Клеим HDR панораму в Lightroom CC

Mar 30, 2016 19:11



Иногда так бывает, что задуманный кадр никак не хочет влезать даже в самый широкоугольный объектив. Например, невозможно отойти от объекта съемки дальше, а может и можно, но авторская задумка требует акцента на переднем плане которого никак не добиться без склейки нескольких вертикальных кадров в один горизонтальный.
Много бывает разных ситуаций. Но иногда необходимость панорамы усугубляется еще и тем, что перепад яркостей в сцене настолько большой, что никак не хочет влезать в динамический диапазон матрицы фотоаппарата и мы начинаем снимать с брекетингом в надежде потом из всех этих брекетингов и кусков панорамы собрать шедевр.


Раньше самым рациональным способом была следующая последовательность действий - сшить панораму по каждой из экспозиций в каком-нибудь PTGui или любой другой программе сшивки панорам. При этом очень важно чтобы все кадры для панорамы снимались со штатива, потому что в противном случае вы получите по разному сшитые панорамы для каждой из экспозиций. Важно проследить чтобы все панорамы были собраны по идентичному шаблону и алгоритму, иначе потом hdr не сложится. Ну а потом клеим получившиеся панорамы в hdr в каком-нибудь фотоматиксе. А т.к. фотоматикс отличается не самым естественным результатом, то получившуюся hdr панораму еще надо "допиливать" в фотошопе чтобы получить что-то естественное и близкое к реальности на выходе. Получается, что в процессе задействовано три различных программы, потрачено куча времени, а любая ошибка на любом из этапов приводит к необходимости начинать все заново. А уж если кадры снимались с рук, то за выравниванием и сшивкой можно провести не один вечер пытаясь совместить то, что сдвинулось при съемке. Делать сначала hdr, а потом собирать их в панорамы, тоже не самое благодарное занятие, потому что можно огрести кучу проблем с последующим выравнивание яркостей и цвета отдельных hdr файлов в панораме.

В Lightroom CC (ну и Lightroom 6 заодно) появилась возможность делать hdr и панорамы сразу из raw фалов. Никаких конвертаций при которых теряется информация и ухудшается качество снимка. И весь процесс происходит в одной программе практически с raw файлом.

Описание всего процесса укладывается в одно предложение - клеим hdr из разных экспозиций, а потом из hdr собираем панораму. Все. Никаких шаманских танцев с шаблонами панорам и контрольными точками. Так как сначала делается hdr, а потом уже панорама, то снимать можно смело с рук, не опасаясь, что оно потом не состыкуется. Результатом склейки является dng файл в котором сохраняется все лучше от всех экспозиций. Таким образом, в результате всех склеек мы получаем dng файл в виде панорамы в котором есть информацию со всех экспозиций и который можно обрабатывать как обычный raw файл с камеры.

Наглядно этот процесс изображен на картинке


А теперь расскажу по шагам весь процесс чтобы было понятно что и как делается.
Картинка, правда, у меня не самая художественная. Но зато очень показательная для панорамы и вытягивания пересвеченных деталей. Это снимок со дна ущелья в испанской Ронде. Знаменитый мост довольно близко, если отходить дальше, то он скрывается за поворотом и кустами. Само ущелье в тени, солнце еще слишком низко и не добивает до дна ущелья, а небо слишком яркое, хоть пасмурное. Из-за того что мост довольно близко, а снимала я на широкоугольный объектив вертикали на исходных кадрах сильно завалены - отличный пример чтобы проверить то как Лайтрум с этим всем справится.

Вот исходные кадры - это три группы по два кадра. Одинаковым цветом выделены кадры сделанные с брекетенгом, их надо будет объединить в hdr. А затем каждая из групп станет частью панорамы.


Из обычного и недоэкспонированного кадра клеим hdr


Опций тут никаких особо нет, нету кучи ползунков для тонмаппинга, нет жуткого количество настроек. Но и на выходе мы получам не jpeg который толком и нельзя обработать, а полноценный dng файл, в котором есть все детали в светах и тенях.


Настройки тонмаппинга в данном случае не существенны, потому что фотография кадр все равно потом будет клеится в панораму и редактировать будет уже все вместе.
Auto align пригодится, потому что кадры я снимала с рук.

Вот результат. Если подвигать ползунки экспозиции и подтянуть света и тени видно, что детали есть и в светах и тенях - получившийся hdr файл содержит всю информацию из светлого и темного исходников.


Аналогичным образом поступаем с оставшимися двумя парами экспозиций и склеиваем их попарно.
В результате этих нехитрых и автоматических манипуляций получаем три dng файла с большим-большим динамическим диапазоном.

