900 лет назад: возвращение игумена Даниила

Feb 04, 2012 23:56

Игумен Даниил Черниговский - первый достоверно известный русский паломник в Палестине. Наверняка, кто-то плавал туда и до него, поскольку Даниил прибыл не один, а "с дружиной", среди которой были киевские и новгородские купцы. Он познакомился с королем крестоносцев, а также установил неплохие отношения с вождями арабов. О своем путешествии игумен оставил средневековую книжечку с описанием посещенных мест. До нас она дошла в нескольких списках.
Российский художник Мошков изобразил Даниила на картине (слева). А справа - рисунок типичного русского паломника в Иерусалиме в более позднее время.



Сам Даниил не написал, в каких именно годах он был на Святой земле, но есть некоторые его оговорки, которые позволяют немного уточнить даты. Путешественник говорит, что в Иерусалиме правил "князь Балдвинъ", то есть король крестоносцев Болдуин (Балдуин) I. В то же время на Руси был еще жив киевский князь Святополк Изяславич, то есть дело было точно до 1113 года. Но крепость Акра была уже в руках крестоносцев ("ныне же фрязи держать"), то есть 1104 год уже был позади. Так что это и есть возможный временной промежуток: между 1104 и 1112 годами. Автор пишет, что всего пробыл в Святой земле два года.
Я перечитал странички "Хожения игумена Даниила", решив проиллюстрировать их своими фотографиями 2009 года. Многое совпало совершенно.

1. "Входятъ в святый градъ Иерусалимъ вси людие съ радостию великою враты, сущими близъ дома Давыдова..." (Яффские ворота). Действительно, ворота эти расположены "близ" цитадели, принимавшейся паломниками за дворец Давида.



2. "Есть церкви Воскресения Господня: всяка образом кругло создана, столповъ имать 12 обьлыхъ... мощена же досками морморяными красно... Верхъ же церковный не до конца сведенъ каменемъ. Под тымъ самымъ верхомъ непокрытымъ Гробъ Господень..." (Храм Гроба Господня).
Вот этот самый "верх непокрытый", он есть и сегодня.



3. "А оттуда есть до столпа Давыдова  и до дому 200 саженъ... Дивенъ есть столп-отъ, великим камением сделанъ высоко вельми, на 4 углы созданъ... двери же имать 5-ры железны, и степеней имать 200, по нима же взити горе. И жита в немъ бесчисла лежитъ" (Цитадель Иерусалима, носившая в средневековье название "крепость царя Давида", "столп Давидов" и т.п).



4. "А отъ Воскресения Христова до Святаа Святыхъ есть вдалее, яко дважды дострелити можеть. Есть церкви Святая Святыхъ  дивно и хитро создана мусиею издну, и красота ея несказанна есть, кругла образомъ создана... Верхъ побиенъ есть былъ медию позлащеною...  А сиа церкви нынешняя создана есть отъ старейшины сарациньскаго, именем Аморъ..." (Мечеть Омара, которую крестоносцы превратили на 78 лет в церковь Святая Святых).


5. "Гепсиманиа же есть село, идеже есть гробъ святыя Богородица близъ Иерусалима на потоце Кидарьстемъ... и есть отъ Иерусалима  меж востока летнимъ и зимнымъ... От Гепсимании полести есть на гору Елеонскую высоко вельми, яко может на ню трижды встрелити едва..." (Гефсимания и подъем на Елеонскую гору). Что же, я поверю, что лучник действительно может выстрелить, потом подняться к месту падения стрелы, поднять, выстрелить вторично, а потом повторить все это третий раз, пока стрела окажется на вершине.



6. "Иордань же река течетъ быстро, бреги же имать обонъ полъ прикруть, а отсуду пологы. Вода же мутна велми и сладка пити, и несть сыти пиюще воду ту святую; ни с нея болеть, ни пакости во чреве человеку... Вглубле же есть 4 саженъ, яко же измерихъ и искусихъ самъ собою" (Река Иордан). Это уже из галилейской части записок. Был Даниил на Иордане по крайней мере в трех местах: рядом с Иерихоном, около Гефсиманского озера, а также у истоков.


