Классика: Чайковский, балет "Лебединое озеро"

May 24, 2010 03:01

Вспоминая фильм "Империя наносит ответный удар", я не мог не вспомнить "ту самую" музыку (ее оригинальное название - "Imperial March"), которая сейчас настолько четко идентифицируется со "Звездными войнами" (сериалом в целом), что стоит только упомянуть, что в фильме "Звездные войны" ее не было, люди очень удивляются. А она появилась именно в фильме "Империя наносит ответный удар".

Теперь - обратно к Чайковскому, "Лебединое озеро".

Почему именно "обратно"? Потому, что "Имперский марш" - это вариации на тему "Лебединого озера" и есть, причем первым это заметил даже не я, а cugel (когда-то мы даже находили на YouTube ролик с нарезкой из TESB под музыку "Лебединого озера").

Итак, "Лебединое озеро", классический балет Петра Ильича Чайковского.

Увертюра к балету:

image Click to view



Пожалуй, самая "сигнатурная" вещь всего балета - "танец маленьких лебедей" (Pas de Quatre Petite Cygnes):

image Click to view



Необходимое замечание:
"Классическим" балет "Лебединое озеро" стал лишь через 18 лет со дня премьеры, когда для постановки в Мариинском театре он был серьезно переработан Мариусом Петипа и Львом Ивановым. Именно в редакции Петипа-Иванова балет стал именно таким, каким его знает весь мир.
Вот такие извилистые пути бывают у "классики".

Так почему же "Лебединое озеро" - это классика, классика и еще раз классика?

Ответ прост.

Вспомните, какая картинка приходит вам в голову в ответ на слово "балерина"?
Правильно, - балерина в балетной "пачке". А "пачка" эта своим появлением обязана именно "Лебединому озеру". До появления этого балета балерин представляли, скорее, в балетных платьях с длинной юбкой а-ля "Жизель" или "Сильфида".

Идем дальше.

Если критерием исполнительского мастерства у инструменталистов является исполнение "Полета шмеля" из оперы Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане" (правда, некоторые задроты явно будут аргументировать за "24 каприза" Паганини как произведение, написанное специально для того, чтобы "меряться" скоростью его исполнения, но кто же их слушает!!! :))) ), то у балерин это - "32 fouettes" из "Лебединого озера" (по крайней мере, на взгляд непрофессионала уж точно).

"32 fouettes" в исполнении звезды балета Джиллиан Мерфи:

image Click to view



"32 fouettes" в исполнении нашей суперзвезды балета, Ульяны Лопаткиной:

image Click to view



Более того, зачастую первое, что приходит человеку на ум при слове "балет" - это вот именно этот момент, "32 фуэте" (подробнее о "32 фуэте" расскажу немного позже ;) ).

Ну, и еще, пожалуй, стоит добавить, что в отличие от той же "Жизели", на которую девушек из приличных семей не отпускали ;))), "Лебединое озеро" является балетом "для всех возрастов".
"Ерунда", скажете вы? А вот и нет!
Всегда и везде должен быть репертуар "для всех возрастов и всех поколений", произведения "вне времени" и "на все времена", и "Лебединое озеро" - неотъемлемая часть такого репертуара и именно такое произведение.

Про сюжетную часть скажу только чуть-чуть (если кому интересно, можно почитать либретто). С одной стороны, она не несет большой смысловой нагрузки - принц Зигфрид явно позаимствован из древнегерманского эпоса (аллюзии на творчество Вагнера налицо), но зато дает необходимый простор для фантазии и фон для развития драматизма необходимой глубины.

Кстати, по одной из версий прообразом озера для балета стало озеро в окрестностях известного своей сказочностью Баварского замка Neuschwanstein, ну и, соответственно, прообразом замка стал сам Нойшванштайн, что вполне соответствует тематике.

Осталось добавить, что сейчас "Лебединое озеро" является одной из ключевых постановок в любом балетном театре, а роли Зигфрида и Одетты для артистов балета столь же желанны и значимы, как роль Гамлета для актера любого театра.

И все это - благодаря Чайковскому и его "Лебединому озеру".
И этой чудесной музыке...

classical, music, ballet

Previous post Next post
Up