ВОПРОС СТУДЕНТА ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
Уважаемый ………, добрый день!
Помогите, пожалуйста, разобраться со следующими мыслями:
Культурология - наука относительно новая и до ее возникновения, и после,
людям легче или комфортней жить не стало. Как, например, в физике или в
математике: тут мы видим изобретения, которые облегчают людям их
существование, привносится комфорт в их бытовое окружение, грубо говоря - "результат на лицо".
Теперь я хочу понять, в чем, собственно, польза науки культурология?
Умение дать понять людям где, как и когда они существуют? И тем самым что? Мотивировать их? От изменения их мировоззрения будет в лучшую сторону развиваться общество?
Простите мне мое невежество, но тут у меня стопор.
Я помню, что Вы про это что-то говорили, но я не запомнил и не записал, о
чем и жалею нынче. Разъясните, пожалуйста.
Я понимаю, что не должен подобное спрашивать, проучась пять с половиной лет на нашей кафедре, но лучше мне сейчас будет неловко и стыдно, зато в
дальнейшем я буду владеть важной информацией.
Спасибо.
С уважением,
………………..
ОТВЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СТУДЕНТУ
Здравствуй, …………….,
сначала, относительно оговорок. Я думаю, что задавая свои вопросы, ты прав. Ты думающий человек (это - твоё достоинство). А не было бы тех пяти лет, ты бы не догадался задать эти вопросы.
Коротко ответить нелегко. Правда, длинно отвечать - тоже, но уже по другой причине. Наверное, нужно будет вступить в диалог, в переписку, чтобы разобраться постепенно.
Результаты естественных наук (ты называешь физику) "налицо" потому, что мы видим, как им воспользовались. Сначала естествознание учило тому, как устроен мир (после отступления религии в XVII в.), а в XX веке наука стала, как тогда выражались, "производительной силой". Перед нами и сейчас есть "ненужные", т.н. фундаментальные науки, на которые денег всё время не хватает. Они - о законах природы, о свойствах вещества и т.п., за них чаще дают Нобелевские премии, и в большинстве случаев мы даже не знаем имена этих лауреатов. Есть науки "прикладные" - расчеты, технологии, синтезы и проч. Мы этих ученых тоже не знаем, но знаем, что компьютер без "информатики" не построишь.
Положение культурологии может быть описано похожим образом. Учение о культурах, об их исторических сменах, - о том, что, скажем, Возрождение было сложным переходом от Средневековья к Новому времени, а сегодня мы живем в культуре, которая оставила позади себя это Новое время и является, поэтому "пост-модерном" - всё это уже "общие места", очевидные вещи. Благодаря культурологии.
Свойства Современной массовой культуры мы обсуждали на IV курсе. О них пишут те, кто изучает массовые движения, субкультуры, повседневность и прочее. Все это, как оказывается, нужно. Но, не всем. Мне, как оказалось, не нужна водка или сало. То же и с прикладной культурологией. Есть люди, умеющие проанализировать современный текст. И есть люди, которым этот анализ не нужен. Мир состоит из разных людей, из по-разному думающих людей.
Твой вопрос, делаются ли общество от этого лучше? Но это - другой вопрос. Он состоит в том, хотят ли люди этого общества стать лучше. И как они это "лучше" себе представляют. Если хотят, то культурология им поможет, а если нет, сам понимаешь, им и физика не поможет.
И то правда, что люди не всегда хотят "стать лучше", но хотят "лучше жить". Эту разницу следовало бы обсуждать отдельно.
Суммирую так.
На культурологию не надо навешивать ответственность за судьбы мира, она может отвечать на вопросы, но задавать их должны люди. Ты пишешь: "Теперь я хочу понять, в чем, собственно, польза науки культурология? Умение дать понять людям где, как и когда они существуют? И тем самым что? Мотивировать их? От изменения их мировоззрения будет в лучшую сторону развиваться общество?".
Тут я почти со всем согласен. Только мотивировать людей должны они сами, а не культурология (она же не религия!). А вот помогать людям понять себя и мир вокруг себя, может и культурология. Если, конечно, они захотят этого. Вот ты же задал эти вопросы!
Всего доброго тебе,
Твой...