Получившиеся три файла сшиваем в панораму


Тут тоже ничего мудреного - все происходит автоматически, даже если вы захотите задать контрольные точки, то не сможете. Выбрать можно, разве что, тип проекции результирующей панорамы. Сначала мне казалось, что в таком простом интерфейсе невозможно получить нормальный результат. Исходники у меня были не самые простые, обычно при сшивке кадров с заваленными вертикалями и с искажениями от широкоугольной оптики надо довольно кропотливо и точно расставлять котрольные точки и выравнивать вертикали и горизонт. Тут все произошло автоматически.
Да, вертикали на результирующей панораме чуть завалены, но следов сшивки нет, а это самое главное.

Самое приятное, что теперь панораму можно обрабатывать просто как обычный raw файл, градиенты, вытягивание теней и прочие приятные коррекции отлично работают.
Восстанавливаем выбитое небо - уводим Hightlight в минус, Shadows в плюс, корректируем точку черного


Пришло время заняться вертикалями. Для начала исправляем завал горизонта - делаем так чтобы центральная опора моста была вертикальна.


Для того чтобы исправить искажения пригодится вкладка Lens Corrections в режиме Manual - тут можно скорректировать дисторсию и завал по вертикали. Двигаем ползунки пока опоры моста не встанут вертикально.


Небольшая корректировка цветов. Тут каждый волен поигать и поэксперементировать на свой вкус.


Еще одна очень приятная возможность, которая появилась в новом Лайтруме СС - можно кисточкой редактировать градиент. Это действительно то, чего не хватало в предыдущих версиях и благодаря чему можно обрабатывать сложные кадры без необходимости создавать маски в фотошопе.

Обычный градинет в данном случае кроме неба затемняет и верхнюю границу ущелья и деревья, что выглядит очень неаккуратно и неестественно


Для того чтобы отредактировать градиент и певратить его в маску сложной формы надо в режиме редактирования маски выбрать кисть, поставить ей режим Erase, а дальше регулируя плотность, размер и размытие "замазать" те области которые надо исключить из градиента.


Галочка Auto говорит лайтруму чтобы при работе кистью выбирались сходные по яркости участки - это очень удобно и полезно при обработке границ. В моем случае граница между мостом и небом четкая, при этом воздействие градиента с моста мне надо удалить, а на небе оставить. При авто режиме и рисовании по мосту будут выделяться только пиксели моста, небо не попадет в область обработки.
На скриншоте красным цветом подсвечены области которые подвергаются воздействию градиента, и хорошо видно то что было исключено с помощью кисти. Можно было бы порисовать точнее и аккуратнее, но мне было важно показать принцип, поэтому я не слишком усердствовала.


Я довольно долго эксперементировала с этим режимом и пришла к выводу, что он работает довольно аккуратно и точно, во всяком случае никаких крупных ошибок в алгоритме не заметила - действительно выбираются близкие по яркости пиксели и воздействие получается очень мягким и плавным, а результат довольно ественным. В своем примере я намеренно немного утрировала эффект от притемнения неба для большей наглядности и чтобы показать работу инстумунтов.

вот результат


Еще раз хочу акцентировать внимание, что все обработка от импорта raw файлов с камеры до сохранения результата происходила в Лайтруме, никаких дополнительных программ и плагинов не использоваталось.

Вот увеличенный кусок из центра, оттуда где проиодит граница панорамных кадров - такие места довольно плохо поддаются автоматической сшивке потому что сложно совместить вертикали наклоенные на разных кадрах в разные стороны. Тут же можно оценить качество маски нарисованной кисточкой прямо поверх затемняюего небо градиента.


Кроме описанных возможностей по редактированию градиентов кисточкой, склейки панорам и hdr в Lightroom CC есть возможность синхронизировать фотографии в облако и между разными компьютерами и даже телефоном. Т.е. без всяких лишний сложностей и настроек вы можете сначала редактировать фотографию на компьютере, потом на ноутбуке, а закончить на телефоне - ни одна из коррекций не потеряется. И это не считая того что вся работа будет в облаке без единого шанса потеряться.

Благодаря новым возможностям около 90% фотографий, тех которые не требуют сильной коррекции, сложных масок и продвинутой работы с цветом можно обрабатывать только в Лайтуме ускорив процесс потоковой обработки и подготовки фотографий к публикации в несколько раз.
Ура.

Оригинал взят у liseykina в Клеим HDR панораму в Lightroom CC

фотография

Previous post Next post
Up