1. Когда мы читаем или слышим известные слова, «что все люди созданы равными» (из Декларации независимости США), думаем ли мы, что это значит, в то же время, что все люди созданы одинаковыми?
Возможно, что нет. Каждый видит перед собой в зеркале персону, которая является единственной в мире. И это убеждает нас поверить в то, что все люди разные.
2. Но как же так, что все люди на Земле разные и одинаковые одновременно?
Ответ, вероятно, зависит от ситуации. Мы хорошо различаем людей, с которыми живем вместе или работаем вместе каждый день. И еще близких друзей. Но всех остальных людей мы различаем так же, как различаем все вещи - прежде всего по физическим признакам: полу, возрасту, росту и телосложению, цвету волос, одежде и т. д.
Если же мы объединяем людей в группы, то обычно, по одному пункту сходства: жители, путешественники, покупатели... и в этих случаях они для нас одинаковы.
3. Это касается и больших групп. Иногда народам дают определения в зависимости от места их проживания, например «народы моря», «горские народы, горцы», «островитяне», «Австралийцы», «Азиаты». В таких случях все люди в этих группах считаются одинаковыми и равными. «Древние греки», «флорентийцы», «британцы» - это тоже названия групп по месту их расположения, и людей в этих группах.
Но в какой степени эти названия указывают на что-то важное в группах, и что следует считать важным в группах людей, которых вы никогда не встречали?
4. Историю делают большие группы. И да, иногда говорят, что историю делают «великие» люди (например, Александр Македонский). Но они всегда действуют вместе с большими группами. У Александра была армия. И его солдаты нам кажутся одинаковыми (хотя для своих соратников они были различными). Поэтому нам важно знать, чего хотели его солдаты - хотели все вместе, а не каждый в отдельности.
Так вот в чем проблема: как увидеть всех как одного, когда есть только много отдельных? Или по-другому: что такое общность людей при их разных личных особенностях?
5. Как себя чувствуют большие группы, в которых люди не знают и не могут узнать друг друга, как они ощущают свое партнерство и единство?
- Воины Рима чувствовали себя одной армией,
- Члены большого племени знали себя как большую семью,
- 1,5 миллиона китайцев осознают себя принадлежащими к одной нации.
Во всех этих и многих других случаях партнерство многих людей основано на тех особых общих знаниях, которые люди получают друг от друга, и которые мы называем «картиной мира». Во всех случаях мы видим, что группы обычно занимают особое место в этих своих картинах мира, в своем мировоззрении.
6. Образ / картина мира мотивирует к действиям всю группу вместе:
- Крестовые походы возникли из представления об Иерусалиме как о ключевом центре сакральной истории.
- Колониальные захваты вырастают из представления европейцев об «разуме» как боге «эпохи Просвещения», который ближе к ним, чем к людям на других континентах.
- Путин и его люди убеждены, что в то время, когда «все боги уже мертвы», новый мир будет принадлежать сильным и жестоким авантюристам.
Следовательно:
Чтобы понять историю, нам необходимо изучить картины мира разных больших групп, разных народов. Потому, что псредством общей картины мира группа неповторимых индивидов может стать суммой одинаковых соучастников исторического действия.