Гора Захара Беркута, август 2013 года

Oct 28, 2013 11:09


Тихое карпатское село Славське (по-русски Славское). Утро. Туман. 10 километров на электричке - и мы находимся в соседнем селе Тухля на берегу той же самой речки Опир. Тухольщина - древний край, где поселились славяне из племени белых хорватов. Судя по названию, они могли иметь какую-то родственную связь с балканскими хорватами, но в конце концов, все славяне так или иначе - родственники.
Церковь в Тухле похожа на церковь в Славском, словно сестра: обе строились на рубеже XIX и XX веков (тогда здесь была Австро-Венгерская империя), да и архитектор у обоих мог быть один и тот же.


Напротив тухольской церкви начинается подъем на гору Утище (на польских картах 1932 года она называется Путище) - высота ее то ли 831, то ли 845 метров. На вершине горы виднеется большая деревянная скульптура, сделанная довольно любительским способом и установленная еще в советское время. Уже в постсоветское время там же поставили антенну мобильной связи.
Дорога к горе ведет через реку. Мы ее перешли по подвесному пешеходному мосту.



По народным легендам, на этой горе был похоронен народный герой XIII века Захар Беркут. Естественно, легенда есть легенда. Вначале этот персонаж был известен по древним сказаниям только местным жителям, но когда известный украинский писатель Иван Франко опубликовал историческую повесть о нем, Беркута стали знать и как литературного героя.

Сюжет "Захара Беркута" Франко (по ней снят в советское время и одноименный художественный фильм) вкратце таков: в горы приезжает боярин, который хочет от имени князя поработить местных крестьян. Община горцев оказывает сопротивление. Между тем дочь боярина влюбляется в сына старейшины крестьян. Параллельно с востока приближается татарская орда Батыя. Когда один из отрядов захватчиков углубляется в горы, боярин решает им помочь. Горцы разоблачают боярина, а татар заманивают в ущелье, устраивают обвал горы и затопляют долину, где заперты враги, водами реки. Захар Беркут - это как раз и есть старейшина нескольких горных деревень.
В Тухле сейчас стоит резной деревянный памятник Беркуту и его сыновьям.


Дорог вверх на самом деле три. Вот я сфотографировал схему, стоявшую в Тухле в виде придорожного щита. С дороги Тухля - Головецько, обозначенной ниже на карте, на Утище поднимается первая тропинка. На карте ее нет, но в реальности я ее видел. Справа, напротив подвесного моста, в гору мимо отметки поднимается обозначенная на этой же карте точками дорога, по которой при желании пройдет даже автомобиль (внедорожник). По этой дороге мы потом спускались.


Но вверх мы шли третьим путем - тропинкой, обозначенной только на польской карте 1932 года. А именно она, как нам показалось, является кратчайшим путем на вершину. Ну и, конечно, путь этот довольно крут по перепаду высот.
Время от времени на этом пути тоже видны остатки старой дороги.


В ходе подъема окрестные склоны становятся все круче.


В конце концов остался последний бросок через небольшой лесочек (когда на улице +30 градусов и ветра практически нет, а солнце есть, лесочек сильно помогает тенью). Там справа была большая дорога, но она огибала гору, и мы решили пожертвовать мышцами ног, но зато срезать путь и выиграть время.


И вот, наконец, мы наверху. Под нами - село Тухля, из которого мы вышли:


Лицо статуи смотрело на нас довольно сурово. Алексей Малявский прокричал на все Карпатские горы некий древнерусский клич.



Мы отдохнули и засобирались вниз. На прощание я пофотографировал во все стороны. На юго-восток - где дорога на Лыбохору - открывался величественный вид.


С юго-западной стороны Утища (Путища?) открывается вид на Макивку - гору высотой 958 метров. Эта гора имеет для Украины не столько географическое, сколько историческое значение.


Здесь, можно сказать, в начале XX столетия приняли боевое крещение впервые после полутора веков перерыва украинские военные подразделения. Если вспомнить историю, в XVIII веке Екатерина II ликвидировала самостоятельность Запорожской Сечи, и дальше украинцы просто служили в армиях разных стран, но носили их военную форму, да и команды им отдавали на других языках. А вот во время Первой мировой войны австро-венгерские власти решили создать из украинцев, живших в Галиции, национальные батальоны сечевых стрельцов. И на горе Макивка (по-русски - Маковка) весной 1915 года они вступили в свой первый бой. Атаковала гору пехота российской императорской армии - и в ее рядах тоже были украинцы, только с Кубани. Тяжелые бои шли больше недели, и наступающие гору все же взяли - до следующего немецко-австрийского наступления, когда высоту пришлось оставить. Теперь там военный мемориал Первой мировой.
А вот вид от Захара Беркута на север. Там виднеется железнодорожный мост. Это путь, по которому электрички и поезда идут в сторону Сколе (райцентра) и Львова.


Еще один вид в другую сторону.  Просеки в лесах - признак того, что с этой вершины зимой катаются на горных лыжах.


При спуске мы выбрали ту самую большую дорогу. Правда, она оказалась неровная и каменистая. И все же внедорожники тут проезжают, мы видели следы колес. При взгляде назад (вверх) дорога выглядит так:


Лесочком идти по-прежнему предпочтительнее. Тем более что в лесочке попадается ежевика.


По дороге нам встречались дикие горные яблоки. Мы дегустировали - они не сладкие, но и не кислые. Скорее всего, когда-то на этом месте стояла усадьба, потом ее по каким-то причинам ликвидировали (война? репрессии? обычное сокращение сельского населения?), а яблони остались. Потому что стоят фруктовые деревья подозрительно по одной линии.


Село Тухля уже рядом. Дорога идет направо и выходит к берегу напротив лесопилки.


Снова переходим речку по подвесному мостику, но теперь уже по другому.


Фактически наш поход закончился у колодца, на котором гордо написано, что когда-то воду из него пил сам знаменитый украинский писатель Иван Франко.


Карпаты, лето, Украина, путешествие

Previous post Next post
Up