Атлас улицы Пушкина

Jun 06, 2015 22:04

Оригинал взят у fima_fr в Атлас улицы Пушкина

Когда-нибудь это должно было случиться и опубликоваться.

Прошлым летом, 6 июня, была проведена акция Выходи #наПушкина - прогулка, экскурсия, лекции и чаепития, перформансы и легкие художественные интервенции. Следы ее можно видеть до сих пор - объявления со стихами сохранились. В эту субботу, в пушкинский день состоится вторая такая прогулка. Я бы рассматривал это как опыт “праздника улицы” - возможно примут участие слушатели студии Либеров-центра, уже повторно выйдут на улицу Залесов и Скок с лекцией про костюмы, опять будет экскурсия Елены Завьяловой (расписание прогулки в целом: http://e-n-z.livejournal.com/633926.html). Надеюсь, присоединятся жители улицы, в 14.10-14.40 над улицей пролетит вертолетик, с камерой, который сделает ее видео и фото-портрет, можно выйти, помахать ручкой, флажком, портретом Александра Сергеевича или еще чем-нибудь.

Когда я рассматривал яндекс-панорамы - прошлого проезда - там были и спящие жестянщики у Артиллерийского дивизиона, и ребенок с отцом, и какая-то дама в нижнем (простите) белье в модном салоне. Атмосферно.







В течение прошлого года, в рамках инициативы #проПушкина Омского клуба, мы совершили пару организованных прогулок с целью исследования - в основном, к сожалению, зимой. Владимир Кунгурцев вооружился фотоаппаратом и провел полноценную фиксацию существующего состояния улицы, попутно делясь воспоминаниями - он один из аборигенов. Мне было интересно создать атлас улицы - собрать факты о ее существовании, структуре, бытовании, выделить памятные и интересные места, точки роста и проблемные участки. В результате “медленного хождения”, изучения источников, сформировалось несколько схем.




Улица Пушкина расположена между проспектом Маркса и ул.Жукова. Если бы не завод Сатурн, она могла бы перейти в ул.Орловского и дойти до Транссиба, связывая его с Омью. На фото 1940-х годов можно видеть еще Николаевский мост через реку, который соединял ул.Пушкина и Краснофлотскую. Улица носила название Часовитинской  - Часовитин владел первым каменным домом (на перекрестке с Думской, снесен), после Казачьего рынка - ул.Фабричная - напротив была суконная фабрика. Завершалась она у Военных складов, Южной заставы.Улица проходит мимо жилых кварталов, мимо усадеб, бывших доходных домов, нескольких скверов. Прилегающие кварталы застроены в основном периметрально, как европейский город, хотя внутри, в 70-е появлялась и строчная застройка и школы как в микрорайонах. Дореволюционный квартал был небольшим, после 50-х он значительно увеличился - Юнгородок, городок ОмГУПСа, Дом Мод - об этом свидетельствуют. В результате количество связей с параллельными - Маркса и Жукова - улицами значительно уменьшилось, возможности выбора автомаршрутов сократились. Определенно планировочными центрами на улице являются перекресток с Думской/Лермонтова; Казачий рынок; сквер в Юнгородке.




Карта наследия - попытка считать коды в пространстве. Один из старейших рынков города, не сдвинутый с места - Казачок/Казачий - собирает улицу. Считывание лиц - Коробейникова, Кадыша, Колчака, Иоанна Кронштадтского, новобранцев, уходивших из военкомата, возможно известных жителей - дает представление о том, кто бывал здесь, ходил, гулял, жил. По этой карте считываются и участки однородной среды - медленное гуляние позволяет оказаться то в городе 19 века, то в послевоенном классицистическом, то в оттепельных 1960-х. На этой же карте - творческие пространства, арт-объекты. Несколько “симметричных” участков - могут стать отправными точками для формирования визуального разнообразия среды улицы.




Другим слоем атласа является уличный фронт - количество этажей, распределение различных функций по ним, наличие входов и их частота позволяют оценить смену типов использования - жилой квартал, торговый, офисный, городской - когда они перемешаны, сквер. Виден торговый центр - торговая улица у Казачьего рынка, который продолжается до ул.Маяковского. Улица Валиханова, чуть дальше - ул.Лермонтова представляют форматы уличной торговли - киоски и лотки, тем самым фиксируя пик пешеходного трафика (на остановки). Частота входов зависит от исходной функции - жилые дома, общежития медленно принимают коммерцию на первый этаж, а административные здания (выделены красным в списке интересов) обычно имеют их малое число и серьезный контроль доступа. Увеличение частоты входов, витрин, событий (арт-объектов), скверов - сделает улицу привлекательной для пешеходов: сейчас четко выделяются тихие участки - от Потанина до Бульварной на юге и Чкалова-Лермонтова, после Думской на севере. Функциональное распределение влияет на востребованность парковочных мест. Также выделяются специфические узлы - конгрессно-банковский на Думской, цветочный базар на Лермонтова, Ярмарка у Казачка, рестораны у Двух поэтов, Юнгородок - которые можно в дальнейшем развивать.




Доступность пространства сейчас наиболее больной вопрос - и качество дорог, и расположение парковок с одной стороны, качество тротуаров с другой - пошаговая оценка, фиксация деградировавших в этом отношении участков показывает, что ключевые для доступности (соотнесите с функциональностью фронта) места - рынок, Думская/Пранова, Бульварная, Потанина, Масленникова - в весьма плохом состоянии - где-то утрачены (буквально) тротуары, их перегородили и устроили парковку, где-то отсутствует бордюр и есть натуральная обочина. Профиль улицы, что сейчас редко, включает кроме двух-трех полос движения и парковок, газон или деревья, тротуар и придомовой палисадник, часто со специальным ограждением, хотя и плохо сохранившимся - в Юнгородке, или вблизи ул.Почтовая, Чкалова. Довольно приличные по качеству среды фрагменты есть у Провианта, Дома Мод (перед главным входом), у БЦ на Думской (в сторону Думской), у Таможни - выполнено зонирование, местами - озеленение, авторские или увязанные с фасадом светильники.




В результате такого довольно банального анализа можно выявить опорные и проблемные точки, на которые стоит направить усилия, опорные многофункциональные участки, узлы, требующие поддержания и реставрации, и возможные концепты (в том числе - ранее опубликованные - проект по набережной Оми, реконструкцию перекрестка Два Поэта, дальнейшая трассировка ул.Циолковского) - редевелопмент с сохранением наследия на территории Артиллерийского дивизиона, соединение с ул.Орловского через территорию завода Сатурн (там, кстати, замечательная зеленая аллея расположена).




Завершу, пожалуй, тремя кадрами - средовыми фрагментами улицы.




Перекресток с ул.Масленникова - потенциальный модный перекресток, где уже находятся ателье, салоны, продают ткани и занимаются макияжем.




ул.Маяковского - характерная застройка 1950-х годов. Аркады, даже есть маркизы, три ресторана в трех из четырех домов. народное название “Два поэта”.




И перекресток с ул.Почтовая - 1910-е годы, дерево, камень, шпили и купола (такие же как на Любинском проспекте!). Рядом когда-то располагалась первая крепость, за кирпичным домом - цветочный базар.

Еще раз приглашаю на прогулку - от перекрестка с ул.Думская в 14-00!

Информация о прогулке - в группе: https://vk.com/propushkina

Информация о проекте #наПушкина - на сайте Омского клуба http://omsk-club.ru/publ/23-1-0-145

Омск

Previous post Next post
Up