7. "Море же Содомьское мрьтво есть, не имать въ себе никакоже животна, ни рыбы, ни рака, ни сколии... Изходитъ бо изъ дна моря того смола чермная верху воды тоя и лежитъ по брегу тому смола та много" (Дорога к Мертвому морю, Мертвое море и лечебные грязи на берегу).  Во времена Даниила никто не знал, что "смолою многою" можно лечиться - наоборот, местные жители предсказывали, что Даниил заболеет "от смрада того". И он не стал купаться в Мертвом море.



8. "Сионъ же гора есть велика и высока есть, отъ юга лиць... А ныне Сионъ гора вне стены градныя есть... И ту есть былъ домъ Иоанна Богословца на горе Сионьстей, и на томъ месте создана была церква велика клетьски..." (Гора Сион за стенами города).    


9. "Опочивше добре нощь ту, и заутра вставше рано, идохомъ к Вифлеему. Старейшина бо сарациньский самъ со оружием проводи ны олне до Вифлеема..." (Дорога на Вифлеем). Интересно, что хотя христиане с мусульманами в Палестине уже вели постоянную войну, крестоносцы завоевывали новые земли, а арабы оборонялись, старейшина сарацинов из соседнего поселка все-таки даже не попытался враждебно отнестись к гостям из Руси. Но знал, что другие могут так отнестись - поэтому пошел и проводил.


10. "А отъ Тарсуфа до Кесария суть версты 24, все подле море ити. Въ той же Кесарии святый Петръ апостолъ крестилъ Корнилия. Ту же есть близъ гора, двою версту вдалее отъ града того на полудне лиц..." (Кейсария, старый город и крепость)



11. "Тивириадьское есть море обиходчиво, яко озеро, и вода его сладка зело, и несть сыти пиюще воду ту... Рыбы же въ немъ много зело, и ту есть рыба едина, дивна и чюдна зело, и ту рыбу Христос любил ясти" (Киннерет, он же Галилейское озеро, он же Тивериадское озеро. Жареная "рыба апостола Петра").



12. "А отъ Капернаума до Карьмильския горы есть верст 6. И въ той горе святый пророкъ Илиа жилъ есть в пещере... И есть гора та Кармильскаа высока вельми, и море близъ горы тоя..." (Гора Кармил). На вершине горы, кстати, и сегодня стоит памятник пророку Илии - на берегу потока Киссон, где он устроил массакру.


13. "Фаворьская же гора чюдно и дивно, и несказанно, и красно уродилася есть отъ Бога... есть посреди поля того краснаго, якоже стогъ кругло... и есть кроме всехъ горъ подале... И есть по всей горе Фаворьсте росло древо всякое: смоковъ, рожьци и масличие много зело... Едва бо на ню възлезохомъ отъ 3-го часа до 9-го часа, борзо идуще... И ту есть церкви добра создана на месте томъ во имя Преображениа" (Гора Фавор, собор Преображения). Действительно, и сегодня Фавор может издалека показаться стогом.    



14. "Есть град-отъ Акра великъ велми и твердъ зданиемъ, и лимень добръ подъ градомъ темъ есть; и то градъ есть срациньский, ныне же фрязи держатъ" (Город Акко, он же Акра, с портом). Сегодня в Акко большинство населения по-прежнему составляют мусульмане, а входит он в состав признанных ООН территорий Израиля.


15. "Древеса овощная безъ числа ту суть всяка: смокви, орешие, и рожци, масличие, яко дубравы, яко леси суть по всей земли той около Самария, по краемъ нивы многоплодовиты..." (Самарийские горы).



В первом русском путеводителе есть еще одно место, где чувствуется неподдельный восторг местным сельским хозяйством:
"И ныне по истинне есть земля та Богомъ обетованна и благословенна есть отъ Бога всемъ добромъ: пшеницею, и виномъ, и масломъ, и всякимъ овощомъ обильна есть зело, и скотомъ умножена есть... Суть же и виноградие многи по пригориемъ темъ, и древеса много овощная стоятъ бесчисла... и яблони, и черешни, инородия и всякий овощь есть ту..."
Увы, шедшие затем на протяжении почти 200 лет (до 1291 года) войны между крестоносцами и мусульманами принесли разорение всей Палестине. Только в XX веке она снова стала покрываться садами и рощами.
Интересно, что заканчивает игумен Даниил свое повествование заверением, что те, кто читает его путешествие, как будто бы сам сходил в такое же паломничество: "...примуть мзду отъ Бога равно с ходившими места си святаа".

христианство, Иерусалим, юбилей, история, цитаты, Израиль

Previous post Next post
Up