Во второй половине XVI походом Ермака началось покорение Сибири русскими казаками. А также присоединение Сибири и Дальнего Востока к России.
Такой процесс никогда не проходит легко и просто. Покоряться не любит никто. А тут ещё Россия для местного населения ввела налог пушниной, ясак. То есть каждое племя или род коренного населения обязан был в определённое время сдавать в казну России определённое количество шкурок соболя, куницы, лисицы... Если кто-то отказывался, то сборщики-мытари могли кого-то из рода взять в заложники пока племя не принесёт нужное количество пушнины. Коренное население, естественно, сопротивлялось изо всех сил. Бунтовало, воевало...
Поэтому сбор ясака был делом опасным, требующим защиты тех, кто его собирает. Ну и собранной пушнины тоже. Для сбора ясака пришедшие казаки ставили остроги, то есть ограждённые частоколом «опорные пункты», которые при необходимости использовались как крепость, в которой можно было спрятаться и обороняться.
Вот в июле 1661 в этих местах появился некто Яков Иванович Похабов, с задачей найти местечко и построить очередной острог.
И приглянулся ему правый берег Ангары, против устья реки Иркут. Поставил он тут временный острог, практически зимовку, и пошёл дальше. Дальнейшая судьба Якова Похабова неизвестна, как и предыдущая. Это единственное упоминание его имени в истории. Тем не менее он, получается, основал город Иркутск (по названию реки Иркут) и на берегу Ангары ему установлен памятник.
Место оказалось удобным, так что острог быстро стал обрастать посадом, в котором селились уже приехавшие сюда на ПМЖ люди из России. Местные коренные жители почти все ушли в другие места, город получился русский.
Острог простоял не долго, и 8 лет спустя началось началось строительство уже настоящего Иркутского кремля, а не просто острога.
В 1672 году почти в центре кремля была построена Спасская церковь. Православным, пришедшим сюда, нужен был храм. Он и был построен.
Полное её название Храм во имя Спаса Нерукотворного Образа. Изначально была она деревянной, но сгорела в большом пожаре в 1716 году.
Тогда не только она сгорела, тогда и кремлёвская деревянная стена сгорела, и многие постройки. Впрочем, строить Спасскую церковь в камне задумали ещё раньше, в 1706 году, и в 1710 году уже была в основном построена и освящён верхний (холодный) храм.
Спасская церковь - единственное что дошло до нас от Иркутского кремля.
И еще она - одна из двух старейших церковных каменных зданий Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Вторая находится тут же, рядышком. Это Богоявленский собор.
Полностью - Собор Богоявления Господня. Изначально его построили тоже из дерева, но уже за пределами Иркутского кремля, в 1693 году. Он тоже сгорел во время пожара 1716 года, и его стали восстанавливать в камне.
Судьбы этих двух церквей удивительно похожи. После революции 1917 года в Спасской церкви разместились какие-то мастерские, общежития. В Богоявленском соборе - хлебзавод и, опять же, общежития.
В 1960 году обе церкви хотели снести, уж очень они неприглядно выглядели, а в город намечался визит Президента США Дуайта Дэвида Эйзенхауэра. Неудобно ж перед высоким гостем.
Нужно было получить на снос разрешительные бумаги из Москвы. С целью подписать бумаги в Иркутск выехала московский архитектор Галина Геннадьевна Оранская. Сложно сказать какие чувства она испытала, увидев то что увидела, особенно учитывая, что она была ещё и историком, и этнографом.
Главное, что под её рукой бумаги на снос чудесным образом превратились в бумаги на реставрацию обоих церквей, которая началась незамедлительно.
С той поры она практически «осела» в Иркутске. Огромное количество зданий она спасла от сноса и разрушения. Кстати сказать, Тальцы - это тоже её рук дело. Вот уж кому нужно ставить памятник!
В 1680 году на берегу Ангары, в месте, где в неё впадает речка Ушаковка, был основан один из первых в Сибири монастырей, Монастырь во Имя Знамения Божией Матери, или просто Знаменский монастырь.
Как водится, сначала это были деревянные здания, но уже в 1762 году отстроенные в камне.
Знаменская церковь, приходской храм на территории монастыря, начал строиться на деньги местного купца в 1757 году.
Удивительно, но после 1917 года церковь не закрыли. Вернее, закрыли, но лишь в 1934 году. И то не надолго. В ней разместили авиаремонтные мастерские, но после Великой Отечественной войны их убрали и с 1945 года церковь была возвращена Иркутской епархии.
Иркутск оказался очень удобно расположен. В 1682 году он становится центром Иркутского воеводства, объединяющего все остроги Прибайкалья. В 1686 году ему присвоен статус города.
А раз город, то у него должен быть герб. Что там было с гербом точно неизвестно, только вот в 1790 году Екатериной II был утверждён герб «В серебряном поле щита бегущий бабр, а в роту у него соболь. Сей герб старый».
Бабром русские называли некоего тигра, который периодически забегал в Иркутские земли из Китая. Но печати изготавливались вдалеке от Иркутска, там понятия не имели кто такой бабр. Подумали, что опечатка, должно быть бобр. Сильно разбираться не стали и появился на гебре неизвестный науке зверь с кошачьей головой, перепончатыми лапами и пышным хвостом. Зато во рту - соболь.
Практически вся торговля с Китаем в то время осуществлялась через Иркутск. Город становится богатым, купеческим. И заводы появляются, и фабрики... А тут ещё царь разрешил пушнину в Китай продавать минуя казну. Буквально золотой век купечества.
Но до революции ещё есть время. В самый разгар золотого века купечества власти вспоминают, что Сибирь - прекрасное место ссылки. И отправляют сюда декабристов после провалившегося восстания 1825 года.
