70 лет назад: правда о войне

Jun 21, 2011 13:35

Осенью 2009 года в Крыму, в городе Саки скончался почетный гражданин города, ветеран Великой Отечественной войны, партизан Нури Халилов. Корреспондент издательства "Яуза" (Россия) успел записать воспоминания ветерана (полностью лежат здесь, есть даже аудиозапись).
Рассказ Нури Куртсеидовича (он на левом фото) о начале войны в 1941 году - это правда о Великой Отечественной, которую не показывают ни в одном из "исторических" художественных фильмов, заполонивших телеэфир.

До войны в Белорусской ССР
"...К нашему командиру полка приходили местные коммунисты и бывшие подпольщики, говорили: "Пришли нам агитатора, который мог бы местному населению рассказать о колхозах". А тогда уже к 1940 году там стали образовывать колхозы, вот я и выступал перед крестьянами. Знаете, они были очень грамотные, знали о нас и колхозе больше, чем мы сами. Обычно отправляли в деревни. Куда надо было идти по лесу километров 4-5, рядом шел как проводник подпольщик или коммунист, который здесь до нашего прихода боролся за Советскую власть. Я сначала делал выступление, а потом местные жители вопросы задавали, и такие сложные, должен сказать. К примеру, задают вопрос: "Вся земля по Конституции СССР принадлежит крестьянам. Но вы же у крестьян землю отобрали и сделали колхозы? Как это можно?"
...Еще посылали в школы организовывать комсомольскую организацию. Вечером в школах собирали молодежь, и я перед ними выступал, рассказывал о комсомоле, о героизме молодых ребят. Некоторые соглашались, но некоторые говорили: "Нет, я в комсомол не вступлю, мне не надо ваш комсомол, он отнимает мою свободу!" Несколько раз так выступал в школах, при чем собрания были очень горячие, я даже боялся, что меня ударят..."
Перед самой войной
"...17 июня пришел приказ выступить из района Слонима к государственной границе...
Проехали севернее Бреста, в лесочке остановились, на той стороне фашисты, здесь мы. Расположились лагерем, поставили палатки и сделали летний клуб, деревья некоторые вырубили, по сторонам же повесили большие, 1 метр на 1,5 метра, портреты Ленина, Сталина, Кагановича, Молотова, они были сделаны на белом фоне. Еще по дороге стали замечать, что везде лежат снаряды, бомбы, винтовки и автоматы, кучами сложены, в лесу снова видели. Наверное, я думаю, наши готовились обороняться. Перед началом войны, где-то за полтора дня, нас построили, и перед нашей дивизией выступил генерал армии Павлов, ростом невысокий, полненький такой, но грозный, он сказал: "Вашу мать! Вы думаете, что будет война? Никакой войны не будет! Я проверяю свои танки, пехоту, авиацию, а теперь до вас добрался! Не прекратите разговорчики, прогоню по такой жаре до Минска и обратно!" и еще матом выругался.
21 июня вечером в летнем клубе с помощью специальной клубной машины мы показали кинокартину "Цена жизни" (после она называлась "Мужество") о том, как на афганской границе летчик шпионов ловил..."
Начало войны
..."В 3.45, - у меня часы были на руке, я время заметил, - инструктор по пропаганде полка майор Врадий пришел к нам в палатку, разбудил нас и говорит: "Нури, началась война!"
Как так?! Мы оделись, поднялись на возвышенность у расположения и увидели, что Брест горит, деревни горят, все крыши же соломенные, стены деревянные, немцам достаточно было одну зажигательную бомбу пустить, как все гореть начинало. Я видел, что в первый день войны через Брест на Минск в небе прошли 120 немецких бомбардировщиков в первой волне, и истребители сопровождения, все кругом стало черным, нам стрелять по немецким самолетам запретили, но один зенитчик из 77-го полка не выдержал, выстрелил, подбил один бомбардировщик. За это его наказали сильно, за то, что демаскировал позицию. Через час пошли во второй волне 92 самолета, в третьей - более 30. Потом уже, мы стоим в лесочке, дорога идет на Брест, там бои идут, от наших позиций же все хорошо просматривается...
...Нас сразу после начала войны оттянули глубже в лес, солдатам некуда деваться, приказов нет, душа горит, что делать. И только уже в 12.17 выступил Молотов, он рассказал, что немецкие войска внезапно, без объявления войны напали на нашу страну, бомбили Киев, Ленинград, Севастополь. И последняя фраза у него была: "Победа будет за нами!" К 17 часам появился полковой комиссар Ракитин и с ним еще какой-то командир. Они вывели нас вдоль дороги, построили у обочины, целая дивизия, там и артиллерия полковая, минометы. Выдали сухарей и по 100 граммов колбасы каждому, а также выдали новую форму: до сих пор держали в старой форме, мы все как чучела были. У бойцов в основном были старые русские винтовки, длинные-длинные, а мне дали гранаты и пистолет ТТ с 16 патронами к нему, я возмутился: "Как же я этим буду воевать?" Ответ был: "Ничего, отвоюешь!" И затем пришел комиссар какой-то и одну обойму забрал, у меня осталось всего 8 патронов, как воевать?! Комиссар посоветовал гранаты кидать. К вечеру мимо нас походным маршем пошла немецкая колонна в сторону Минска, и мы дали бой вдоль дороги из лесочков. В первые минуты мы здорово немцев побили, они оказались застигнуты врасплох, хорошо побили и танки, и пушки, и солдат. Мне даже казалось, что если так пойдет, мы обязательно победим, но потом немцы спрыгнули с машин, опомнились и начали стрелять по нам, вызвали авиацию, нас стали сильно бомбить, а немецкая пехота как раз установила чешские пулеметы "Шкода" с рожком вверху, начала очень метко по нам бить.
К счастью, немцы ночью не воевали, часам к восьми вечера бой затих, но очень многих побили. Из нашего полка осталось 11 человек в живых..."

Если кто-то прочтет воспоминания ветерана полностью, то узнает, как с самолетов сбрасывали над лесами пачки сливочного масла, а немецкий офицер-интеллигент тайком рассказывал сотрудничавшим с партизанами жителям, кто из соседей написал на них донос оккупантам.

ссылки, война, СССР, Вторая мировая, юбилей

Previous post Next post
Up