Успехи и провалы кинопроката

Jul 05, 2011 09:38

Российский кинопром вроде бы возродился после падения в конце XX века. Если с 1994 по 1999 было снято всего 183 отечественных полнометражных картины, то в 2006-2009 годах снималось уже в среднем по 100 фильмов в год для кинотеатров и столько же - для телевидения. Причем если вспомнить о телесериалах и посчитать количество серий, то выясняется, что одни только российские кинокомпании производят сейчас игровой продукции больше, чем в 1980 году весь СССР вместе взятый.
Но в последние два года пошло небольшое падение. Во-первых, сказался финансовый кризис 2009 года. Во-вторых, продюсеры увидели, что все больше и больше отечественных фильмов не окупается. Буквально за последнее время так и не "отбили" затраты на производство "Тарас Бульба", "1612" (редкостная хрень по мотивам отечественной истории XVII века), "Волкодав". С прибылью меньше 10% окупился "Адмиралъ". Причем чем масштабнее фильм задумывается, чем больше его пиарят, тем вернее он не окупается. 
В 2010 году вышли два грандиозных фильма, в которые были вложены государственные средства и которые поддержали все СМИ страны, какие только можно. И что же?
"Утомленные солнцем-2. Предстояние" - затраты на уровне 33 миллионов евро, сборы в России чуть более 217 миллионов рублей. Несмотря на невиданную пиар-кампанию, сходили посмотреть блокбастер всего 1 миллион 140 тысяч человек.
"Брестская крепость" (Россия - Беларусь): 225 миллионов рублей затрат, 135,5 миллионов рублей сборов в России (750 тысяч зрителей) и раз в двадцать меньше в Украине. В Беларуси сборы вообще символические, как и те цены, по которым людей приглашали на картину бесплатно.  
А ведь коммерческий неуспех - это итоги зрительского голосования. Голосования рублем.
Куда же подевались успехи такого же патриотического "Турецкого гамбита" (2005 год, 18,5 миллионов долларов сборов при 4 миллионах долларов затрат)? Или "Ночного дозора" (2004 год, 33,9 миллиона долларов сборов при 4,2 миллионах долларов на производство)?
Думаете, вообще зритель не любит отечественное кино? Да нет, успехи в 2010 году были. К примеру, картина "Выкрутасы" - сказка про детскую футбольную команду из провинции - собрала в прокате больше 12 миллионов долларов. И произошло это без особенного излишнего пиара. Я сам смотрел "Выкрутасы" в кинотеатре - и зал был почти полный. Так же без лишнего шума сборник новелл "Елки" собрал еще больше - 22,7 миллиона баксов. При совершенно невысоких затратах.
...
Кинопрокатчики говорят, что они знают причины. Я их объяснениям во многом верю. Кинотеатры, по их данным, более-менее регулярно посещают лишь россияне в возрасте от 15 до 26 лет. И кинопоход для этих людей является не способом получения информации для размышления, а чем-то вроде похода в театр для их родителей - то есть культурным выходом в свет. Но пойти на светское мероприятие (с подругой, другом, с попкорном, с пивом) - и получить с экрана полтора-два часа "нас возвышающей" агитации? Не комильфо, с точки зрения ценностей этой группы населения. Даже если в первые дни кто-то пойдет, то потом ведь всем друзьям расскажет, как оно там, - и...

кино, пропаганда, общество

Previous post Next post
Up