Но даже не самими декабристами известен Иркутск, а их жёнами. Им установлен в городе памятник.
Многие жёны, невесты и прочие родственники хлопотали о том, чтобы получить разрешение на выезд в Сибирь, но им было отказано. Получили его лишь 11 женщин.
Княгиня Екатерина Ивановна Трубецкая первой получила такое разрешение и отправилась вслед за мужем. В Иркутске она провела 5 месяцев. Губернатор Иркутска Иван Богданович Цейдлер получил из Петербурга высочайшее предписание уговорить её вернуться назад. Уговаривал, грозил, молил, доказывал, рассказывал чего она лишается... Безрезультатно.
Дом Трубецких
Не успела Трубецкая уехать, как на смену ей приехала княгиня Мария Николаевна Волконская. Она поселилась в той же квартире, что до этого жила Трубецкая, и прошла тот же путь долгих уговоров губернатора Цейдлера. Если помните, в фильме «Звезда пленительного счастья» роль губернатора гениально сыграл Иннокентий Смоктуновский.
Click to view
Волконскую мурыжили меньше, меньше чем через месяц она получила «подорожную» и двинулась дальше, за мужем на каторгу.
Дом Волконских
По окончании срока каторги, в 1845 году, князья Волконские и Трубецкие получили разрешение поселиться в Иркутске.
Там же в то время проживали и другие «декабристы» и они кучковались вокруг этих двух семей. Как минимум потому, что семьи Волконских и Трубецких были богаты и имели возможность финансово поддерживать своих родственников. Так что и те и другие жили не так уж и стеснённо.
Дома, где они жили, сохранились и являются сейчас музеями. Мы посетили только один, дом Волконских.
Click to view
Незаметно подкрался ХХ век, а там и революция. В марте 1917 года из тюрьмы в Иркутске были выпущены все политзаключённые. А их сюда ж много сослали. Так что настроения в городе были соответствующие. Революционные.
И тут в историю Иркутска вплетается ещё одно историческое имя, Александр Васильевич Колчак. Он был дворянином, морским офицером, учёным, океанографом, географом, полярным исследователем. Его живо интересовал Дальний Восток, Северный Ледовитый океан, он был участником нескольких полярных экспедиций.
Но был он ещё и военным человеком. Он принимал участие в русско-японской войне. Потом Первая Мировая война, Колчак служит в штабе командующего Балтийским флотом. 28 июня 1916 года указом Николая II, Колчак произведён в вице-адмиралы и назначен командующим Черноморским флотом. И тут революция. И отречение Николая II от престола. В стране неразбериха. Колчак шлёт запросы, в Ставку, требуя разъяснений, кто в данный момент является «законной верховной властью» и кто - Верховным главнокомандующим. Ответа нет.
И он берёт инициативу на себя, став руководителем белого движения, боровшегося против большевиков. Верховным правителем. И, собственно, он, как и большевики, считал, что залог успеха - жёсткая диктатура. Так что довольно спорная фигура в истории.
Надо сказать, что в годы Первой мировой войны в составе русской армии из пленных чехов и словаков, служивших ранее в австро-венгерской армии, был сформирован Чехословацкий корпус, воевавший против Германии. С одной стороны они были против большевиков, с другой - им очень хотелось домой, подальше от этой чуждой им разразившейся в России войны. И они стали продвигаться в сторону Владивостока, чтобы оттуда уплыть восвояси.
А тут ещё к истории золото примешалось. Золотой запас России на момент Первой мировой войны был одним из крупнейших. Часть его хранилась в банках в Казани. Большевики захватили Казанское золото, но его у них быстро отбили белые. В числе тех, кто штурмовал и захватывал золото, был Чехословацкий корпус. И далее под охраной того же Чехословацкого корпуса через Самару золото отправилось в Омск, где поступила в распоряжение Колчака. По дороге несколько миллионов пропали, но не суть...
В конце декабря 1919 года власть в Иркутске захватил так называемый «Политцентр», состоящий из эсеров и меньшевиков. Он объявляли что в равной степени и против Колчака (который был у власти в Сибири с 1918 года) и против большевиков. Колчак вместе с золотым запасом эвакуировался из Омска в Иркутск, но столкнулся с Чехословацким корпусом. Чехословаки повелись на то, что Политцентр против большевиков и сдали ему Колчака с золотым запасом за право покинуть Россию на корабле из Владивостока. 15 января 1920 года Колчак был передан предан Политцентру. А уже 21 января Политцентр передал власть в Иркутске Иркутскому военно-революционному комитету. Политические игры, они такие... А с ней и адмирала Колчака.
Фото Татьяны Дудоровой
В ночь с 6 на 7 февраля адмирал Колчак был расстрелян. Где именно это произошло, доподлинно неизвестно. Одно из предполагаемых мест - около Знаменского монастыря. Здесь ему и установили памятник в 2004 году.
7 марта 1920 года в город вошла Красная Армия и начался советский период истории Иркутска.
Среди сосланных на каторгу в Сибирь во времена царской России был некто Иов Исидорович Гайдай. Как и многие ссыльные, после отбывания срока, он остался в Сибири. 30 января 1923 года у него родился сын Леонид и семья переехала в Иркутск.
Кто ж знал, что мальчик станет всеми любимым советским режиссёром. И ни капли культовости, только любовь, безграничная и всенародная. Поэтому памятник ему в Иркутске вполне уместен.
Ну и, конечно, его неразлучная троица: Трус, Балбес и Бывалый в исполнении Георгия Вицина, Юрия Никулина и Евгения Моргунова.
Честно говоря, не досмотрели мы город. Слишком мало оказалось времени.