Согласно преданию, князь Юрий (он же Георгий) Всеволодович, основавший Нижний Новгород, прибыв на озеро Светлояр, восхитился его красотой и основал на его берегу град Большой Китеж (а Малым Китежем был Городец, расположенный неподалёку).
Вот и решили мы вслед за князем поехать на легендарное озеро.
Но сначала заехали в село Владимирское, что в 5 км. от озера. Раньше, до XVII века, село называлось Люнда, по названию реки, что здесь протекает.
Люнда - слово марийское. Собственно, марийцы здесь, в Заволжье, исторически и обитали. Они, как и мордва, жившая в месте, где был образован Нижний Новгород, относятся к финно-угорской группе.
Село хоть и небольшое, но в нём два музея. Один музей можно назвать краеведческим, также в нём экспозиция, посвящённая Китежу.
Второй... Я нарушу хронологию и начну рассказ со второго музея.
Называется он Музей керамики «Град светлый».
Музей основала Людмила Николаевна Жебель, жительница села, переехавшая сюда вместе с сыном из Латвии (из Риги) в 1992 году.
Открыла она гончарную мастерскую, а потом и сын подтянулся.
Экскурсию проводит сама Людмила Николаевна, и оттого вдвойне интересней.
Практически все изделия в музее сделаны из белой Дивеевской глины. А Дивеево - это тут же, рядом. В Нижегородской области. Благолепное место.
Первый зал посвящён в основном русской мифологии.
И не только ей.
Второй зал - христианские иконы, лики, фигуры святых...
Серафим Саровский
Третий зал самый маленький, но сколько в нём всего. Разного и интересного.
Это и выставка национального костюма
И разные виды керамических изделий традиционных промыслов
И фигурки разных религий
Но больше всего своей необычностью притягивает взгляд кристаллическая глазурь.
Ею занимается сын Людмилы Николаевны, Мартин Анатольевич Жебель. Он не имеет художественного образования, однако уже с ранних лет помогал отцу в мастерской (а отец был членом союза художников Латвии), а после отъезда в Россию стал осваивать гончарное дело.
Кристаллическая глазурь - штука сложная и трудоёмкая. Это, собственно, способ украшения керамики, который был известен ещё в древнем Египте и Китае. А потом про него напрочь забыли.
Более того, считали браком. И только недавно энтузиасты начали возрождать этот метод.
Сначала растирают все компоненты глазури (они могут быть разные) до мельчайшего состояния, затем наносят на предварительно обожженную керамику. И после этого подвергают многократному обжигу при очень высоких температурах.
И результат непредсказуем. Неизвестно как «раскроется» конкретная глазурь на конкретном предмете. И раскроется ли вообще.
Поэтому такой процесс сродни священнодействию.
Второй музей - Историко-художественный музей «Китеж». Экспозиция у него довольно простая. Быт села век назад. Печка, люлька, предметы одежды, ухват, лён... Фотографии 20-х, 30-х, 40-х годов прошлого века. Односельчане, погибшие в Великую отечественную. Казалось бы ничего особенного. Ничего такого, чего бы мы не видели в других музеях.
Но экскурсоводы - жители села. Многие предметы - это личные вещи их бабушек и дедушек. Поэтому вместо сухого экскурса получается душевный разговор. Как жили. Как выживали в суровые годы. Как сейчас живут.
И отдельно небольшой зал посвящён Китеж-граду. Это название знает даже тот, кто не знает что это такое.
А дело в следующем. Близ села Владимирское, за полем, есть озеро Светлояр. Оно округлое, как яйцо. С одной стороны берег представляет собой холм, с другой - плоскость.
Ходят слухи, что под этим холмом скрыто сокровище, какое «едва ли где было и будет когда-нибудь». Под этими холмами, говорят, сокрыт целый город.
А всё началось с того, что в XVII-XVIII веках, когда в среде старообрядцев появился так называемый «Китежский летописец», или «Книга, глаголемая летописец, писана в лето 6646 сентября в 5 день». 6646 год - это 1237 год по-нынешнему летоисчислению. Эта книга включала в себя предание о граде Китеже и озере Светлояр.
Согласно этой книге князь Юрий Всеволодович в 1163 году ездил с визитом к Михаилу Черниговскому, согласовывал «на Руси нашей по укрепленным местам церкви Божий строить и города». До Малого Китежа (что ныне Городец) доплыл по реке Волге, а дальше двинулся по суху.
«..и приехал к озеру, именем Светлояру. И увидел место то, необычайно прекрасное и многолюдное. И по умолению его жителей повелел благоверный князь Георгий Всеволодович строить на берегу озера того Светлояра город, именем Большой Китеж, ибо место то было необычайно прекрасно, а на другом берегу озера того была дубовая роща.»
Начали строить, согласно летописи, каменный Большой Китеж 1 мая 1165 года, а закончили - 30 сентября 1167-го. Всё прекрасно. Только годы жизни князя Юрия Всеволодовича 1188-1238 годы. То есть построил он раньше чем родился? Непонятные всё же эти летописи. Или я чего-то недопоняла.
Тем не менее в 1237 году Батый пошёл в свой «Западный поход». Нашествие было стремительным и жестоким. В 1238 году без боя был захвачен Нижний Новгород, а отчаянно сопротивлявшийся Городец сожжён до тла. Князь Юрий Всеволодович был одним из тех, кто возглавлял сопротивление.
Согласно этой летописи, после того, как был разбит под Малым Китежем, князь Юрий Всеволодович скрылся в Большом Китеже. Батый его искал, но найти не мог. Но нашёлся предатель, показал Батыю дорогу на Светлояр. Тот пришёл, князя убил, но сила Божия не допустила завладеть этим городом.
А дальше есть да варианта легенды. По одной - он покрылся землёю и сделался для всех невидимым. И таким останется до пришествия Христова.
По другой - внезапно из-под земли хлынули фонтаны воды и стали затапливать город и самих захватчиков. Нападавшим пришлось отступить, и они только могли видеть, как город погружался в озеро.
Так или иначе, град исчез. Но люди благочестивые временами будто бы слышат там радостный благовест и звон Богослужения, иногда видят огонь от горящих свеч, воды озера отражают тени церковных крестов, а вода в нем всегда колеблется без всякого ветра.
С тех пор богомольцы потянулись к этому озеру, вода которого стала почитаться святой. Сначала это были старообрядцы (летопись-то с легендой именно они «нашли»). А потом и православные потянулись.
Появилась традиция с молитвою на коленях оползти вокруг озера.
После революции, конечно, здесь проводилась борьба с «мракобесием», но как-то не слишком успешно.
Как только появилась возможность, народ вновь потянулся на Светлояр.
Происхождение самого озера Светлояр пока точно учёными не подтверждено. По последним данным, скорее всего озеро образовалось в результате падения метеорита 2-3 тысячи лет назад. Также проводились работы по изучению дна озера и получены данные: центральная яма-котловина окаймляется системой двух подводных террас, расширяющихся в северной и сужающихся в южной частях озера. При этом погружение нижней террасы произошло примерно 700-800 лет тому назад, что довольно точно соответствует времени нашествия войск Батыя. Так что что-то такое вполне могло иметь здесь место быть.