
А вот христиане разных взглядов все время искренне старались переубедить друг друга. Они были максималистами, верили в единственно верную истину. Епископ Григорий Нисский
писал про своих прихожан: "Одни, вчера или позавчера оторвавшись от черной работы, вдруг стали профессорами богословия. Другие, кажется прислуги, не раз битые, сбежавшие от рабьей службы, с важностью философствуют о Непостижимом. Все полно этого рода людьми: улицы, рынки, площади, перекрестки. Это - торговцы платьем, денежные менялы, продавцы съестных припасов. Ты спросишь их об оболах, a они философствуют о Рожденном и Нерожденном. Хочешь узнать цену на хлеб, а они отвечают: "Отец больше Сына". Справишься: готова ли баня? Они говорят: "Сын произошел из не сущих". Часто из-за религиозных споров доходило до массовых драк, а когда государственная власть вставала чью-то сторону, побежденные противники бросали деревни и убегали куда-нибудь в горы, из-за чего сокращался сбор налогов.
Восточная часть империи в итоге выжила, западная развалилась.
Обвинение, что христианство, мол, виновато в падении Рима, возникло в среде оставшихся язычников еще в начале V века. Августину Гиппонскому пришлось писать сочинение
"О граде Божьем" и доказывать, что сила Рима - не в мифических богах, а в доблести граждан и силе легионов.
Вот-вот.
Как раз именно доблести граждан и не было. Жители империи не ощущали ее своей. Потому что она была императорская, а с них только сдирала налоги.