Трудно быть богом!

Mar 22, 2011 20:50


Повесть Стругацких еще раз превращают в фильм. Кино Алексея Германа должно выйти в 2012 году. В главной роли Леонид Ярмольник.
 
 

В новом фильме все более прозаично, менее романтично, везде все жгут и сваливают трупы. Да и сам кинофильм режиссер хочет назвать "Хроники арканарской резни".
Впрочем, в германо-польско-советском фильме 1989-го резни тоже хватало, только времени она на экране занимала не так много. Покажут два кадра - и хватит... 

 

Однако и старый и новый фильмы отсылают к повести, ставя на передний план один ее вопрос. Могут ли представители более высокоразвитой цивилизация насильно "учить жить" людей низкоразвитой?
Если быть точнее, то не "могут ли" (конечно, могут!), а "должны ли"?
Если в Арканаре такие законы, если там принято пытать людей, душить их, резать, прокалывать остриями - то разрешено ли, используя новейшее лучевое оружие и "летающих драконов" (вертолеты), останавливать и менять естественный ход истории?
Как только этот вопрос задается - так всё... Мы из фантастики сразу попадаем в реальный современный мир.

В истории человечества очень часто некое общество начинало мнить себя выше остальных. Иногда это бывало по религиозным причинам: типа, "мы" избранные, а "они" - нет. Великое арабское завоевание Передней Азии в середине VIII века... Движение многотысячных толп крестоносцев на арабский восток в самом конце XI века... Причем, если задуматься о тогдашнем соотношении уровня жизни, техники и культуры, никакого перевеса "избранных" вовсе не наблюдалось. Скорее наоборот. Это "наводителям порядка" было чему учиться и что перенимать.
Но бывали времена и ситуации, когда научно-технический и интеллектуальный разрыв явно наблюдался. Европейские колонизаторы в XIX веке, подчиняя себе страну за страной, были уверены, что несут в Африку и Азию прежде всего цивилизацию, "порядок", книги, электричество, промышленность. А а уж потом, "по горькой необходимости", - ограбление местных царьков и расстрелы их мятежных подданных. Это философия Редьярда Киплинга ("бремя белого человека"), и она до сих пор живет в умах. В ответ африканцы, например, породили учение мау-мау, которую можно описать так: убей европейца, съешь его - и будет тебе счастье.
Итак, аргументы разума и исторического опыта - аргументы за невмешательство.
Но что происходит в последние десятилетия?
В 1979 году вьетнамские войска, вступив в Камбоджу (тогда она называлась Кампучией), загнали в леса "Брата № 1" Пол Пота, режим которого умудрился за три с половиной года правления убить то ли 900 тысяч, то ли 1 миллион 700 тысяч человек (оценки разнятся). Расстреливали без суда за то, что не так держишь в руке мотыгу, что знаешь иностранный язык, что носишь очки. Все это делалось "во имя перевоспитания". Вьетнамцы ввели армию и прекратили все это. Было проведено расследование, собраны фотодокументы, вскрыты тысячи свежих братских могил. Из человеческих черепов громоздили  причудливые "холмы", выкладывали"площади"...

 

Вьетнамское вмешательство вообще не имело никакой санкции ООН. Можно ли считать ли эту войну несправедливой, раз вьетнамы в ходе ее стреляли из орудий по селам и городам, и успели убить какое-то количество мирных людей? Или стоит пожалеть, что Вьетнам не сделал того, что сделал,  тремя годами раньше?
А вот времена еще ближе к нам. 1994 год.
В этом году находящиеся в африканской стране Руанда войска миротворческого контингента ООН так и не решились выйти за рамки своего "наблюдательского мандата". Они не помешали расправе над народом тутси. Ополчение народа хуту с участием госчиновников резало своих "извечных врагов", а также их жен, детей и стариков - практически на глазах иностранных солдат. Из солдат тоже убили 10 бельгийцев. Поубивали, вроде, от 400 до 700 тысяч человек. Еще примерно столько же сбежало в чужие края, бросив все.

 

"Но это внутреннее дело Руанды", - говорили тогда.
Потом организаторов бойни судили где-то в Танзании. А людей уже не воскресить.
Румата Эсторский в повести Стругацких выбрал аргументы не "от разума", а "от сердца". Он взял лучевое оружие и повел остаток недобитых повстанцев на Арканар.
И чем все кончилось?
Свои - бдительным оком сверху - заметили. И остановили.
В конце повести уже на Земле его жалеют и лечат от склонности к агрессии.

P.S. Здесь не было ни слова про Ливию.

война, кино, жертвы, мнение, равнодушие, философия

Previous post Next post
Up